12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бойкив Наталья Юрьевна1024
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк
Материал размещён в группе «Сообщество учителей биологии и химии»
3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И КОЛЛОИДНОЙ ХИМИИ


Аннотация. Рассмотрены вопросы организации инновационного обучения на примере деловой игры. Приведены примеры применения деловой игры при преподавании физической и коллоидной химии. Сделан вывод о том, что инновационные технологии обучения являются полигоном, на котором студенты могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.


Ключевые слова: инновационные технологии, интерактивные технологии, деловая игра, химия.


Формирование жизненно компетентной личности - одна из основных проблем современного профессионального образования. В условиях реформирования образования педагог должен быть одновременно и предметником, и психологом, и воспитателем. Введение в практику работы образовательного учреждения современных инновационных технологий является важным источником воспитания компетентной личности, развития творческих способностей, интересов, умений и навыков.

Перед каждым педагогом, как опытным специалистом, который годами работает в профессиональном образовании, так и начинающим, который только приступает к освоению педагогической профессии и приобретает свой первый опыт, неизбежно встают вопросы, которые веками волновали преподавателей: как обучать? как научить?

За этими простыми вопросами кроются задания и поиски чрезвычайной важности: как организовать и направить процесс обучения так, чтобы он был продуктивным, интересным, творческим, эффективным, современным; учитывал бы особенности возрастной психологии, протекания познавательных и психических процессов, общения и взаимодействия, и вместе с тем - тип знаний, которые нужно передать, и специфику аудитории, для которых они предназначены; побудил бы до самостоятельного, заинтересованного, творческого обучения; раскрывал огромный внутренний потенциал личности и открыл для нее траектории наиболее полной самореализации; превращал бы обучение и познание в жизненную потребность человека, а не вынужденное «тяжелое бремя» персональных и общественных обязанностей. Вопрос обучения – это всегда вопрос не только содержания и цели, но средств и технологий

Современная действительность настоятельно требует превращать учебный процесс в плодотворное, творческое, конструктивное, взаимно заинтересованное взаимодействие, синтез обучения и самообучения, познания и деятельности, мотивации и интереса, освоение накопленного опыта и продуцирование нового. В таком понимании обучение не ограничивается возрастом или годами, «отбытыми» в образовательном учреждении, но становится жизненной потребностью и способом самоосуществления в мире. Использование в работе новейших технологий обучения является в связи с этим не самоцелью, но и фактором нового качества учебного процесса и преодоления стереотипов [3].

Традиционные технологии обучения до сих пор являются одними из самых распространенных. Их сущность заключается в изучении студентами нового материала, который дает преподаватель, его закреплении, контроле и оценке. Результатом обучения по традиционным технологиям является устойчивая совокупность знаний. Иначе говоря, обучение, усвоение и воспроизведение – вот основные этапы традиционных технологий обучения. Основную функцию педагога здесь видят в четком, доступном и понятном изложении, объяснении студентам учебного материала готовых знаний и умений.

К традиционным технологиям относят различные способы объяснительно-иллюстративного обучения, а также проблемное, программируемое и дифференцированное обучение. Все они, в большей или меньшей степени, являются разновидностями репродуктивного обучения: если в объяснительно-иллюстративной технологии. Такой способ усвоения знаний, умений и навыков доминирует, но при этом многие педагоги применяют при этом разного типа познавательные и творческие задания, которые студенты решают под руководством педагога, роль которого остается ведущей.

Недостатками традиционных технологий обучения являются: перегружается память студента фактологическим материалом, объем которого все возрастает; недостаточность самостоятельной творческой познавательной деятельности; не учитываются индивидуальные особенности студентов; применяются однотипные (главным образом, репродуктивные) методы обучения.

В тоже время, инновационное обучение стимулирует новаторские изменения в культуре, социальной среде; ориентировано на формирование готовности личности к динамическим изменениям в социуме за счет развития творческих способностей, различных форм логического и образного мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми [2].

Следует учитывать, что введение по-настоящему инновационного обучения требует от педагога широкого круга психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих его готовность к использованию такого подхода в своей преподавательской деятельности.

Сегодня педагоги республики все чаще используют в своей работе интерактивные технологии обучения. Значение интерактивных технологий заключается в активизации познавательной и трудовой деятельности студентов, повышении их интереса к занятиям. Благодаря им, у студентов возникает установка на творческую деятельность, на постоянный поиск.

Интерактивные технологии основаны на использовании прежде всего деловой игры. Рассматривая технологии деловой игры, следует вспомнить, что с точки зрения современной психологии, игра – это вид человеческой деятельности в условных ситуациях с определенными правилами. Эта специфическая деятельность стоит рядом с трудом, обучением и общением. Педагогическая сущность деловых игр в средних профессиональных образовательных учреждениях – активизация мышления, развитие самостоятельности будущего специалиста, формирование творчества, приближение к реалиям жизни.

Принципы организации деловых игр:

- распределение студентов в мини-группы по 5 -7;

- ограниченное количество мини-групп в зависимости от количества ассистентов, руководителя группы, количества свободных аудиторий и времени, выделенного на проведение деловой игры;

- четкое функциональное распределение обязанностей в мини-группе;

- деловая игра должна быть ограничена во времени;

- обязательный анализ результатов игры после ее завершения с подведением итогов по заранее определенным критериям [1].

Определяют три главные задачи, которые можно решать в деловой игре:

изменение профессионального сознания участников игры;

исследования в широком понимании тех или иных объектов и систем;

решение профессиональных задач, которые ставят в различных областях деятельности.

Базовыми составляющими деловой игры являются:

- анализ ситуации и выявление главных проблемных точек;

- определение ведущей стратегии действия;

- выбор способов и средств деятельности и реализация решений;

- получение результатов в ходе решения и оценка эффективности.

Выделяют такие главные этапы игр.

1. Первый этап: продуктивная работа самостоятельного умственного поиска участников игры. Работу осуществляют по главной сюжетной теме игры в режиме анализа ситуации и проблематизации либо самостоятельно в группах, либо при участии и под руководством преподавателя.

2. Второй этап: общее критическое обсуждение результатов работы функциональных групп. Этот этап организуют как обязательную критику и оценку результатов и решений как между группами участников, так и со стороны преподавателя.

3. Третий этап: рефлективный анализ процессов игры и действий участников. Участники игры снова имеют возможность сравнить собственные оценки с внешними оценками и суждениями.

4. Четвертый этап: организационные решения. Здесь участники имеют возможность получить консультативную помощь от организаторов (преподавателей, консультантов) по вопросам, возникшим в ходе работы. В настоящее время возможно осуществление прямых суггестивных воздействий на участников в различных формах.

В процессе планирования деловой игры организатору целесообразно остановиться на определении узловых понятий, вокруг которых строят сюжетную линию:

1. Объект, которым может быть учреждение, предприятие, цех, участок, отдел и тому подобное.

2. Процесс, которым может быть проектирование, управление, подготовка производства.

3. Проспект игры, в котором раскрывают концепцию игры, ее общее содержание и условия применения; указывают, для чего необходимо ее проведения, деятельность каких должностных лиц моделируют, для какой аудитории предназначена игра.

4. Сценарий, в котором характеризуют объект деятельности, определяют роли, описывающие правила игры [4].

Пи изучении физической и коллоидной химии проводятся деловые игры при изучении таких тем, как «Молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний вещества», «Основы химической термодинамики», «Химическая кинетика и катализ», «Химическое равновесие». Так, при изучении темы «Химическая кинетика и катализ» проводится деловая игра, способствующая лучшему усвоению влияния различных факторов на скорость химической реакции «Производственное совещание». Во время игры студенты, получившие роли директора, технолога, инженера, эколога предлагают меры по увеличению количества получаемой серной кислоты. При изучении темы «Основы химической термодинамики» проводится деловая игра «Заседание научного общества», участники которой, используя знания о первом и втором начале термодинамики, обосновывают невозможность существования вечного двигателя второго рода.

Таким образом, инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.


Список использованных источников

Деловая игра как форма изучения химического производства и ведения профориентационной работы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2016/05/09/delovaya-igra-kak-forma-izucheniya-himicheskogo-proizvodstva-i

Комлева Н.Н. Возможности деловой игры при изучении аналитчиеской химии/ Н.Н. Кмлева // Теория и методика профессионального образования (в строительном вузе). – 2014. - №1 (27). – С. 267-270.

Медведь А.В., Харазян О.Г., Макарчиков А.Ф. Деловая ига по химии «История развития теорий о строении атома / А.В. Медведь, О.Г. Харазян, Макарчиков А.Ф.//Сборник научных статей научно-методической конференции «Методика преподавания химических и экологических дисциплин». Брест, 26-27 ноября 20215 года. – С.103-105.

Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения / В.А. Трайнев. – М.: Изд. Дом Дашков и К. – 2005. – 360 с.





Опубликовано в группе «Сообщество учителей биологии и химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.