Статья на тему «Формирующее оценивание при изучении физической и коллоидной химии»
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ
Важнейшим элементом образовательного процесса в образовательных учреждениях СПОявляется оценивание знаний студентов. Однако, как отмечают Л.М. Ильязова и А.В. Дружинина, многочисленные исследования показывают, что более 70% опрашиваемых, среди которых учителя, педагоги СПО, высшей школы, учащиеся и родители, недовольны современной системой оценивания[1].
В связи с этим, в практику внедряются новые виды оценивания, среди которых - формирующее. Термин «формирующее оценивание» был предложен в 1967 г. Майклом Скривеном. Стратегия формирующего оценивания была разработана в 1998 г. Диланом Вильямом и Полом Блэком. Это оценивание с целью определения прогресса ученика, текущего состояния его обученности, путей перспективного развития, мотивирования, планирования новых образовательных целей. Формирующее оценивание носит внутренний характер, осуществляется по ходу самого процесса обучения учащимися и учителем. Е.К. Михалова,пожалуй, наиболее точно определяет формирующее оценивание,как процесс формирования качества индивидуальных учебных достижений, направленный на своевременное обеспечение наглядной обратной связи в условиях комплексного подхода в обучении[3].
Чрезвычайно важно то, что формирующее оценивание направлено, прежде всего, на развитие обучающегося, формирование планируемых результатов обучения, а значит, состоит в сравнении его успехов с собственными прежними достижениями[1].
При формирующем оценивании используются специфические приемы и методы, такие, как «Сигналы рукой», «Светофор», «Поиск ошибки», «Метапознавательное интервью», «Уточнение «почему», «Упрощение», «Если бы я был учителем», «Перевод информации», «Индекс-карточки», «Одноминутное эссе», «Вопросы для тестов», «Матрица запоминания», «Карты приложения», «Квадраты», «Две звезды и желание»[2].
Безусловно, далеко не все из них можно использовать при изучении даже школьного курса химии, а в системе СПО – тем более. Среди перечисленных приемов можно отметить те, которые являются наиболее приемлемымипри изучении физической и коллоидной химии.
«Поиск ошибки». Прием заключается в том, что преподаватель намеренно дает студентам задания с ошибками, которые им нужно обнаружить. Ошибки, заложенные в задании, должны быть типичными, часто допускаемыми в рамках данной темы. Например, при изучении темы «Основы химической термодинамики» дается следующее задание: «Найдите ошибки, допущенные в названиях или описании термодинамических потенциалов: G - изобарно-изотремический потенциал (энергия Гельмгольца) (при Р и Т = const);F - изохорно-изотермический потенциал (энергия Гиббса) (при V и Т = const); U - изобарно - изоэнтропийный потенциал (внутренняя энергия) (при Р и S = const);i - изохорно - изоэнтропийный потенциал (энтальпия) (при S и V = const)».
Прием «Поиск ошибки» позволяет сконцентрировать внимание студентов на типичных ошибках при изучении данной темы: неверное название потенциала, обозначенного тем или иным символом; неправильное определение постоянных, как в буквенном, так и в словесном вариантах.
По тому же принципу составляются задания при изучении газовых законов и следствий из них в теме «Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний вещества».
Выполнение данных заданий позволяет с одной стороны - осуществить анализ понимания студентами логики выполнения задания, с другой - предупредить возникновение наиболее типичных ошибок, возникающих при изучении соответствующих тем и разделов физической и коллоидной химии.
Прием «Уточнение «почему». Сущность приема состоит в том, что закон, положение теории или определение представлено четырьмя различными способами: с изменением смысла, с сохранением смысла, заменено на обманку, передано без изменения. Студенты должны выявить каждый случай и объяснить, почему они так считают. При изучении темы «Химическое равновесие» студентам предлагаются четыре варианта, формулировки принципа Ле-Шателье:
- если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, изменяя температуру, давление, или концентрации реагирующих веществ, то равновесие смещается в том направлении, при котором эффект произведенного воздействия уменьшается;
- если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, изменяя температуру, давление, или концентрации реагирующих веществ, то равновесие смещается в том направлении, при котором эффект произведенного воздействия нейтрализуется;
- если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, увеличивая или уменьшая температуру, давление, или концентрации реагирующих веществ, то равновесие смещается в том направлении, при котором эффект произведенного воздействия будет уменьшен;
- скорость химической реакции при постоянной температуре прямо пропорциональна произведению молярных концентраций реагирующих веществ, взятых в степени, равной стехиометрическому коэффициенту данного вещества в уравнении реакции.
Студенты, запомнившие формулировку правила, понимают, что первое определение является верным, второе - составлено с искажением смысла, третье- изменено с сохранением смысла, четвёртое- является обманкой. Данный прием позволяет выявить проблемы в понимании материала, обнаружить ошибки в логических рассужденияхобучающихся. При использовании данного приема формирующее оценивание направлено на оценкуне только дисциплинарных, но и междисциплинарных результатов, поскольку правило Ле-Шательеизучалось студентами в школьном курсе химии, а также в дисциплинах «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия».
При использовании двух перечисленных приемов на занятии возможно оценивание правильности их выполнения как преподавателем, так и студентами группы.
Прием «Перевод информации». Данный прием заключается в том, что студенты должны преобразовать информацию из одной формы подачи в другую, например, текст в таблицу, график или наоборот. Данный прием очень хорошо работает при изучении тем «Фазовые равновесия», «Растворы», «Электрохимия», изучение которых предполагает построение диаграмм состояния двухкомпонентных систем, азеотропных смесей, кривых кондуктометрического титрования.Он хорошо развивает логику мышления студентов, способствует формированию профессиональных компетенций. Оценивание результатов здесь целесообразно проводить преподавателю, без привлечения других студентов группы.
Особый интерес вызывает у студентов такой прием, как «Упрощение». Студенты готовят упрощенный пересказ материала, например, для дошкольника, или ребенка младших классов. Студентам легко удается упростить материал, например, по теме «Молекулярно-кинетическая теория». Особый интерес вызвала попытка не рассказать, а показать влияние расстояния между молекулами на устойчивость агрегатного состояния. Два студент расходились, сходились, брались за руки, а третий пытался между ними пройти. При этом становилось понятно, что молекулы газов, в которых они находятся друг от друга на большом расстоянии, свободно перемещаются, в жидкостях третья молекула с трудом пыталась протиснуться между двумя другими, а в твердых телах при образовании кристаллической решетки движение молекул ограничено колебательными движениями в узлах. При этом студенты держались за руки и показывали, что двигаться они не могут. Эта пантомима действительна была бы понятна даже ребенку.
Аналогично, при изучении темы «Химическая кинетика и катализ» с помощью пантомимы была объяснена сущность теории промежуточных соединений, в основе которой лежит утверждение о снижении энергии активации. Студенты изображали энергию активации в виде планки, которую необходимо перепрыгнуть молекулам (студентам). Чем выше поднималась планка, тем меньшее количество студентов смогли ее перепрыгнуть, то есть преодолеть энергию активации.
Цель использования данного приема – понять, ясен ли обучающимсяизученный материал, выявить возникшие ошибки и откорректировать их.
Прием «Матрица запоминания». Суть приема состоит в том, что студентам предлагается заполнить таблицу, охватывающую важные вопросы, причем необходимо как можно быстрее заполнить все ячейки. При изучении темы «Основы химической термодинамики» студентам предлагается сравнить первое и второе начала термодинамики, для чего заполнить таблицу (табл. 1):
Таблица 1
I начало | II начало | ||
Обосновывает | Не касается | Определяет | Недостатки |
| | | |
В заполненном виде таблица должна выглядеть примерно следующим образом (табл. 2):
Таблица 2
I начало | II начало | ||
Обосновывает | Не касается | Определяет | Недостатки |
- постоянство количества внутренней энергии; - эквивалентность форм энергии; - соотношение Q,DU, A | - характера процесса; - возможностей процесса; - направления протекания процесса | - самопроизвольность процесса; - количество полученной работы; - предел самопротекания; - внешние условия процесса | - статистический характер |
Прием «Карты приложения». После изучения теории, принципа или закона дается задание описать один вариант применения на практике данного теоретического материала. Например, при изучении темы «Электрохимия» студентам предлагается рассказать о том, где и как могут использоваться данные теоретические знания на практике, в частности, знания о сущности и механизме процесса коррозии, устройстве гальванических элементов и т.д. При изучении темы «Растворы» предлагается рассказать о возможности применения на практике теоретических знаний о криоскопии и эбулиоскопии. При использовании данного приема, студенты группы могут предлагать свои варианты ответов, оценивать ответы товарищей.
Прием «Квадраты». Преподаватель создает таблицу из 4 квадратов: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить», «Оценить». Студент выбирает для себя квадрат – определенный тип задания, которое нужно будет выполнить. Задание выполняется устно. Например, при изучении темы «Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний вещества» студентам предлагается: предсказать возможности использования плазмы в химии (плазмохимия); обобщить способы использования плазмы в науке и технике сегодня (реклама и т.д.); оценить значение открытия данного агрегатного состояния вещества; объяснить разницу в свойствах различных видов плазмы.
Подводя итог, следует отметить, что только формирующее оценивание, безусловно, использовать на занятиях по любой дисциплине нельзя. Данный вид оценивания должен чередоваться с традиционными, такими, как контрольные работы, опрос, тестирование, и т.д. В тоже время, формирующее оценивание способствует развитию студента, его приемы и методы интересны обучающимся, а, следовательно, способствуют в конечном итоге повышению качества знаний обучающихся.
Список использованных источников
ИльязоваЛ.М., Дружинина А.В. Использование формирующего оценивания на уроках химии // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 5 – С. 19-23.
Михайлова Е.К. Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений школьников // «CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал №2 (09). - URL: http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2014/05/mikhaylova.pdf (дата обращения 01.12.2020).
ШаповаловаО.Н., Ефремова Н.Ф. Формирующее оценивание как технология развития учебной самостоятельности школьников // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. - 2020. - № 1. - С. 1-8.