12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Петрова Марина684
Россия, Карелия респ., Сортавала

 

МКОУ Сортавальского МР РК

Рускеальская ООШ

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности по истории

«Вспомогательные Исторические Дисциплины»

5 класс

срок реализации – 1 год

 

Петрова М.Б.

учитель истории и обществознания

МКОУ Сортавальского МР РК Рускеальская ООШ

Пояснительная записка.

Вид реализуемой рабочей программы – дополнительная общеобразовательная

Курс «Вспомогательные Исторические Дисциплины» реализует межпредметный (история, литература, география, математика) подход к изучению вопросов истории.

Он направлен так же на расширение базового курса истории и развитие интереса к предмету. Курс должен способствовать расширению кругозора учащихся, их креативных способностей и коммуникативных качеств. Программа предполагает использование возможностей ИКТ в подготовке учебного, методического и наглядного материала к занятиям, самостоятельной работе учащихся на уроке и дома, проектной и исследовательской деятельности. Курс рассчитан на учащихся 5-х классов.

Цель курса.

Дать возможность ученикам составить целостное представление о ВИД и

реализовать свой интерес к предмету «история»

 

Основные задачи курса.

познакомить учащихся с Вспомогательными Историческими Дисциплинами, дать их характеристику

развивать умения учащихся работать с исторической информацией, решать творческие задачи

развивать познавательный интерес и креативные способности учащихся

сформировать и закрепить мотивацию выбора истории для последующего углублённого изучения в старших классах

развивать коммуникативные качества учащихся

 

Методы преподавания и обучения.

Данный курс предполагает использование различных методов обучения:

словесные - рассказ, лекция, беседа, сообщения;

наглядные – работа с иллюстративным материалом, историческими предметами; самостоятельная работа - работа с литературой, с историческим источником;

исследовательские – составление родословной,

ИКТ – создание презентации и т.д.

 

Формы организации работы учащихся.

Самостоятельная работа: поиск информации, написание сообщений и рефератов,

работа с ЦОР, выполнение творческих заданий.

Коллективные формы работы: дискуссии, собеседования, игры.

Планируемый результат.

1. успешная самореализация учащихся в учебной деятельности

2. расширение знаний учащихся в области исторической науки

3. формирование умения работать в коллективе

4. создание ЦОР «ВИД»

5. расширение социальной компетентности учащихся

 

Тематическое планирование.

урока

Тема раздела.

Кол-во часов

1.

Введение. Муза Клио и её свита.

1 час

2 - 3.

 

Палеография – наука об истории письменности.

2 часа

4 – 5

Археология – наука о вещественных исторических источниках.

2 часа

6-7

 

Антропонимика – наука о происхождении имён.

2 часа

8 -9

Геральдика – наука о правилах составления гербов.

2 часа

10

Генеалогия – наука о правилах составления родословных.

1 час

11

Нумизматика – наука об истории денег.

1 час

12

Сфрагистика – наука об истории печатей.

1 час

13

Топонимика – наука о происхождении географических названий.

1 час

14

Метрология – наука о системах измерений в прошлом и настоящем.

1 час

15-16

Хронология – наука о системах измерения времени в истории.

2 часа

17

Итоговое занятие.

1 час

Содержание обучения.

занятия

Название темы и занятия.

Содержание

Основные понятия и виды работы

Задания

на дом

1

Введение в курс:

«В гостях у Клио».

1.Знакомство с целями и задачами курса.

2.Формирование первоначального представления о содержании курса.

3.Распределение работы над презентацией.

- ВИД

- исторические источники

 

2 – 3

Палеография как наука.

1. Значение письменных источников для изучения истории.

2.Проблемы, возникающие при изучении письменных источников.

3.Цели и задачи палеографии как науки.

- письменные исторические источники

- тайнопись, криптография

Сообщения по темам:

-Письменность в Древнем Египте

-Письменность в Финикии

-Письмо у Индейцев доколумбовой Америки

-Письменность у славян

Прочитать рассказ Киплинга «Как появилась письменность»

 

На чём, чем и как писали люди в разные времена.

1.Материал и орудия для письма

2.Виды письма

3.Возникновение славянского алфавита

4.Искусство рукописной книги

5.Летопись как исторический источник

- пергамент, папирус, береста, бумага

- иероглиф, пиктограмма, буква,

узелковое письмо

- Кирилл и Мефодий

Зашифровать послание своему другу или составить кроссворд по теме.

 

4-5

Археология как наука.

1.Значение вещественных исторических источников для изучения истории.

2.В экспедицию с археологом.

- археолог

 

«Говорящие находки»

1.Наиболее яркие события в истории

археологии.

2.Знаменитые археологические памятники

мира.

3. «Листы каменной книги» Карелии

Работа с презентацией «Петроглифы»

(ЦОР «Карелия в прошлом и настоящем»)

 

6 – 7

Антропонимика как наука.

1.Значение антропонимики для изучения истории.

 

Провести статистическое исследование «Имена в нашей школе».

Что в имени тебе моём…

1.Способы образования имён и фамилий.

2.Откуда пришло моё имя.

 

Подобрать из литературных произведений примеры «говорящих» фамилий.

«Говорящие» фамилии литературных героев.

 

Круглый стол «Что мне рассказали фамилии героев» (интегрированное занятие с литературой)

 

8-9

Геральдика как наука.

1.Возможности герба как исторического источника.

   

Происхождение гербов и правила их составления.

1.Герб родом из средних веков…

2. Основные элементы и правила

составления рыцарских гербов.

3.Гербы городов.

4.Герб Сортавала.

Экскурсия в Музей Северного Приладожья

Создать герб посёлка, класса, школы, семьи.

Государственные гербы России.

1.История российского государственного герба.

2. Современный герб России.

Презентация «Символы России»

 

10

.Генеалогия как наука.

1.Возможности генеалогии как исторического источника.

2.Знаменитые генеалогии России.

-род, родословие

- семья и степени родства -предки, реликвии

Подготовить рассказ об одном из своих предков или о семейных реликвиях.

Варианты записи родословных.

1.Восходящий способ.

2.Нисходящий способ.

 

Составить свою родословную.

Родословная моей семьи.

 

Круглый стол «Расскажи о своём роде»

 

11

Нумизматика как наука.

1.Роль монет в изучении истории.

2.Коллекционирование монет.

- нумизмат, коллекция

- клады

 

Возникновение денег и их назначение.

1.Что выполняло роль денег в древности.

2.Первые монеты – откуда они.

3.О чём рассказали монеты.

-аверс, реверс

Придумать и нарисовать деньги для фантастической страны.

Русская денежная система.

1.История русской денежной системы.

2. Деньги современной России

   

12

Сфрагистика как наука.

1. Значение сфрагистики для истории.

   

Происхождение и назначение печати.

1.Когда и почему появляются печати.

2.Внешний вид и способы изготовления печатей в средние века.

3. Современные печати и их назначение.

Практическая работа: «Изготовление печати»

 

Печать как исторический источник.

1. Особенности печати как исторического источника

Практическая работа: «Что нам рассказала печать»

 

13

Топонимика как наука.

1.Значение топонимики как исторического источника.

   

Способы образования географических названий.

1. Способы образования географических названий.

2.Географические имена – свидетели прошлого.

Практическая работа« Названия нашего фантастического острова»

 

Топонимика нашего края.

1.Особенности топонимики Северного Приладожья.

Работа с сайтом «Имя дома твоего»

 

14

Историческая метрология.

1.Значение метрологии как исторического источника.

   

Меры прошлого и настоящего.

1.Древние меры длины, веса и объёма.

2.Современная система измерений.

Практическая работа: «Измерим всё на нашем острове»

 

15-16

Хронология как наука.

1.Значение хронологии для истории

   

Единицы измерения времени в прошлом и настоящем.

1.Как измеряли время в прошлом.

2.История календаря.

 

Придумать календарь для жителей нашего острова.

Системы летоисчисления.

1. «Древо времени»

2. Системы летоисчисления , существующие сегодня.

Практическая работа с лентой времени.

 

17

Обобщение изученного материала.

Игра «В гостях у Клио»

   
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.