Статья «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий»

1
0
Материал опубликован 26 January 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как дети – это будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Современные программы воспитания и обучения в детском саду определяют приоритетным направлением в работе воспитателя физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Одним из путей решения проблемы здоровьесбережения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Воспитательно-образовательный процесс должен быть организован с учетом принципов сохранения, укрепления и формирования здоровья. В связи с этим необходима организация НОД с акцентом на решение оздоровительных задач физического развития. Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий необходима в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОО. Есть необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы.

Основой деятельности в дошкольном учреждении определена образовательная программа дошкольного образования, которая полностью соответствует ПООП ДО «Детство» / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, основана на ряде парциальных программ, в том числе: «Безопасность»: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 144 с. Целью программы стало формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни. Основной задачей программы стоит познакомить детей с правилами поведения на улице, на природе, дома. Воспитывать здоровый образ жизни через игровые, проблемные ситуации, дидактические игры, общение. Также парциальная программа «Ладушки»: Программа всестороннего музыкального воспитания и образования И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. Цель программы: введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой. Задачи программы: 1) подготавливать детей к восприятию музыкальных образов и представлений; 2) закладывать основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей); 3) приобщать детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре; 4) подготавливать детей к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям; 5) развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни) знакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

В комплексном процессе используем принцип интеграции здоровьсберегающих технологий с другими образовательными областями в ДОУ: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса – воспитателей и воспитанников.

В ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада осуществляются физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, физкультминутки, игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика, спортивные упражнения физкультурные занятия, физкультурные занятия в спортивном зале, физкультурные занятия на свежем воздухе, ритмическая гимнастика, спортивный досуг, самостоятельная двигательная деятельность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, спортивные праздники, физкультурные досуги и развлечения.

Разработанная система здоровьесберегающих технологий обеспечивает и поддерживает здоровье, начиная с периода раннего детства, позволяет успешно решать задачу формирования собственной культуры здоровья. Значимость разработанной системы состоит еще и в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями определена, экспериментально проведена и подтверждена на практике результативность системы оздоровительных мероприятий, обеспечивающих приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

На протяжении всего периода времени работы в данном направлении воспитателями проводилась информационно-просветительская работа и осуществлялось сотрудничество с родителями воспитанников.

Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы профилактики простудных заболеваний:

дыхательная гимнастика, закаливание, обширное умывание, хождение по массажных и корригирующим дорожкам босиком, использование фитонцидов – чесночные бусы, лук, прием детей на улице (в рамках требований СанПИНа), физминутки, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, пальчиковая гимнастика, витаминотерапия, обтирание мягкой варежкой.

С целью формирования культуры здоровья воспитатели реализуют традиционные и нетрадиционные формы здоровьесберегающей деятельности. Стретчинг – упражнения на растягивание, рекомендуемые детям с вялой осанкой и плоскостопием. Во время занятий проводятся динамические паузы, по мере утомляемости детей, рекомендуется всем детям в качестве профилактики утомления. Подвижные и спортивные игры используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате ежедневно для всех возрастных групп, игры подбираются в соответствии с возрастом детей. Воспитатель организует релаксационные мероприятия. Для этого организуется любое подходящее помещение, учитывается состояние детей, используется спокойная классическая музыка, звуки природы.

В проведение занятий активно включаются:

гимнастика пальчиковая – делается с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; проводится в любое удобное время;

гимнастика для глаз – используется ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста;

гимнастика дыхательная – входит в разные формы физкультурно-оздоровительной работы;

динамическая гимнастика – проводится ежедневно после дневного сна по 5-10 минут;

гимнастика корригирующая – организуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Использование различных форм здоровьесберегающих технологий привело не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Проводимая воспитательная работа с детьми повышает уровень знаний о деятельности организма человека в целом и отдельных его органов, формирует осознанное отношение к своему здоровью, развивает культурно - гигиенические навыки, способствующие сохранению здоровья, успешно формирует привычки здорового образа жизни. Считаю, что главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Вокруг детей с раннего детства создала такую учебно-воспитательную среду, которая насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями здорового образа жизни. Это привело к формированию потребности у детей вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих.

Организацию образовательно-воспитательной работы в группе направляю на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, общеучебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможно при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Систему работы строю с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. При организации образовательной деятельности значительное место отвела повышению психоэмоциональной устойчивости детей: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика, обучение пониманию своего эмоционального состояния. В результате формирования здорового образа жизни через систему здоровьесберегающих технологий у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью, успешно формируются привычки здорового образа жизни.

Таким образом, с дошкольного возраста формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки здорового образа жизни, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий благотворно влияет на снижение показателей заболеваемости, положительную динамику показателей физического развития детей, формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Сформировались навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ. Проявилась толерантность всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

Литература:

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с. Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание.-№4.-2003.-с.44

Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-№1.-2004.-с.115

Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М.,2001 г.

Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. Москва «Просвещение» 2006.

Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.

Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации