Коррекционное занятие по литературному чтению на тему «Приемы работы с текстом, способствующие развитию УУД учащихся»

3
0
Материал опубликован 6 December 2018 в группе

Коррекционное занятие по литературному чтению на тему:" Приемы работы с текстом, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся"

Грушина Светлана Леонидовна,

г.Череповец , ул.Чкалова 20-А,

МБОУ"СОШ№18"

учитель начальных классов

Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя."

В.А. Сухомлинский.

2-"Г" классе обучается 11 учащихся, из них – 8 мальчиков и 3 девочки. Все ребята были оставлены на повторный курс обучения в 1 классе. Летом дети прошли медицинское обследование, в результате выявлено следующее:

Ко II основной группе здоровья относятся-5 человек.

Ко II подготовительной группе – 3человека.

К III подготовительной группе - 2 человека.

К III специальной- 3 человека.

В классе есть группа детей, которые более внимательны и активны на уроке, имеют средний уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Батаева Орзу, Старостину Валерию.

В классе есть ученики, у которых низкий темп работы. Отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов. Мелкая моторика развита недостаточно хорошо. Карандашом, ручкой дети работают с напряжением  .     Восприятие замедленное, пассивное, малоактивное, страдает активность и целенаправленность, необходим длительный период времени для приема и переработки информации.  Внимание недостаточно произвольное, сужен объем внимания, наблюдается мерцающий характер внимания, отмечается частая отвлекаемость, непроизвольное переключение внимания, повышена истощаемость свойств внимания, трудности при сосредоточении. Память доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная , продуктивность сохранения информации снижена.  Мышление замедленное, интеллектуальная активность низкая. Операции мышления развиты слабо. Эту группу составляют следующие учащиеся: Мавлянов Руслан, Неустроева Снежанна, Никандров Арсений, Рулик Вероника, Жаравин Николай.

Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно – Гусев Владислав, Томаров Элмир, Максимов Артем. В классе обучаются :из неполных семей –6 человек. Неблагополучных семей пока не выявлено.

Как видно из вышеизложенного, в данном классе необходимы коррекционные занятия по основным предметам. В процессе развития навыка осознанного чтения на коррекционных занятиях по литературному чтению я ввожу специальные тренировочные упражнения:

1. Психологические упражнения.

2. Упражнения на развитие зоркости.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Метод динамического чтения.

5. Упражнения на развитие осознанности чтения.

6. Упражнения на развитие антиципации.

Цель: дать представление об умении автора художественного текста передавать свое настроение и чувства героев.

Задачи:

дать понятие об умении автора не только нарисовать картину, но и передать читателю свое отношение к ней;

формировать навыки осознанного выразительного чтения;

формировать познавательные универсальные учебные действия: учить самостоятельно формулировать тему и цель занятия, выделять необходимую информацию из текста.

формировать коммуникативные универсальные учебные действия: проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение, позицию.

Технологическая карта коррекционного занятия по литературному чтению

«Приемы работы с текстом, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся».

 

Этап урока

(занятия)

Деятельность

Приемы, способствующие

развитию универсальных учебных действий учащихся через работу с текстом

Учителя

Учащихся

1.Оргмомент.

Организация группы. Психологический настрой.

-Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

-Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться!(все вместе)

Вход в урок(регулятивные УУД)

Эмоциональный положительный настрой на занятие (личностные УУД)

2.Целеполагание.

-Ребята, учимся самостоятельно определять тему и цели занятия.

- Сегодня мы познакомимся с новым художественным произведением

. Как думаете, что мы будем с ними делать?

-Почему это важно?

- Что значит прочитать выразительно? Почему это важно?

-Зачем мы будем отвечать на вопросы к тексту?

- Как думаете, что необходимо знать, чтобы суметь передать настроение автора?

-Будем читать выразительно и обсуждать содержание произведения.

Ученики высказывают своё мнение и доказывают его.

Делаем предположения, прогнозируем предстоящую работу (регулятивные УУД)

Учимся оформлять свои мысли в устной форме(коммуникативные УУД)

3.Артикуляционная гимнастика

(2-3 минуты, упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции.)

-Ребята, сейчас мы будем читать чистоговорки шепотом и медленно (При этом большое внимание я уделяю работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.)

-А теперь читаем тихо и умеренно.

1. Чтение чистоговорок шепотом и медленно:

-Ра – ра – ра- начинается игра.

Ру- ру – ру - бью рукою по шару.

Ры- ры- ры – у нас в руках шары.

-Да – да – да – из трубы бежит вода.

До – до – до – на дереве гнездо.

Ду – ду- ду – с мамой я домой иду.

-Та – та – та – в нашем классе чистота.

Ту – ту – ту - наводим сами красоту.

Ты – ты – ты нами политы цветы

-Ло – ло – ло – на улице тепло.

Лу – лу- лу – стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

-Ри – ри – ри – меня в игру возьми.

Ра- ра – ра – мне нравится игра..

-Ят – ят – ят – парты ровненько стоят.

Ют – ют – ют – очень любим мы уют.

2. Чтение тихо и умеренно:

Арка – арца; арта – арда; арла – арба, арфа – арва.

3. Чтение громко и уверенно:

-Моль- соль – толь- боль.

Почка – почва – почта.

Дверь – зверь – червь.

4. Игры на звукоподражание:

-На птичьем дворе

Наша уточка с утра…….. кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда ….. га, га, га!

Наши курочки в окно……. Ко, ко, ко!

А как Петя – петушок

Ранним рано поутру

Нам споёт ….. ку – ка – ре – ку!

Учимся работать в группе по признаку личной симпатии и психологической совместимости(коммуникативные УУД)

4.Работа над текстом:

-Прочитай рассказ:

- Ответь на вопрос:

-Кто главный герой рассказа?

-Подчеркни в тексте:

-Какие поделки сделал Федя?

-Найди ответ в тексте и подчеркни – синим карандашом.

-О ком читала сказку сестрёнка Феди?

-Подчеркни в тексте волнистой линией, что говорят о Феде?

Дети читают рассказ:

Федя сделал маме на кухню полку для посуды. Из фанеры смастерил

пароход для детского садика. А сестрёнке нарисовал картинку к сказке про храброго портного. Недаром Федю хвалят: «На все руки мастер!»

 

Ответ на вопрос.

Учащиеся находят ответы на вопросы в тексте и выделяют .

 

Учимся добывать информацию из текстов(познавательные УУД)

Учимся находить в тексте ответы на вопросы(познавательные УУД)

Учимся оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией(личностные УУД).

5.Работа в парах.

- Мы работать будем дружно- помогать друг другу нужно.

- Желаю успеха во всем и везде(на каждое слово по одному пальчику соприкасаются и здороваются)

- Ребята, выберете сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, из ряда предложенных.

Хором сказали и ладошки друг к другу прижали, на каждое слово по одному пальчику соприкасаются и здороваются.

Дети выбирают( в парах )сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, из ряда предложенных.

Учимся работать в парах(коммуникативные УУД)

Учимся находить в иллюстрациях ответы на вопросы(познавательные УУД)

6. Психологические упражнения.

Предлагаю упражнения «Поза», «Расслабиться».( Упражнением «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой и наоборот. Фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путём снятия напряжения всей мускулатуры. По команде «Расслабиться!» глаза читающих отрываются от текста и закрываются, руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус откидывается назад, голова опускается, устанавливается полная тишина, расслабление длится 20 -30 сек. На протяжении фазы расслабления я несколько раз тихо повторяю: « Вы чувствуете себя хорошо, всё тело расслабилось, вы отдыхаете». Затем фаза расслабления прерываю командой «Поза», после чего ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к работе.)

"Поза",

ученики правильно сидят во время чтения, держат книгу, при усталости подпирают голову одной рукой и наоборот.

"Расслабиться!" - глаза читающих отрываются от текста и закрываются, руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус откидывается назад, голова опускается, устанавливается полная тишина.

"Поза",

ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к работе.

Психофизическая тренировка, создающая эмоциональный настрой на занятие и позволяющая дать максимальный отдых учащимся путём снятия напряжения всей мускулатуры(личностные УУД).

7.Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки, работа в парах)

-Желаю успеха во всем и везде(на каждое слово по одному пальчику соприкасаются и здороваются)

(здороваются пальчики)

1.Закончи пословицы:

На карточках 2- 3 пословицы, необходимо закончить.

Дома стены ___________________ .

Век живи, _______ ____________ .

Готовь сани летом, ____ __________ _________.

2.Восстанови слово (по карточкам).

МА . . НА (Машина, Марина, малина)

ТРА . . АЙ (трамвай)

КО . . СО (колесо)

К .. А (коса, коза, кора, каша, кожа, Кеша )

Н .. а (нора, нога, ноша,)

3.Чтение предложений текста с пропущенными словами.

Собака грызёт ________.

Завтра у нас будет _____.

Папа забивает ________.

В поле растут _______.

Мяукает пушистый ____.

1. Какая буква, слог, слово лишние?

1) а, о, у, р, ы.

2) ма, ра, са, ны, ла;

3)река, речка, ручка, ручей, ручеек.

.2. Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал- мял, мыл- мил.

Ток – так – тик – тук.

Учимся слушать и понимать других, учимся работать в парах(коммуникативные

УУД).

Учимся классифицировать по признакам(познавательные УУД)

Учимся обобщать и классифицировать по признакам(познавательные УУД)

8.Чтение скороговорок.

-Читаем скороговорки, каждый раз увеличивая темп

-Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно и др

-Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

-Было весело на горке

Сане, Сони и Егорке,

А Маруся не каталась-

В снег упасть она боялась.

(ребята оценивают себя)

Учимся оценивать свои действия(регулятивные УУД)

9.Рефлексия.

- Какова была тема занятия? Достигли ли мы целей ? Все получилось?

(Ребята дают свои ответы)

Учимся оформлять свои мысли в устной форме(коммуникативные УУД).

10.Итог урока.

- Оцените свою работу на карточках:

Зеленый кружок – отлично,

Желтый кружок – не очень хорошо,

Красный кружок – не работал.

-Продолжи предложения:

- Оцените свою работу на карточках:

Зеленый кружок – отлично,

Желтый кружок – не очень хорошо,

Красный кружок – не работал.

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Я учился (училась)…

Мне пригодится это для…

Учимся оценивать свои действия, учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию(регулятивные УУД).

Формируем мотивацию к обучению и к целенаправленной познавательной деятельности(личностные УУД).

 

 

Список использованной литературы:

1.Быстрова Н.Л., Памятки. (Из опыта работы), Белгород, 1995.

2.Савинова С.В., Гугучкина Е.Е., Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», 2003.

3.Лазарева В.А., Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалы к курсу лекций. – М. Педагогический Университет «Первое сентября», 2005

4.Лазарева В.А., Уроки литературного чтения в современной школе. – М. Педагогический Университет «Первое сентября», 2010.

 

Приложение№1

1.Тексты для работы:

- Прочитай текст. Муравей и голубка.

Муравей подполз к реке пить. Вдруг накрыла его волна, и стал муравей тонуть. Увидела его голубка и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся.

Охотник поставил сети. Он хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

( По Л.Н. Толстому)

Ответь на вопросы.

1.Перечисли героев басни.____________________________________

____________________________________________________

2.Зачем муравей полз к реке?___________________________

3. Найди в тексте и подчеркни, что случилось с муравьём.

4.Чем помогла муравью голубка? Найди в тексте и обведи ответ.

5.Кто хотел поймать голубку и как? Подчеркни ответ волнистой линией.

6. Как муравей спас голубку?_________________________________________

-Прочитай текст. Кривая указка.

Учительница Нина Васильевна попросила учеников сделать ей указку.

На другой день ребята принесли указки. Их делали родители. Указки были красивые и ровные. Но среди них была одна кривая палочка.

Эту указку Вася Лукашов сделал сам. Учительница взяла ее и стала показывать буквы.

Ответь на вопросы:

1.Напиши, кого попросила учительница сделать указку? ______________________

2 Кто правильно выполнил задание учительницы и почему? Найди и подчеркни в тексте ответ.

3.Как зовут учительницу? Напиши._________________________________________

4.С чем автор сравнивает указку Васи Лукашова? Найди в тексте и обведи в кружок.

5.Выпиши, какими были остальные указки. __________________________________

2. Скороговорки:- Алёшка Ульяне сигнал подаёт,

Ульяна услышит – Алёшу найдёт.

-Играл Егорка с Игорьком-

Скатился с горки кувырком.

-Клава клала лук на полку,

Кликнула себе Николку.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации