Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта.
В 2010 году наша школа стала участником ИНКО « Образовательные стандарты нового поколения». Мы активно включились в изучение, а затем и в апробацию условий введения ФГОСа.
Одним из разделов основной образовательной программы является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни.
Все мы знаем, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс т.к. с каждым новым учебным годом неуклонно растёт объём знаний, которым нужно овладеть младшему школьнику не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья. Чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Ознакомившись с результатами медицинских обследований детей, поступивших ко мне в 1 класс, я увидела, что 53% детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Наиболее распространенные среди детей болезни: кариес зубов, плоскостопие, функциональная кардиопатия.
Цель: формировать у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового образа жизни.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
Выполняя требования СанПиНа к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования при организации учебного помещения, в кабинете есть не только парты, но и конторка, за которой ребёнок может заниматься стоя, тем самым, снимая напряжение.
Учебный день в классе начинается с гимнастики с целью мобилизации систем организма и создания положительной созидательной установки на учебную деятельность.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие обеды в урочное и внеурочное время. В этом году, в рамках программы модернизации системы образования, сделан ремонт пищеблока. Произведена замена половой плитки. Приобретено новое оборудование. Своими силами произведён косметический ремонт в столовой.
Имеется оснащённый спортивный зал, спортивная площадка, необходимый игровой и спортивный инвентарь. Дополнительно к уже имеющемуся спортивному оборудованию в новом учебном году приобретаем 10 лыжных комплектов.
В школе работает медицинский кабинет. Он лицензирован, соответствует требованиям СанПиНа. В рамках программы модернизации приобретены динамометры кистевые, спирометр, пантограф, весы.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учителя начальных классов, учитель физкультуры, психолог, социальный педагог, медицинский работник.
Система учебников УМК «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
Второй год, в рамках программы модернизации системы образования, наши дети получают бесплатные учебники. Так же пополнилось учебно – лабораторное оборудование. В этом году будет получен передвижной компьютерный класс.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю воспитательные мероприятия. В режиме работы группы продленного дня предусмотрена прогулка на свежем воздухе продолжительностью не менее часа с организацией подвижных игр.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья на уроках физкультуры;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
Традиционными стали общешкольные мероприятия: «Осенний кросс», «Аёвская детская Сибириада».
Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
- проведение тематических родительских собраний;
- индивидуальные беседы с родителями по охране здоровья детей;
- привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление недомоганий, которые испытывают учащиеся.
Проанализировав результаты можно сделать следующий вывод, что переутомления и перегрузки у наших учащихся нет.
Анализ медицинских обследований в этом учебном году показал, что только 40 % детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Таким образом, прирост индекса здоровья за год составил 13 %.
Учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Если ребёнок с радостью идёт утром в школу, если ему комфортно на уроке, если от общения с педагогом, с одноклассниками он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье ученика. Поэтому, на сегодняшний день это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся.
Полянская Евгения Алексеевна