Статья «Применение технологии формирующего оценивания на уроках русского языка»
Применение технологии формирующего оценивания на уроках русского языка
Щербак Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Орловская СОШ»
Немецкого национального района
Алтайского края
Понятие технологии формирующего оценивания пришло в школу с приходом ФГОС и, соответственно, системно-деятельностным подходом.
Формирующее оценивание помогает воспитать в детях учебную самостоятельность, а педагогу – достичь планируемых результатов обучения. Кроме того, происходит ежедневное взаимодействие педагога и обучающихся.
Существует три вида формирующего оценивания, которые способствуют активности ребят на уроках, в моем случае, на уроках русского языка. Перечислим эти виды:
- самооценка (проверяю я сам себя),
- взаимопроверка (проверяю я тебя, ты меня, в парах),
- групповая (проверяю я всех, все меня, в группе).
Рассмотрим отдельно действия обучающихся и действия педагога при каждом виде оценивания.
Обучающиеся |
Педагог |
Самооценка |
|
- получают правильные ответы, - сверяют с ними свою работу, - исправляют ошибки, - выставляют себе оценку |
- проверяет правильность выставленной отметки, - наблюдает за уровнем знаний обучающегося |
Взаимопроверка |
|
- обмениваются тетрадями, - проверяют работу, - исправляют ошибки, - ставят отметки |
- проверяет правильность выставленной отметки, - наблюдает за уровнем знаний выполнявшего работу, - следит за уровнем знаний проверяющего |
Групповая |
|
- оценивают работу друг друга, - обсуждают качество работы, - совместно выводят отметку |
- проверяет правильность выставленной отметки, - наблюдает за работой группы во время оценивания |
Очень важно перед началом оценивания оговорить, какая отметка за сколько баллов выставляется, т.е. сколько баллов нужно набрать на «5», сколько на «4» и т.д.
Приведу пример разработанного мною универсального «Листа оценивания». Использовать его можно на любом уроке, выбирая нужные строки.
Лист оценивания на уроке _______ |
||
ФИ |
||
Тема |
||
№ |
Задание |
Отметка |
1 |
Повторение |
|
2 |
Правило |
|
3 |
Работа в парах |
|
4 |
Работа в группе |
|
5 |
Задание 1 |
|
6 |
Задание 2 |
|
7 |
Задание 3 |
|
8 |
Задание 4 |
|
9 |
Задание 5 |
|
10 |
Проверочная |
|
ИТОГОВАЯ ЗА УРОК |
|
Пояснения:
- в первой строке ставится дата проведения урока,
- во второй строке ребёнок записывает свою фамилию и имя,
- в третьей строке тема урока,
- далее под номерами 1-10 можно заполнять только необходимые строки (например, сегодня на уроке предполагается работа в группе и в парах, будет три задания, следовательно, будут заполнены только строки с номерами 3,4, 5, 6, 7),
- в последней строке выводится отметка за урок (важно, чтобы с 1 по 10 строки было заполнено нечётное количество).
Что позволяет такой лист оценивания видеть учителю и ученику:
1) как ученик работал на уроке,
2) какая форма работы вызывает затруднения,
3) какие задания были сложными и многое другое.
Применять такие «Листы оценивания» можно как выборочно (на определённых уроках, например, обобщения, повторения), так и на каждом уроке. При применении мною на каждом уроке распечатываю на одном листе А4 несколько «Листов оценивания». Тогда в конце изучения темы или в конце недели видно, как ребёнок работал, понял ли он тему, какие задания детям сложны.
Возможна корректировка листа в зависимости от темы, цели, формы урока. Вот пример листа оценивания на урок в 6 классе по теме «Основные способы образования слов в русском языке».
Лист оценивания на уроке |
||
ФИ |
||
Тема «Основные способы образования слов в русском языке» |
||
№ |
Станция/задание |
Отметка |
1 |
«Разминка» |
|
2 |
«Набираем обороты» |
|
3 |
«Наперегонки» |
|
4 |
«Исследование» |
|
5 |
«Творческая» |
|
ИТОГОВАЯ ЗА УРОК |
|
Подводя итог, хочется сказать, что применение на уроках технологии формирующего оценивания имеет много преимуществ, экономит время педагога, облегчает его работу. Также приносит большую пользу детям, обучая их умению сопоставлять желаемый результат с полученным.3