Фотоотчёт «Экскурсия «Край, в котором мы живём», Музей «Старая немецкая школа Вальдвинкель»»
20 октября ученики 2 «Б» класса в соответствии с планом воспитательной работы совершили экскурсию «Край, в котором мы живём» .Ребята посетили частный музей "Старая немецкая школа Вальдвинкель" г.Калининград. Музей был организован в 2012 году в здании бывшей немецкой школы. Вальдвинкель – в переводе с немецкого „лесной уголок“.
Нас встречает директор музея - Инесса Савельевна Наталич
Знакомство началось с территории школы: аккуратный газон, декоративные растения, миниатюрные постройки.
Здание школы разделено на две части - в одной половине жили учителя, в другой - учились дети.
В классе - парты, воссозданные по образцам, когда-то стоявшим в школе, висит доска. Войдя в класс, ребята оказались в роли немецких учеников народной школы и начали понимать, как учились дети 100 лет назад. В каждой деревне была своя школа с 8-летним обучением. Учебный класс рассчитан на 50 человек, причём дети разных классов и всех возрастов сидели за одними партами, каждый класс занимался по своей программе. Сначала в класс заходили учащиеся 1-4 классов, а потом с 5 по 8. Все предметы вёл один учитель.
Инесса Савельевна рассказывала о системе образования в Восточной Пруссии и о том, как раньше учились дети в немецкой школе. Урок длился -55 мин, перемены – 5 мин. Большая перемена - 15 мин. Дисциплина «железная». Наказывали детей за мелкие провинности - девочек били по рукам, мальчиков по мягкому месту. А если ребёнок возвращался домой и долго сидел за домашним заданием, родители считали, что в школе он (она) не слушали учителя, отвлекались, и, тогда ещё родители наказывали ребёнка.
В школу ученики приходили в таких деревянных башмаках называются они «клумпе» Инесса Савельевна рассказывала, какой шум деревянных шагов стоял утром на улицах деревни перед началом занятий! При входе все снимали обувь и оставались в носках. Чистота была везде.
Писали учащиеся на грифельных дощечках, похожих на сегодняшние планшеты.
Писали на них специальным грифелем. Много грифелей нашли во время ремонта. А недавно ей привезли целую пачку из Германии — 1930 года выпуска.
В дневниках отметки не ставились — туда писали только домашнее задание. Школьников аттестовали раз в полгода и оценки заносили в специальный журнал.
Учебный год начинался не 1 сентября, а 1 апреля и длился 42 рабочих недели.
В школу ребята шли не с цветами, а вот с такими кулёчками, в которых лежали подарки, сделанные родителями , каждый кулёчек ребёнок нёс для себя. В школе не разрешалось его открывать, по возвращению домой , дети смотрели что им подарили родители. В современной Германии эта традиция сохранилась. На каникулы (пасхальные, летние и рождественские) отводилось всего 70 дней.
Работать учителем было очень престижно, это была самая уважаемая профессия после лесничего и бургомистра.
Помещение отапливалось вот таким обогревателем «булерьяном».
В конце экскурсии нас пригласили на чаепитие с традиционными немецкими пирогами и штруделями.
Здание школы построено в 1890 году, перестроено в 1932 году. До 1945 года - немецкая народная двухклассная школа, со 2 сентября 1946 года - начальная (в 1946-1948 годах обучение велось на мордовском языке), с 1962 года - восьмилетняя, с 1974 года - начальная, закрыта в 1977 году.
Музей входит в международный проект "Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте» Первая советская учительница - мама хозяйки этого частного музея. Здание школы было в очень плачевном состоянии, потому что потом оно долго пустовало. Сейчас же это очень красивое здание, с облагороженной территорией.
Посещение музея позволяет школьникам ценить современные условия учёбы, почувствовать огромное уважение к учительскому труду, стимулирует интерес к повышению собственных знаний, к изучению прошлого и настоящего края, в котором живут.
Болтова Елена Ильинична
Драпалюк Марианна Владимировна
Болтова Елена Ильинична