12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Замурий Ирина Владимировна2991
Учитель химии с 39-летним стажем.
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Макеевка

Формирование самоконтроля и самооценки

учащихся при изучении химии.

Основная задача учителей - научить детей учиться, или, по-другому, научить совершать учебную деятельность. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную без оценивания невозможно, т.к. именно этот процесс является одним из показателей результативности.

Экспериментально было установлено, что первым этапом организации учебной деятельности является создание условий, необходимых для формирования у учащихся таких психологических новообразований, как способность к адекватному самоконтролю и самооценке. Как правило, собственная деятельность учащихся не совпадает с самоконтролем и самооценкой. При этом необходимо подчеркнуть, что реализация не только обучающей, но и воспитывающей функции обучения требует неразрывной связи процесса познания с самоконтролем и самооценкой.

В учебной деятельности самоконтроль выполняет ответственную функцию. Он регулирует процесс выполнения учебной работы, позволяет ребятам установить, что ими не сделано или сделано не так, как надо, произвести корректировку проделанной работы, осуществить оценку своей деятельности. Действия самоконтроля и самооценки тесно взаимосвязаны между собой. Самооценка мотивирует самоконтроль, так как самоконтроль может быть только там, где есть самооценка.

Успешное формирование у ребят умения осуществлять самоконтроль при изучении химии возможно при наличии методической системы, которая включает:

- поэтапное обучение способам самоконтроля;

- использование совокупности заданий, направленных на формирование умения самоконтроля;

- формирование умения оценивать усвоения теоретического материала;

- овладение практическими навыками и их самооценкой, что будет способствовать повышению качества знаний.

Основными средствами самооценки являются самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, свое место среди людей. Самооценка зависит от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.

Учащийся оценивает себя двумя способами;

путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;

путем сравнивания себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить.

Рассмотрим формы реализации самоконтроля и самооценки на всех этапах уроков в YIII классе. Каждый урок неповторим, индивидуален, однако на каждом уроке должна быть организована такая учебная деятельность учащихся, при которой реализуются все ее компоненты. Контроль и оценка должны присутствовать на каждом этапе.

На ориентировочно-мотивационном этапе в первую очередь учитель организует самооценку выполнения домашнего задания. Необходимо с учащимися провести предварительную беседу о значении умения объективно оценивать себя. Оценка должна быть адекватной как качеству и количеству вложенного ими труда, так и результату труда. Если самооценка будет завышена, то в будущем человек будет претендовать на те виды работ, на которые фактически не способен. Бывает, что человек все-таки тем или другим путем добивается положения в обществе, на которое фактически не способен. При этом страдает и дело, и окружающие люди, и он сам, потому что всегда будет чувствовать неспособность справиться с работой, негативное отношение к нему товарищей.

Нужно помнить о том, что нельзя и занижать самооценку. В этом случае формируется робкий, неуверенный в своих силах человек, всегда чувствующий, что мог бы в большей степени реализовать свои способности в той или иной работе. Поскольку он не рискует взяться за серьезное дело, его не замечают и большой ответственной работы, с которой он мог бы справиться, не поручают. Такие люди особенно остро переживают свое положение в коллективе.

Делаем вывод: нельзя ни завышать, ни занижать самооценку. Учиться оценивать себя нужно в школе, при анализе своего ученического труда. После такой беседы учитель должен обратится к ребятам: « Сейчас мы проверим правильность домашнего задания, и вы поставите себе оценку».

При первоначальном введении самооценки ребята оценку занижают или завышают. А если работа по самооценке проводится регулярно, то она становится более адекватной.

Формирование самоконтроля и самооценки проводим поэтапно.

1 этап. Обучаемый должен понимать и принимать контроль учителя.

Для этого необходимо ознакомить ребят

- с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

- сообщить даты контроля и цели их проведения;

- выставить оценку ту или иную, опираясь на критерии учителя;

- учащийся должен оценить свою деятельность и объяснить полученную отметку.

2 этап. Учащиеся должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность товарищей. Использую взаимопроверку домашнего задания, пройденного материала, самостоятельно изученных вопросов, выполненных упражнений. Например, после изучения строения атома и ядра провожу работу в парах. Учитель готовит вопросы и задания по пройденному материалу, и один из обучаемых отвечает на них своему соседу. Правильный ответ озвучивается в классе и определяется, какой ответ полный, какой неполный, правильный и неправильный, после этого ответ оценивается. По сумме ответов выставляется оценка. При выполнении упражнений, решении задач в процессе взаимопроверки ребята ищут ошибки, сверяют ответы. Когда взаимопроверка закончена, правильные ответы записываются на доске. Взаимопроверка помогает воспитанию самоконтроля, ведь обнаружить ошибки в работе товарища легче, чем в собственной работе, а полученные навыки переносятся на собственную деятельность. При этом формируется групповая самооценка. Можно использовать коллективную работу в четверке. Ребята разбиваются на группы по 4 человека. В начале учитель организует индивидуальную самооценку, а затем предлагает проверить адекватность самооценки каждого в группе. Ребята коллективно рассматривают и оценивают работы друг друга. Затем старшие группы объявляют оценку группы, которая определяется как средне арифметическая оценка. Введение групповой самооценки заставляет каждого (в особенности слабоуспевающего) ребенка повысить требовательность к себе, так как с него спросят товарищи. Эти оценки групп заносятся в таблицу, которая предварительно подготовлена.

В первое время при введении индивидуальной и групповой самооценки нужен строгий контроль со стороны учителя. Для этого учитель несколько раз собирает тетради и рядом с оценкой обучаемого ставит свою оценку. Это делается в то время, когда ребята учатся адекватно себя оценивать. Позже, после относительной сформированности самооценки, он проверяет только тех учащихся, которые, по его мнению, еще не научились оценивать себя адекватно.

При проверке домашней работы учитель ориентирует ребят на оценивание всем классом. Одновременно этот процесс выступает как выработка эталона, по которому будут вводиться коррективы и оценки. Для этого от каждой группы к доске вызываю по одному ученику. После ответа представителя каждой группы ответ оценивается классом, но группа еще может способствовать повышению оценки, учитель просит дополнить данный ответ слабым учеником той же группы. Если дополнение не последовало, тогда исправления и дополнения делают представители других групп. В таблице результатов самооценки появляются знак (+) или ( - ). Эти знаки будут учитываться при выставлении самооценки.

3 этап. Этот этап является продолжением двух предыдущих и в тоже время может быть использован автономно. Ребята должны научиться осуществлять наблюдения за своей деятельностью, проводить самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

На операционально-исполнительском этапе урока учащиеся выполняют определенные задания. Учитель ориентирует на то, что в ходе реализации цели каждый учащийся при выполнении тех или иных действий непременно оценивает свою работу. Параллельно и учитель ставит оценку. Показателем активной деятельности ребенка является поднятая рука. Причем подымают руки все те, кто правильно выполняет задания. Учитель поясняет, что каждый учащийся отмечает как верные, так и неверные ответы, а затем выставляет себе оценку. В целом урок проходит оживленно. Учитель устанавливает прочную связь с ребятами, видит степень усвоения материала. Неработающих на уроке нет.

На последнем этапе урока – рефлексивно-оценочном ребята должны самостоятельно применить свои знания к нестандартным условиям. Учитель просит каждого работать самостоятельно и только в крайнем случае обращаться за помощью к товарищам. Когда работа в группе будет выполнена, учитель в графе 5 ставит (+) или (-). Те группы, которые выполнили задание, получают более сложное задание. Группе, которая с заданием не справилась, учитель оказывает помощь. На этом этапе урока учитель имеет возможность для индивидуальной работы с учащимися. Здесь применяются разноуровневые задания. После того как учитель убедился, что все учащиеся освоили способ деятельности, он совместно с классом выводит итоговые оценки (таблица 1).

Реализация самоконтроля и самооценки на всех этапах урока требует много времени и усилий, поэтому применять можно на уроках обобщения.

Таблица 1.

Результаты самооценки.

группы.

Ориентировочно-

мотивационный

этап урока.

Операционально-

исполнительский

этап урока.

Рефлексийно-

оценочный

этап урока.

Самооценка.

         

 

При работе в группах необходимо использовать лист самооценки.

Таблица 2.

Лист самооценки учащихся.

п/п

Фамилия, имя.

Задание

1.

Задание

2.

Задание

3.

Задание

4.

Количест-

во баллов

Оценка

1

             

2

             

3

             

Таблица 3.

Вклад каждого в групповую

работу.

Фамилия, имя учащихся.

5 баллов.

4 балла.

3 балла.

2 балла.

         
         
         

Можно проводить самооценку учащихся на определенных этапах урока. При любых методах обучения планируем различные виды, формы и методы самооценки. Виды оценивания: текущие, периодические, тематические, заключительные. Методы оценивания и самооценки: устные, письменные, практические. Формы оценивания: индивидуальные, групповые, коллективные.

Таблица 4.

Оценочная карта

фамилия, имя.

Список предметных действий.

Умею

Не умею

1. Определение валентности по формулам бинарных соединений.

   

2. Составление формул по валентности элементов.

   

3. Проставление коэффициентов в уравнениях реакции.

   

4. Определение типа реакции.

   

5. Расчет Аr.

   

6. Определение массовой доли элемента.

   

7. Расчет количества вещества по массе, объему.

   

8. Нахождение массы, объема по формулам.

   

Вывод: Я умею ….. Я не умею…… Я делаю ошибки….. Мне надо поработать над….

Таблица 5.

Оценочная карта

фамилия, имя.

Что проверяю.

Умею.

Не умею.

Задание

Само-

оценка.

Оценка

Учителя.

1. Определение порядкового номера и Аr.

         

2.Определение номера периода, малый он или большой.

         

3. Определение номера группы, какая подгруппа.

         

4.Определение числа p, n, e.

         

5. Распределение электронов по энергетическим уровням.

         

6. Написание электронной формулы строения атома.

         

7. Определение валентных электронов атома.

         

Вывод: Я смог… Не смог…. У меня вызывает затруднение….. Мне надо разобраться с….

Закончите предложения.

1.

Сегодня на уроке для меня было полезным…………….., потому что….

2.

У меня не получилось……., потому что…..

3.

Поэтому дома я буду учить……, выполнять…

4.

По данной теме я хотел бы…

Таким образом, предметом внимания учителя в учебном процессе на уроке являются не только содержание и способы работы ребят, но и личностный уровень обучающихся.

В процессе формирования самоконтроля и самооценки ребята

- регулярно выполняют домашнее задание;

- проверяют правильность выполнения заданий;

- вырабатывают навыки анализировать полученные результаты;

- создают мотивы улучшения своей учебной деятельности;

- развивают самоконтроль;

- осуществляют самокоррекцию, которая создает эталон знаний и умений, которые в случае необходимости извлекаются из памяти для сличения с внешней деятельностью.

Литература.

Казаков В.Г. Познай себя: самооценка и направленность личности / В.Г.Казаков. - МИПК и ПРНОМО, 1993.

Бернс Р. Самооценка и успеваемость школьников / Р. Бернс// Мы и мир-2000-№15.

Родионова Л.Н. Самооценка и взаимооценка – как метод формирования мотивационной сферы обучающихся.

izhmmc.ru/sites/default/files/users/.../rodionova_l_n.do с

4. Интернет-ресурсы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.