Урок математики для 7 класса «Формулы сокращенного умножения»
Пояснительная записка к презентации
Открытый урок. 7 класс
Тип урока: Урок обобщения знаний и умений.
Тема урока: Формулы сокращенного умножения.
“У математиков существует
свой язык – это формулы”.
С. Ковалевская
Цели урока:
Образовательные:
систематизировать и обобщить знания по пройденной теме, проверить уровень усвоения учащимися соответствующих формул и правил.
Развивающие:
углубить знание учащихся, развить умение применять приемы сокращенного умножения при решении уравнений, при обнаружении и исправлении ошибок, объяснении своих действий, развитие творческой деятельности учащихся.
Воспитательные:
создание условий для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность, где каждый может проявить себя, воспитание интереса к математике, расширение кругозора, включение в урок исторического материала.
Оборудование:
Учебник (алгебра 7 класс, авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворов).
Дифференцированные карточки для самостоятельной работы.
Мультимедийная презентация.
План урока:
Организационный момент:
Сообщение темы и цели урока.
Устная работа.
Повторение и закрепление основного материала с использованием исторических фактов.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
На протяжении всего урока идёт обращение к презентации. В презентации есть слайды, на которые происходит переход кликом мыши, а есть слайды с гиперссылками.
Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку. Оформление тетрадей.
Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня наш урок необычный. Мы с вами отправляемся в поход. В поход вместе с формулами сокращенного умножения.( слайд №1, слайд №2)
3. Устная работа. (слайд №3)
1.Представьте в виде квадрата положительного числа:
а) 81 ; б) 0,04; в) 36 ; г) 1 .
49 16
2. Замените степень выражения одночленом стандартного вида:
а) (2x)²; б) (4m²)²; в) (- 6x³y)²; г) (0,1mn³)².
4. Повторение и закрепление основного материала с использованием исторических фактов.
Посмотрим на карту нашего путешествия. (Слайд №4)
Поход начинаем у пруда “Воспоминаний” (вспомним какие формулы мы знаем). Далее наш путь через лес “Науки” (приведем историческую справку). Затем на нашем пути водопад “Знаний” (закрепим формулы при выполнении упражнений). От водопада направимся в пустыню “Находок” (применим наши знания формул при восстановлении тождеств). А далее нас ждёт море “Ошибок” (постараемся найти ошибки в выражениях). Закончим наш поход в гавани “Итогов”.
- В путь!
Пруд “Воспоминаний”. (слайд №5)
Появляется начало формулы, учащиеся записывают формулу в тетрадь полностью, один у доски. Проверяют на экране.
1) (a+b)² = a²+2ab+b² Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого выражения на второе плюс квадрат второго выражения.
2) (a-b)² = a²-2ab+b² Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого выражения на второе плюс квадрат второго выражения.
3) (a+b)³ = a³+3a²b+3ab²+b³ Куб суммы двух выражений равен кубу первого выражения плюс утроенное произведение квадрата первого выражения на второе плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго плюс куб второго выражения.
4) (a-b)³ = a³-3a²b+3ab²-b³ Куб разности двух выражений равен кубу первого выражения минус утроенное произведение квадрата первого выражения на второе плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго минус куб второго выражения.
5) a²–b² = (a–b)(a+b) Разность квадратов двух выражений равна произведению разности самих выражений на их сумму.
6) a³+b³ = (a+b)(a²–ab+b²) Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы самих выражений на неполный квадрат их разности.
7) a³-b³ = (a-b)(a²+ab+b²) Разность кубов двух выражений равна произведению разности самих выражений на неполный квадрат их суммы.
Лес “Науки” (слайды № 6,7)
Приводится историческая справка:
Историческая справка:
-
Некоторые правила сокращенного умножения были
известны еще около 4 тыс. лет назад.
Их знали вавилоняне и другие народы древности.
У древних греков величины обозначались не числами или буквами, а отрезками прямых. Они говорили не «а² », а «квадрат на отрезке а», не «ав», а «прямоугольник, содержащийся между отрезками а и в». Например, тождество ( а + в )² =а² + 2ав + в² во второй книге «Начал» Евклида формулировалось так: « Если прямая линия ( имеется в виду отрезок) как- либо рассечена, то квадрат на всей прямой равен квадратам на отрезках вместе с дважды взятым прямоугольником, заключенным между отрезками». Доказательство опиралось на геометрические соображения.
-
Доклад ученика: Биография Евклида.
Знаменитый ученый Евкли́д или Эвкли́д (др.-греч. Εὐκλείδης, от «добрая слава», время расцвета — ок. 300 г. до н. э.) — древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения о Евклиде крайне скудны. Достоверным можно считать лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в 3 в. до н. э.
Евклид — первый математик Александрийской школы. Его главная работа «Начала» содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвёл итог предшествующему развитию Древнегреческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики.
Водопад “Знаний” (Слайд №8)
Разложите на множители (часть заданий выполняется на доске, а часть самостоятельно с последующей проверкой).
Задание №1 Разложите на множители (часть заданий выполняется на доске, а часть самостоятельно с последующей проверкой).
8 + a³ = (2 + a) (4 - 2a + a²)
125а³-64b³=(5a-4b)(25a²+20ab+16b²)
Задание №2 Учебник №982(а,д,ж)
Задание №3 Решите уравнение:
(х – 4)(х + 4) – 6х = (х –2)2 (2х + 3)2 – 7х = (2х – 1)(2х + 1)
Пустыня “Находок” (слайд №9)
Восстановите тождества (карточки с пропусками у каждого ученика) приложение №1
Обменяться тетрадями и оценить друг друга.
Море “Ошибок” (Слайд №10). Найдите ошибки в выражениях.
Запишите в тетрадь верные тождества.
5. Самостоятельная работа. На карточках тестовые задания. 4 варианта. (приложение №2)
6. Подведение итогов урока.
Гавань “Итогов”. (Слайд №11).
Понравилось ли путешествие?
Какой этап был самый интересный?
Какой этап был самый сложный?
Определи своё настроение на уроке( в тетрадях изобразите смайл)
Домашнее задание. п.39 (для тех, кто хочет знать больше), №1017
Урок сегодня завершен
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!
А формулы, ребята, ваши
Незаменимые помощники.
Хочу сказать спасибо вам ребята за активную работу на уроке. Мне было очень приятно работать сегодня в вашем классе./data/files/d1478103643.pptx (Презентация к уроку: Формулы сокращенного умножения)
Приложение№1
|
|
|