Обобщающий урок «Местоимение» (русский язык, 6 класс)
Конспект урока-обобщения русского языка в условиях реализации ФГОС
Местоимения (6 класс)
Тип урока: обобщающий
Форма урока: дидактическая игра
Метод: : словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Цель урока: Повторение и обобщение знаний о части речи – местоимении; знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений
Задачи урока:
Образовательные
Повторение и обобщение теоретических сведений и закрепление практических навыков по теме.
Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения.
Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях.
Расширять лексический запас учащихся.
Развивающие:
Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету;
развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать;
вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.
Воспитательные:
Вызвать чувства интереса к изучаемой теме,
пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку;
воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
Раздаточный материал (листы для выполнения заданий)
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Технологическая карта урока русского языка 6 класс
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. Русский язык 6 класс, Москва «Просвещение», 2005 |
|
Тема урока |
Повторение и обобщение изученного о местоимении, 6 класс (с использованием деловой игры) |
Тип урока |
Обощающий урок |
Цель урока |
-- организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях; -- обеспечить проверку и оценку знаний обучающихся; -- способствовать воспитанию чувства товарищества, коллективизма. |
Планируемые результаты обучения |
Познавательные УУД: -- осознание познавательной задачи; -- осуществление операций анализа, синтеза, классификации; -- умение делать выводы, обобщения. Коммуникативные УУД: -- умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; -- способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы; -- осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах. Личностные УУД: -- пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; -- осознание себя как индивидуальности одновременно члена общества; -- способность к адекватной самооценке своих поступков, действий. Регулятивные: -- умение принимать и сохранять учебную задачу; -- планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками; -- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их Причины и пути преодоления. Коррекционно – развивающие:- развивать каллиграфические, орфографические навыки - развивать речь, воображение |
Основные понятия |
Разряды местоимений, графический диктант |
Межпредметные связи |
Литература, математика |
Средства обучения |
Учебник, тетради, набор карточек, инструкция |
Ресурсы |
Методические пособия: -- С.С.Колчанова Русский язык. Поурочные планы 6 класс, Волгоград, 2011 -- Г.А.Богданова Уроки русского языка в 6 классе, Москва, «Просвещение», 2003 -- А.Г.Зикеев Практическая грамматика на уроках русского языка, Москва, ВЛАДОС, 2004 -- Н.П.Савенкова Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка, Курск, 1989 Интернет ресурсы: http://pokrov8.siteedit.ru/page68 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1242/Itemid,118/limit,20/limitstart,40/ |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
Приветственное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь Выберите себе смайлика, который покажет твоё настроение и поможет тебе на уроке. |
Приветствие учащихся. |
Коммуникативные: -- вступать в диалог с учителем, Личностны: -- желание приобретать новые знания, умения .Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
||||||
2.Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. |
Запишите число, классная работа Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… - Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а… – Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.) Мы начнём урок со сказки. Сказка—интрига. Жили-были мы с тобой, Кто(то) с кем(то), Некто с нами, Кто ни (с) кем и сам (с) собой, Этот, наш, любой, который. Жили-были кто? --О ком эта сказка? Почему нельзя определить? Слова какой части речи преобладают в этом тексте? - Сформулируйте тему урока и цель О чём будем говорить на уроке? Что мы сегодня на уроке должны сделать? Сегодня мы повторим, обобщим и расширим знания о местоимении |
Запись учащимися числа, «Классная работа» отвечают на поставленные вопросы Записывают тему урока Формулируют цель урока |
Познавательные: --понимать информацию;-- осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: -- участвовать Познавательные: -- осознавать познавательную задачу. Регулятивные: --принимать и сохранять учебную задачу. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
||||||
Обобщение и систематизация знаний Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации) |
1.Рассказ о местоимении Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предмет, но не называет его) 2)Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.) 3)В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим, дополнением По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений: – местоимения-существительные; – местоимения-прилагательные; – местоимения-числительные; (Работа с таблицей) 1.Анализ предложений 1. Определить разряд местоимений 1. Друг рассказал мне нечто интересное. 2. Кто много читает, тот много знает. 3. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему 4. Книги расскажут тебе о далеком прошлом. 5. Читала такие книги, которые тревожат сердце, формируют вкус. 2.Назовите личные местоимения. Я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, который, ему, тебе, ничто, тобой, он, оно 3.Игра «Третье лишнее». 1.сам , другой, мы Соедините Я, ты, он, вы. отрицательное Этот, тот, таков. неопределённые Какой-то, что-то. возвратное Никакой, нечто. притяжательные Мой, свой, его, наше, их. указательные Себя личные 12 апреля - День космонавтики. Кто был первым космонавтом? Сейчас мы с вами построим ракету, которая поможет преодолеть трудности. |
Знакомство с теоретическим материалом Повторяют по таблице разряды местоимений
Физкульт-минутка |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, Регулятивные: --адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
||||||
Применение знаний и умений Контроль и усвоение |
1. Повторим орфографию Работа с алгоритмом. (неполный алгоритм)
Вывод: местоимения в русском языке пишутся слитно, раздельно, через дефис. Расскажите об особенностях написания отрицательных местоимений 1.Распределить местоимения в две колонки : НЕ - НИ : Не разочаровался (н..)(в) чём, не думал (н..) (о) чём, (н..) (перед) кем не унижусь, (н..)чем (н..)чего не сделаешь, (н..)(для)кого не секрет, пришёл (ни)(с)чем, (н..)кому не нужно, (н..)(на)что не способен, (н..)(с)кем дружить 2. Исправьте ошибки в написании местоимений Смотреть ни на что смотреть не на что Игра «Корректор». Замените повторяющиеся существительные местоимениями. Белка — осторожное животное. Белка гуляет по лесу днём. Поэтому ночью увидеть белку невозможно. Белка живёт в дупле. В дупле белка прячет свои запасы ТЕСТ 1. Могут ли формы ЕГО, ЕЁ, ИХ в одних случаях являться личными местоимениями, а в других – притяжательными? 1) Да 2) Нет 2. Сколько местоимений в предложении: Если вы когда‐ нибудь бывали в осеннем лесу, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от восторга и улыбаешься без всякой причины! 1) 1; 2) 3; 3) 2. 3. В каком ряду все слова являются местоимениями? 1) мне, кто, любой, второй; 2) себя, моего, по-моему, прежний; 3) ее, всякий, самый, каждый. 4. Какое местоимение пишется через дефис? 1) кто (то); 2) кое (с) кем; 2) ни (кто) 5. В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ? 1) н..чего не говорит; 2) н..чего говорить; 3) н..сколько не раскаивается. 6. В какой пословице отрицательное местоимение с НИ? 1) Что за честь, если н..чего есть. 2) Моя хата с краю, я н..чего не знаю. |
Самостоятельная работа |
Познавательные: -- читать и слушать, извлекая нужную информацию; --осуществлять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения выводы. Коммуникативные: -- вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; --формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения. Личностные: --осознание себя как индивидуальности и члена общества. Регулятивные: -- контролировать процесс и результаты деятельности. |
||||||
Рефлексия деятельности. |
-- Как работали в целом? -- С каким настроением уходите с урока? - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. Лист самооценки. |
Оценивают работу |
Регулятивные: -- контролировать процесс и результаты деяте трудности, искать их причины и пути преодоления льности |
||||||
Домашнее задание. |
.Упражнение № 445. |
Запись учащимися задания в дневники. |