12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Крыс Ольга Анатольевна1677
Работаю учителем русского языка. Стаж -30 лет. Люблю свою работу.
Россия, Иркутская обл., Усть-Уда
Материал размещён в группе «Вопросы внедрения ФГОС»

Муниципальное бюджетное учреждение «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»

Учитель: Крыс Ольга Анатольевна.

Приёмы работы с текстом, способствующие формированию метапредметных умений

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Варианты  приёмов работы с текстом, задания, которые  позволят расширить предметную область и способствуют  формированию важнейших метапреметных умений.

вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы.

упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. 

исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.

перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.

«мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.). 

составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).

множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)

деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.

составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

предвосхищение/прогнозирование – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.

викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.

логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.

верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста

Данные методы и приемы будут реализовываться в 5-9 классах. Также будет вестись работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Опубликовано в группе «Вопросы внедрения ФГОС»


Комментарии (1)

Авхадеева Раиса Ивановна, 09.10.18 в 13:57 0 Ответить Пожаловаться
Ольга Анатольевна, спасибо за замечательную подборку. Думаю, что описанные вами приёмы будут полезны любому предметнику.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.