Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
Мастер - класс Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности. Попова О. А., учитель русского языка и литературы МОКУ СОШ № 2 г. Лузы
Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи.
Типы чтения текстов Просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации – единицы информации и (или) конкретного факта.
Приём «Ассоциативный куст» Книга Мудрость Помощник Библиотека Читатель Литература Духовная пища
Типы чтения текстов Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного компонента содержания текста.
Притча «Ведро с яблоками» Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
Приём «Верно ли, что . . .» Купил себе человек новый дом. Да. Рядом в большом особняке жил сосед. Нет. Сосед постоянно пытался испортить настроение. Да. Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. Да. Человек вернул ведро с мусором соседу. Нет.
Типы чтения текстов Изучающее чтение ориентировано на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста в целом или отдельных его компонентов.
Притча «Два волка» Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Приём «Ключевые слова» Добро Зло
Интересные приёмы работы с текстом: «Рюкзак – помощник»; «Закладки – подсказки»; «Чтение с остановками»; «Восстанови текст»; «Пирамидная история».
В процессе работы формируем умения: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию; выделять не только главную, но и второстепенную информацию; читать внимательно и вдумчиво.