Статья «Здоровьесберегающие педагогические технологии, их использование в реализации программ обучения здоровью, формировании здорового образа жизни школьников»
Пояснительная записка к презентации
Здоровьесберегающие педагогические технологии,
их использование в реализации программ обучения здоровью,
формировании здорового образа жизни школьников.
(Слайд 2) Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ
В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении. Именно поэтому проблеме сохранения и укрепления здоровья детей уделяется большое внимание на всех уровнях жизнедеятельности нашего учебного заведения.
(Слайд 3) Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
(Слайд 4) Исходя из цели, мы разработали систему, включающую следующие направления по формированию ЗОЖ:
-Организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН.
-Работа по социальной адаптации учащихся и сохранению их психологического здоровья.
-Внеклассная работа по ЗОЖ классных руководителей.
-Работа медицинского центра профилактики и реабилитации.
-Организация питания.
-Осуществление мониторинга здоровья школьников.
(Слайд 5) Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии:
Личностно- ориентированные;
Учебно - воспитательные;
Лечебно – оздоровительные;
Социально – адаптирующие и личностно-развивающие.
(Слайд 6) Учебные кабинеты оснащены уголками здоровья, содержащими информацию по здоровому образу жизни, с эстетически оформленным озеленением, а в кабинетах начальных классов имеется еще и спортинвентарь для проведения подвижных перемен.
(Слайд 7) Имеется лыжная база.
(Слайд 8) Стадион, который расположен рядом со школой, позволяет разгрузить уроки физкультуры в спортивном зале.
(Слайд 9) На каждом этаже школы имеются теннисные столы, которые пользуются спросом не только у наших учеников, но и у жителей микрорайона.
(Слайд 10) В школе работает медицинский центр профилактики и реабилитации, состоящий из стоматологического кабинета, массажного кабинета, кабинета ЛФК, физиотерапевтического кабинета, (Слайд 11) кабинета коррекции зрения.
(Слайд 1 2) Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.
Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. В учебный план с 1 – 11 классы введен 3-ий урок физкультуры. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.
Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат. (Слайд 13) Девушки 10 -11 классов с увлечением занимаются аэробикой, по программе «Служа красоте», разработанной Сергеевой Н.В.
(Слайд 14) Рассадка учащихся в каждом классе осуществляется согласно рекомендациям врача. Утренняя зарядка, подвижные перемены для учащихся начальной школы способствует укреплению здоровья детей.
(Слайд 15) В школе создан кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности». Собраны материалы, необходимые для систематизации знаний детей об основах безопасной жизнедеятельности человека, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формирования конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
(Слайд 16)Таким проектом, подготовленным по инициативе членов Многофункционального Молодёжного Центра Пензенской области, является игра Форт Боярд, в усадьбе князя Куракина «О чем молчат забытые усадьбы» 2014 года. Чтобы принести в копилку команды как можно больше «бриллиантов», ребятам необходимо было показать не только знания в области истории, но и хорошую физическую подготовку.
(Слайд 17) Учителя и классные руководители эффективно организовывают учебную и воспитательную работу в классе, чтобы каждому ребенку было комфортно, используют различные формы для эффективной работы по формированию ЗОЖ: интерактивные игры, спортивно – правовые праздники, круглые столы, диспуты, научно-практические конференции. (Слайд 18) Перед нашими учениками с лекциями постоянно выступают работники наркоконтроля, (Слайд19) студенты мединститута, (Слайд 20) работники здравоохранения, сопровождая свое выступление наглядностью.
Физкультурно–оздоровительные мероприятия для учащихся любой категории всегда одинаково интересны. Спортивные секции посещают около 65% учеников. (Слайд 21) Для наших ребят открыты двери в спортивные секции не только в школе, но и в ДЮСШ №1, №3, ФОКе. (Слайд 22) Учащиеся с удовольствием посещают бассейн «Парус» как на уроках, так и как учреждение дополнительного образования. Раз в четверть проходит День Здоровья. Ежегодно наша школа является призером районной спартакиады. (Слайд 23)
(Слайд 24) Так в 2017-2018 уч. году наша школа приняла участие в районном Фестивале среди семей «Стартуем вместе», где заняла почетное 2-е место и 1-е место в фитнес-аэробике.
(Слайд 25) Пропагандируя различные виды спорта и прививая навыки здорового образа жизни, на каждого ученика оформлен Дневник самоконтроля спортивных достижений, благодаря которому каждый ребенок может отметить свои небольшие успехи.
Классные руководители совместно с родителями, начиная с первого класса, организуют экскурсии, туристические походы, что способствует формированию навыков ЗОЖ и в семье.
(Слайд 26) Самой популярной формой работы по ЗОЖ является проведение конкурсов: «Мы за здоровый образ жизни», (Слайд 27) «Праздник Светофора, (Слайд 28) «Вредные привычки и жизненные перспективы», (Слайд 29) спортивный праздник «Мы выбираем спорт», (Слайд 30) конкурс плакатов, (Слайд 31) конкурс чтецов «Спорт с настроением», в которых участвуют учащиеся с 1 по 11 классы
(Слайд 32) Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
(Слайд 33) Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, (Слайд 34) раскрыть свои творческие и физические способности, помогают сделать осознанный выбор здорового стиля жизни, повышает качество образовательных результатов.
Используемые интернет-источники:
http://myunivercity.ru/Физкультура_и_спорт/Здоровье_человека
https://moluch.ru/conf/ped/archive
Здоровьесберегающие педагогические технологии"
PPT / 26.7 Мб