Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Вспомогательные Исторические Дисциплины» (5 класс)
МКОУ Сортавальского МР РК
Рускеальская ООШ
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности по истории
«Вспомогательные Исторические Дисциплины»
5 класс
срок реализации – 1 год
Петрова М.Б.
учитель истории и обществознания
МКОУ Сортавальского МР РК Рускеальская ООШ
Пояснительная записка.
Вид реализуемой рабочей программы – дополнительная общеобразовательная
Курс «Вспомогательные Исторические Дисциплины» реализует межпредметный (история, литература, география, математика) подход к изучению вопросов истории.
Он направлен так же на расширение базового курса истории и развитие интереса к предмету. Курс должен способствовать расширению кругозора учащихся, их креативных способностей и коммуникативных качеств. Программа предполагает использование возможностей ИКТ в подготовке учебного, методического и наглядного материала к занятиям, самостоятельной работе учащихся на уроке и дома, проектной и исследовательской деятельности. Курс рассчитан на учащихся 5-х классов.
Цель курса.
Дать возможность ученикам составить целостное представление о ВИД и
реализовать свой интерес к предмету «история»
Основные задачи курса.
познакомить учащихся с Вспомогательными Историческими Дисциплинами, дать их характеристику
развивать умения учащихся работать с исторической информацией, решать творческие задачи
развивать познавательный интерес и креативные способности учащихся
сформировать и закрепить мотивацию выбора истории для последующего углублённого изучения в старших классах
развивать коммуникативные качества учащихся
Методы преподавания и обучения.
Данный курс предполагает использование различных методов обучения:
словесные - рассказ, лекция, беседа, сообщения;
наглядные – работа с иллюстративным материалом, историческими предметами; самостоятельная работа - работа с литературой, с историческим источником;
исследовательские – составление родословной,
ИКТ – создание презентации и т.д.
Формы организации работы учащихся.
Самостоятельная работа: поиск информации, написание сообщений и рефератов,
работа с ЦОР, выполнение творческих заданий.
Коллективные формы работы: дискуссии, собеседования, игры.
Планируемый результат.
1. успешная самореализация учащихся в учебной деятельности
2. расширение знаний учащихся в области исторической науки
3. формирование умения работать в коллективе
4. создание ЦОР «ВИД»
5. расширение социальной компетентности учащихся
Тематическое планирование.
№урока |
Тема раздела. |
Кол-во часов |
1. |
Введение. Муза Клио и её свита. |
1 час |
2 - 3.
|
Палеография – наука об истории письменности. |
2 часа |
4 – 5 |
Археология – наука о вещественных исторических источниках. |
2 часа |
6-7
|
Антропонимика – наука о происхождении имён. |
2 часа |
8 -9 |
Геральдика – наука о правилах составления гербов. |
2 часа |
10 |
Генеалогия – наука о правилах составления родословных. |
1 час |
11 |
Нумизматика – наука об истории денег. |
1 час |
12 |
Сфрагистика – наука об истории печатей. |
1 час |
13 |
Топонимика – наука о происхождении географических названий. |
1 час |
14 |
Метрология – наука о системах измерений в прошлом и настоящем. |
1 час |
15-16 |
Хронология – наука о системах измерения времени в истории. |
2 часа |
17 |
Итоговое занятие. |
1 час |
Содержание обучения.
№ занятия |
Название темы и занятия. |
Содержание |
Основные понятия и виды работы |
Задания на дом |
1 |
Введение в курс: «В гостях у Клио». |
1.Знакомство с целями и задачами курса. 2.Формирование первоначального представления о содержании курса. 3.Распределение работы над презентацией. |
- ВИД - исторические источники |
|
2 – 3 |
Палеография как наука. |
1. Значение письменных источников для изучения истории. 2.Проблемы, возникающие при изучении письменных источников. 3.Цели и задачи палеографии как науки. |
- письменные исторические источники - тайнопись, криптография |
Сообщения по темам: -Письменность в Древнем Египте -Письменность в Финикии -Письмо у Индейцев доколумбовой Америки -Письменность у славян Прочитать рассказ Киплинга «Как появилась письменность»
|
На чём, чем и как писали люди в разные времена. |
1.Материал и орудия для письма 2.Виды письма 3.Возникновение славянского алфавита 4.Искусство рукописной книги 5.Летопись как исторический источник |
- пергамент, папирус, береста, бумага - иероглиф, пиктограмма, буква, узелковое письмо - Кирилл и Мефодий |
Зашифровать послание своему другу или составить кроссворд по теме.
|
|
4-5 |
Археология как наука. |
1.Значение вещественных исторических источников для изучения истории. 2.В экспедицию с археологом. |
- археолог |
|
«Говорящие находки» |
1.Наиболее яркие события в истории археологии. 2.Знаменитые археологические памятники мира. 3. «Листы каменной книги» Карелии |
Работа с презентацией «Петроглифы» (ЦОР «Карелия в прошлом и настоящем») |
||
6 – 7 |
Антропонимика как наука. |
1.Значение антропонимики для изучения истории. |
Провести статистическое исследование «Имена в нашей школе». |
|
Что в имени тебе моём… |
1.Способы образования имён и фамилий. 2.Откуда пришло моё имя. |
Подобрать из литературных произведений примеры «говорящих» фамилий. |
||
«Говорящие» фамилии литературных героев. |
Круглый стол «Что мне рассказали фамилии героев» (интегрированное занятие с литературой) |
|||
8-9 |
Геральдика как наука. |
1.Возможности герба как исторического источника. |
||
Происхождение гербов и правила их составления. |
1.Герб родом из средних веков… 2. Основные элементы и правила составления рыцарских гербов. 3.Гербы городов. 4.Герб Сортавала. |
Экскурсия в Музей Северного Приладожья |
Создать герб посёлка, класса, школы, семьи. |
|
Государственные гербы России. |
1.История российского государственного герба. 2. Современный герб России. |
Презентация «Символы России» |
||
10 |
.Генеалогия как наука. |
1.Возможности генеалогии как исторического источника. 2.Знаменитые генеалогии России. |
-род, родословие - семья и степени родства -предки, реликвии |
Подготовить рассказ об одном из своих предков или о семейных реликвиях. |
Варианты записи родословных. |
1.Восходящий способ. 2.Нисходящий способ. |
Составить свою родословную. |
||
Родословная моей семьи. |
Круглый стол «Расскажи о своём роде» |
|||
11 |
Нумизматика как наука. |
1.Роль монет в изучении истории. 2.Коллекционирование монет. |
- нумизмат, коллекция - клады |
|
Возникновение денег и их назначение. |
1.Что выполняло роль денег в древности. 2.Первые монеты – откуда они. 3.О чём рассказали монеты. |
-аверс, реверс |
Придумать и нарисовать деньги для фантастической страны. |
|
Русская денежная система. |
1.История русской денежной системы. 2. Деньги современной России |
|||
12 |
Сфрагистика как наука. |
1. Значение сфрагистики для истории. |
||
Происхождение и назначение печати. |
1.Когда и почему появляются печати. 2.Внешний вид и способы изготовления печатей в средние века. 3. Современные печати и их назначение. |
Практическая работа: «Изготовление печати» |
||
Печать как исторический источник. |
1. Особенности печати как исторического источника |
Практическая работа: «Что нам рассказала печать» |
||
13 |
Топонимика как наука. |
1.Значение топонимики как исторического источника. |
||
Способы образования географических названий. |
1. Способы образования географических названий. 2.Географические имена – свидетели прошлого. |
Практическая работа« Названия нашего фантастического острова» |
||
Топонимика нашего края. |
1.Особенности топонимики Северного Приладожья. |
Работа с сайтом «Имя дома твоего» |
||
14 |
Историческая метрология. |
1.Значение метрологии как исторического источника. |
||
Меры прошлого и настоящего. |
1.Древние меры длины, веса и объёма. 2.Современная система измерений. |
Практическая работа: «Измерим всё на нашем острове» |
||
15-16 |
Хронология как наука. |
1.Значение хронологии для истории |
||
Единицы измерения времени в прошлом и настоящем. |
1.Как измеряли время в прошлом. 2.История календаря. |
Придумать календарь для жителей нашего острова. |
||
Системы летоисчисления. |
1. «Древо времени» 2. Системы летоисчисления , существующие сегодня. |
Практическая работа с лентой времени. |
||
17 |
Обобщение изученного материала. |
Игра «В гостях у Клио» |