Приёмы работы с текстом по развитию речи во 2–3 классах
Приёмы работы с текстом.
Одно из упражнений на понимание смысла текста – его озаглавливание. Эту работу мы начинаем уже с 1 кдасса. Дети знают, что заглавие текста должно отражать тему или основную мысль. Отрабатывая это умение, мы обычно спрашиваем, как можно озаглавить текст? А если текст имеет название, то просим объяснить, почему автор именно так назвал своё произведение? Что отражено в названии, тема или главная мысль?
Хочу предложить ещё одно упражнение по осмыслению текста через размышления о заглавии. Рассмотрим это задание на примере данного текста.
Текст
Наступило тёплое лето. Дети пошли погулять в парк.. Под деревом они нашли выпавшего из гнезда птенца. Он был маленький и беспомощный. Сначала ребята захотели взять его домой, но передумали и положили обратно в гнездо. Когда дети возвращались домой, на душе у них было тепло и радостно.
Ученики читают текст, получают таблицу с разными вариантами заглавий. А затем, размышляя над каждым словом, заполняют таблицу «плюсами». На начальном этапе это можно делать вместе с учителем, обсуждая все нюансы названий, а позднее и самостоятельно…
После нескольких таких упражнений уровень восприятия названий произведений и осмысления текстов через заглавие повысится. Дети научатся извлекать больше смысла из названия произведения и смотреть на него с разных точек зрения.
Такая работа возможна и при составлении из этих названий разного вида планов к тексту, например, в одном плане делаем акцент на чувства героев, а в другом – на события.
№ | Заглавия текста | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Дети в парке | ||||||||||
2 | Дети нашли птенца | ||||||||||
3 | Беспомощный птенчик | ||||||||||
4 | Живая находка! | ||||||||||
6 | Летом | ||||||||||
7 | Мудрое решение | ||||||||||
8 | Радость на сердце | ||||||||||
9 | Взять или оставить? | ||||||||||
10 | Птенец выпал из гнезда | ||||||||||
11 | Слабым надо помогать | ||||||||||
12 | Спасение птенца |
Вопросы
Какое заглавие направляет наше внимание на главных героев произведения?
Какое заглавие указывает на события в тексте?
Какое заглавие интригует своей загадочностью и хочет заинтересовать читателя?
Какое заглавие отражает мучительный выбор героев?
Какие заглавия отражают чувства героев?
В каком заглавии одобряется выбор детей?
Назовите заглавие, которое менее всего отражает тему произведения?
Какое название отражает чувства детей, сделавших правильный выбор?
Какое название отражает только начало истории?
Какое название содержит совет, вывод?
Как бы вы назвали текст и почему? Назовите тему и основную мысль текста.
Работа с планами.
Вариант 1
Составьте из предложенных вариантов свой план текста. Почему сделали такой выбор?
Как выбирали? Самые информативные ? Самые эмоциональные? Краткие и точные?
Вариант 2
Охарактеризуйте план и напишите в таблицу ключевые слова.
( нет информации -№1, №2 – события, (тема) №3 – чувства и выбор (основная мысль)
План №1 | План №2 | План №3 |
(…………………….) | (…………………..….) | (……………..………) |
1.Летом | 1.Дети нашли птенца. | 1. . Беспомощный птенчик |
2.Птенец | 2. Птенчик снова в гнезде. | Мудрое решение |
3.Все дома | 3. Ребята вернулись домой. | Радость на сердце |
Вопросы:
Что можете сказать о каждом плане?...
Какой из планов делает акцент на события и похож на краткий пересказ?
Какой план самый неинформативный? Почему?
В каком плане выражены чувства героев и их нравственный выбор? Какие чувства?
Для каких произведений выберем план подобный №2, а для каких №3?
Какой план выберешь ты? Почему?
Составьте свой вариант плана.