12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Светлана18 Приморский край Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Коррекционное занятие по литературному чтению на тему «Приемы работы с текстом, способствующие развитию УУД учащихся»
Коррекционное занятие по литературному чтению на тему:" Приемы работы с текстом, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся"
Грушина Светлана Леонидовна,
г.Череповец , ул.Чкалова 20-А,
МБОУ"СОШ№18"
учитель начальных классов
Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя."
В.А. Сухомлинский.
2-"Г" классе обучается 11 учащихся, из них – 8 мальчиков и 3 девочки. Все ребята были оставлены на повторный курс обучения в 1 классе. Летом дети прошли медицинское обследование, в результате выявлено следующее:
Ко II основной группе здоровья относятся-5 человек.
Ко II подготовительной группе – 3человека.
К III подготовительной группе - 2 человека.
К III специальной- 3 человека.
В классе есть группа детей, которые более внимательны и активны на уроке, имеют средний уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Батаева Орзу, Старостину Валерию.
В классе есть ученики, у которых низкий темп работы. Отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов. Мелкая моторика развита недостаточно хорошо. Карандашом, ручкой дети работают с напряжением . Восприятие замедленное, пассивное, малоактивное, страдает активность и целенаправленность, необходим длительный период времени для приема и переработки информации. Внимание недостаточно произвольное, сужен объем внимания, наблюдается мерцающий характер внимания, отмечается частая отвлекаемость, непроизвольное переключение внимания, повышена истощаемость свойств внимания, трудности при сосредоточении. Память доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная , продуктивность сохранения информации снижена. Мышление замедленное, интеллектуальная активность низкая. Операции мышления развиты слабо. Эту группу составляют следующие учащиеся: Мавлянов Руслан, Неустроева Снежанна, Никандров Арсений, Рулик Вероника, Жаравин Николай.
Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно – Гусев Владислав, Томаров Элмир, Максимов Артем. В классе обучаются :из неполных семей –6 человек. Неблагополучных семей пока не выявлено.
Как видно из вышеизложенного, в данном классе необходимы коррекционные занятия по основным предметам. В процессе развития навыка осознанного чтения на коррекционных занятиях по литературному чтению я ввожу специальные тренировочные упражнения:
1. Психологические упражнения.
2. Упражнения на развитие зоркости.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Метод динамического чтения.
5. Упражнения на развитие осознанности чтения.
6. Упражнения на развитие антиципации.
Цель: дать представление об умении автора художественного текста передавать свое настроение и чувства героев.
Задачи:
дать понятие об умении автора не только нарисовать картину, но и передать читателю свое отношение к ней;
формировать навыки осознанного выразительного чтения;
формировать познавательные универсальные учебные действия: учить самостоятельно формулировать тему и цель занятия, выделять необходимую информацию из текста.
формировать коммуникативные универсальные учебные действия: проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение, позицию.
Технологическая карта коррекционного занятия по литературному чтению
«Приемы работы с текстом, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся».
Этап урока (занятия) | Деятельность | Приемы, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся через работу с текстом | ||
Учителя | Учащихся | |||
1.Оргмомент. Организация группы. Психологический настрой. | -Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | -Будем вместе мы трудиться, Не пристало нам лениться!(все вместе) | Вход в урок(регулятивные УУД) Эмоциональный положительный настрой на занятие (личностные УУД) | |
2.Целеполагание. | -Ребята, учимся самостоятельно определять тему и цели занятия. - Сегодня мы познакомимся с новым художественным произведением . Как думаете, что мы будем с ними делать? -Почему это важно? - Что значит прочитать выразительно? Почему это важно? -Зачем мы будем отвечать на вопросы к тексту? - Как думаете, что необходимо знать, чтобы суметь передать настроение автора? | -Будем читать выразительно и обсуждать содержание произведения. Ученики высказывают своё мнение и доказывают его. | Делаем предположения, прогнозируем предстоящую работу (регулятивные УУД) Учимся оформлять свои мысли в устной форме(коммуникативные УУД) | |
3.Артикуляционная гимнастика (2-3 минуты, упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции.) | -Ребята, сейчас мы будем читать чистоговорки шепотом и медленно (При этом большое внимание я уделяю работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.) -А теперь читаем тихо и умеренно. | 1. Чтение чистоговорок шепотом и медленно: -Ра – ра – ра- начинается игра. Ру- ру – ру - бью рукою по шару. Ры- ры- ры – у нас в руках шары. -Да – да – да – из трубы бежит вода. До – до – до – на дереве гнездо. Ду – ду- ду – с мамой я домой иду. -Та – та – та – в нашем классе чистота. Ту – ту – ту - наводим сами красоту. Ты – ты – ты нами политы цветы -Ло – ло – ло – на улице тепло. Лу – лу- лу – стол стоит в углу. Ул – ул – ул – у нас сломался стул. -Ри – ри – ри – меня в игру возьми. Ра- ра – ра – мне нравится игра.. -Ят – ят – ят – парты ровненько стоят. Ют – ют – ют – очень любим мы уют. 2. Чтение тихо и умеренно: Арка – арца; арта – арда; арла – арба, арфа – арва. 3. Чтение громко и уверенно: -Моль- соль – толь- боль. Почка – почва – почта. Дверь – зверь – червь. 4. Игры на звукоподражание: -На птичьем дворе Наша уточка с утра…….. кря, кря, кря! Наши гуси у пруда ….. га, га, га! Наши курочки в окно……. Ко, ко, ко! А как Петя – петушок Ранним рано поутру Нам споёт ….. ку – ка – ре – ку! | Учимся работать в группе по признаку личной симпатии и психологической совместимости(коммуникативные УУД) | |
4.Работа над текстом: | -Прочитай рассказ: - Ответь на вопрос: -Кто главный герой рассказа? -Подчеркни в тексте: -Какие поделки сделал Федя? -Найди ответ в тексте и подчеркни – синим карандашом. -О ком читала сказку сестрёнка Феди? -Подчеркни в тексте волнистой линией, что говорят о Феде? | Дети читают рассказ: Федя сделал маме на кухню полку для посуды. Из фанеры смастерил пароход для детского садика. А сестрёнке нарисовал картинку к сказке про храброго портного. Недаром Федю хвалят: «На все руки мастер!»
Ответ на вопрос. Учащиеся находят ответы на вопросы в тексте и выделяют .
| Учимся добывать информацию из текстов(познавательные УУД) Учимся находить в тексте ответы на вопросы(познавательные УУД) Учимся оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией(личностные УУД). | |
5.Работа в парах. | - Мы работать будем дружно- помогать друг другу нужно. - Желаю успеха во всем и везде(на каждое слово по одному пальчику соприкасаются и здороваются) - Ребята, выберете сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, из ряда предложенных. | Хором сказали и ладошки друг к другу прижали, на каждое слово по одному пальчику соприкасаются и здороваются. Дети выбирают( в парах )сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, из ряда предложенных. | Учимся работать в парах(коммуникативные УУД) Учимся находить в иллюстрациях ответы на вопросы(познавательные УУД) | |
6. Психологические упражнения. | Предлагаю упражнения «Поза», «Расслабиться».( Упражнением «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой и наоборот. Фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путём снятия напряжения всей мускулатуры. По команде «Расслабиться!» глаза читающих отрываются от текста и закрываются, руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус откидывается назад, голова опускается, устанавливается полная тишина, расслабление длится 20 -30 сек. На протяжении фазы расслабления я несколько раз тихо повторяю: « Вы чувствуете себя хорошо, всё тело расслабилось, вы отдыхаете». Затем фаза расслабления прерываю командой «Поза», после чего ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к работе.) | "Поза", ученики правильно сидят во время чтения, держат книгу, при усталости подпирают голову одной рукой и наоборот. "Расслабиться!" - глаза читающих отрываются от текста и закрываются, руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус откидывается назад, голова опускается, устанавливается полная тишина. "Поза", ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к работе. | Психофизическая тренировка, создающая эмоциональный настрой на занятие и позволяющая дать максимальный отдых учащимся путём снятия напряжения всей мускулатуры(личностные УУД). | |
7.Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки, работа в парах) | -Желаю успеха во всем и везде(на каждое слово по одному пальчику соприкасаются и здороваются) | (здороваются пальчики) 1.Закончи пословицы: На карточках 2- 3 пословицы, необходимо закончить. Дома стены ___________________ . Век живи, _______ ____________ . Готовь сани летом, ____ __________ _________. 2.Восстанови слово (по карточкам). МА . . НА (Машина, Марина, малина) ТРА . . АЙ (трамвай) КО . . СО (колесо) К .. А (коса, коза, кора, каша, кожа, Кеша ) Н .. а (нора, нога, ноша,) 3.Чтение предложений текста с пропущенными словами. Собака грызёт ________. Завтра у нас будет _____. Папа забивает ________. В поле растут _______. Мяукает пушистый ____. 1. Какая буква, слог, слово лишние? 1) а, о, у, р, ы. 2) ма, ра, са, ны, ла; 3)река, речка, ручка, ручей, ручеек. .2. Что общего в словах и чем они различаются? Мел – мель, мал- мял, мыл- мил. Ток – так – тик – тук. | Учимся слушать и понимать других, учимся работать в парах(коммуникативные УУД). Учимся классифицировать по признакам(познавательные УУД) Учимся обобщать и классифицировать по признакам(познавательные УУД) | |
8.Чтение скороговорок. | -Читаем скороговорки, каждый раз увеличивая темп -Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно и др | -Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы. -Было весело на горке Сане, Сони и Егорке, А Маруся не каталась- В снег упасть она боялась. (ребята оценивают себя) | Учимся оценивать свои действия(регулятивные УУД) | |
9.Рефлексия. | - Какова была тема занятия? Достигли ли мы целей ? Все получилось? | (Ребята дают свои ответы) | Учимся оформлять свои мысли в устной форме(коммуникативные УУД). | |
10.Итог урока. | - Оцените свою работу на карточках: Зеленый кружок – отлично, Желтый кружок – не очень хорошо, Красный кружок – не работал. -Продолжи предложения: | - Оцените свою работу на карточках: Зеленый кружок – отлично, Желтый кружок – не очень хорошо, Красный кружок – не работал. Сегодня на уроке я узнал(а)… Я учился (училась)… Мне пригодится это для… | Учимся оценивать свои действия, учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию(регулятивные УУД). Формируем мотивацию к обучению и к целенаправленной познавательной деятельности(личностные УУД). |
Список использованной литературы:
1.Быстрова Н.Л., Памятки. (Из опыта работы), Белгород, 1995.
2.Савинова С.В., Гугучкина Е.Е., Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», 2003.
3.Лазарева В.А., Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалы к курсу лекций. – М. Педагогический Университет «Первое сентября», 2005
4.Лазарева В.А., Уроки литературного чтения в современной школе. – М. Педагогический Университет «Первое сентября», 2010.
Приложение№1
1.Тексты для работы:
- Прочитай текст. Муравей и голубка.
Муравей подполз к реке пить. Вдруг накрыла его волна, и стал муравей тонуть. Увидела его голубка и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся.
Охотник поставил сети. Он хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
( По Л.Н. Толстому)
Ответь на вопросы.
1.Перечисли героев басни.____________________________________
____________________________________________________
2.Зачем муравей полз к реке?___________________________
3. Найди в тексте и подчеркни, что случилось с муравьём.
4.Чем помогла муравью голубка? Найди в тексте и обведи ответ.
5.Кто хотел поймать голубку и как? Подчеркни ответ волнистой линией.
6. Как муравей спас голубку?_________________________________________
-Прочитай текст. Кривая указка.
Учительница Нина Васильевна попросила учеников сделать ей указку.
На другой день ребята принесли указки. Их делали родители. Указки были красивые и ровные. Но среди них была одна кривая палочка.
Эту указку Вася Лукашов сделал сам. Учительница взяла ее и стала показывать буквы.
Ответь на вопросы:
1.Напиши, кого попросила учительница сделать указку? ______________________
2 Кто правильно выполнил задание учительницы и почему? Найди и подчеркни в тексте ответ.
3.Как зовут учительницу? Напиши._________________________________________
4.С чем автор сравнивает указку Васи Лукашова? Найди в тексте и обведи в кружок.
5.Выпиши, какими были остальные указки. __________________________________
2. Скороговорки:- Алёшка Ульяне сигнал подаёт,
Ульяна услышит – Алёшу найдёт.
-Играл Егорка с Игорьком-
Скатился с горки кувырком.
-Клава клала лук на полку,
Кликнула себе Николку.