Статья «Использование досуговых форм взаимодействия с родителями в формировании здорового образа жизни дошкольников»
Использование досуговых форм взаимодействия с родителями
в формировании здорового образа жизни дошкольников
Бигеева Ольга Александровна
воспитатель I кв. категория
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение №52
г. Армавира Краснодарского края
Дошкольный возраст – самый благоприятный период в жизни каждого человека для выявления и становления способностей: именно тогда наиболее стремительно формируется личность и индивидуальность. Это время, когда развиваются и укрепляются нее только психические и нравственные качества, но и закладывается фундамент здоровья, общей двигательной подготовленности и полноценного физического развития. Именно здоровье составляет прочную базу полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности. В последние годы отечественными исследователями и педагогами отмечается устойчивая тенденция ухудшения физических данных развития детей. По этой причине одним из важнейших направлений как общего, так и дошкольного образования является охрана жизни и здоровья детей. Воспитание здорового ребёнка – задача не из легких.
Известно, что даже самая хорошая оздоровительная программа не будет эффективной, если нет закрепления результатов в семье, именно поэтому работа с родителями воспитанников выделяется как одна из главных задач работы ДОУ. Организация совместной деятельности, где родители выступают в роли не пассивных наблюдателей педагогического процесса, а становятся его активными участниками является отличным средством реализации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Работая в этом ключе, мы всегда стремимся к тому, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были известны и хорошо понятны родителям ребят. Нами проводятся ознакомительные мероприятия с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Особое внимание мы уделяем систематической и последовательной работе в течение всего учебного года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении, находим педагогический индивидуальный подход к каждому ребенку, к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Традиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей: родительские собрания, совместные физкультурные мероприятия, «Дни открытых дверей», различные задания на дом, трансляция семейных традиций ЗОЖ, расширение педагогической библиотеки по физическому воспитанию в семье, создание газет достаточно эффективны.
Темы родительских собраний подбираются нами в соответствии с интересами и информационными потребностями родителей. На обсуждение выносим несколько вопросов, раскрывать содержание которых может как воспитатель, узкий специалист, так и родитель. В проведении физкультурных досугов совместно с родителями активное участие принимает инструктор по физической культуре. Такие мероприятия позволяют отследить скрытые проблемы в детско-родительских отношениях: отсутствие понимания, неумение договориться с ребенком, неадекватное поведение мамы (повышение голоса, одёргивание), и подключить к работе педагога-психолога. Зачастую такое внедрение позволяет оказать психологическую поддержку, как детям, так и взрослым, помогает разрешить конфликтные ситуации между ними. Итогом тесного взаимодействия воспитателя, узких специалистов и родителей становится эффективно выстроенная работа по оздоровлению дошкольников.
Мы регулярно организовываем «Дни открытых дверей», где родителям предоставляется возможность расширить свои знания о работе детского сада, стать участниками утренней гимнастики, физкультурного занятия, лично отследить организацию питания, сна, закаливающих процедур.
Наряду с традиционными очными формами работы с семьей, мы активно используем и интерактивные. События произошедшие в этом году в стране и мире, подтолкнули нас педагогов искать новые методы и формы. В период самоизоляции мы использовали такие информационные площадки, как Whatsapp и Яндекс. Благодаря родительским группам в Whatsapp многие консультации и видеоролики по оздоровительной работе стали более доступны.
Дистанционно нами была проведена квест-игра «Остров сокровищ». Ее целью было формирование навыков партнерства и социально-коммуникативных качеств во взаимоотношениях ребенка и его семьи в процессе выполнения заданий квест-игры, а одной из задач: развитие психофизических качеств: быстроты, выносливости, ловкости, укрепление здоровья детей, развитие их интеллекта и самостоятельного мышления в решении возникающих задач.
Игра продолжалась несколько дней. В первый день родители показали детям «карту сокровищ» и объяснили, что для того, чтобы найти клад нужно выполнить задания, пройдя несколько этапов. Ежедневно в родительскую группу нами присылалась ссылка на сайт педагога, где давалось очередное задание. Задания носили, как интеллектуальный, так и физкультурно-спортивный характер. Были использованы: интерактивные игры «Виды спора», «ЗОЖ», видеоролики «Логопедическая ритмика», «Веселая зарядка для малышей».
Игры с песком, как известно, являются весьма полезными. Они способствуют снятию детской раздражительности, агрессивности, плаксивости, а также развитию фантазии, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и являются замечательным средством для развития и саморазвития. Именно поэтому заключительным этапом нашей квест-игры стало задание «Найди клад». Родителям для проведения с детьми была предложена конструктивная игра, в конце которой ребенок нашел «сокровище».
Судя по отзывам родителей, такая совместная квест-игра очень понравилась всем участникам: детям своей разнообразностью и увлекательностью заданий, родителям – минимальностью усилий, которые им пришлось приложить для ее проведения.
Таким образом, ценность нашей работы по взаимодействию с семьей для приобщения детей к здоровому образу жизни, заключается в том, что родители могут увидеть и оценить итоги своего воспитания, как физического, так и духовного, поскольку на протяжении всей этой деятельности они ориентированы на своего ребенка. Стоит отметить, что все это способствует выстраиванию более тесных детско-родительских отношений. Став участниками процесса обучения и воспитания своих детей, папы и мамы чувствуют себя хорошими родителями, потому что вносят вклад в образование детей и сами приобретают новые умения.
Список литературы
Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников [Текст]/ М. Воробьева //ООО «Издательский дом «Воспитание дошкольника». Дошкольное воспитание – 2008. – № 7. – 5-9 с.
Всемирная организация здравоохранения: определение понятия «Здоровье». [Электронный ресурс]URL:http://www.who.int/about/mission/ru/
Гуров В. А. Здоровый образ жизни[Текст] / В.А. Гуров // Научные представления и реальная ситуация // Валеология. – 2006. – № 1 – 53 с.
Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи[Текст]. – М.: Сфера, 2007. – 48 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637
Бигеева Ольга Александровна