Урок русского языка в 3 классе «Фразеологизмы»
Фразеологизмы
Фразеологизмы- это устойчивое словосочетание, имеющее конкретный смысл, если в нем ничего не менять ( нельзя убирать, добавлять или переставлять слова).
1) Поставь в клеточку напротив высказывания Ф – фразеологизм,
П – пословица.
Не зная броду, не суйся в воду | | Держать ухо востро | |
Поминай как звали | | Рука не дрогнет | |
Пустая бочка громче гремит | | Делано наспех, сделано на смех | |
Семь раз отмерь, один отрежь | | Расхлёбывать кашу | |
Как кошка с собакой | | Рука не поднимется | |
Чем дальше в лес, тем больше дров | | Толочь воду в ступе | |
Морочить голову | | В гостях хорошо, а дома лучше | |
У плохой пряхи нет для себя рубахи | | Жить душа в душу | |
Вилами по воде писано | | Не в свои сани не садись | |
2) Допиши фразеологизм, объясни его значение
Не успеть глазом………………………………………………………….
Вешать………………………………………………………………………....
Наводить……………………………………………………………………….
Язык без…………………………………………………………………………
Всыпать по ……………………………………………………………………
3) Вспомни фразеологизмы и запиши в тетрадь, о чем идет речь:
А) Он до ушей у радостного человека.
Б) Он в голове у легкомысленного и несерьезного человека.
В)Она во рту у человека, который говорит очень невнятно.
Г) Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
Д) На нем делают зарубки, когда хотят что-то запомнить.
4) Подчеркни в тексте необычные обороты речи:
Каждый день я встаю чуть свет, на скорую руку завтракаю и сломя голову бегу в школу. Там на свежую голову слушаю новую тему, и ответы на вопросы учителя у меня от зубов отскакивают. В школе у меня много друзей, с которыми я не разлей вода. Мой друг Миша трудится над домашними заданиями не разгибая спины. Про него говорят, что у него семь пядей во лбу. Миша не боится ударить в грязь лицом или сесть в лужу. А Светка, наоборот, на всех уроках вертится, болтает как сорока, уже все уши прожужжала! У меня от неё голова идёт кругом. Ей говорят: « Лучше бы ты не сидела сложа руки, а старалась писать красиво».
5*) Замени фразеологизм другим фразеологизмом
А) близким по значению
Бить баклуши-……………………………………………………………….
Капля в море - ………………………………………………………………..
Один на один-…………………………………………………………………
Б) противоположным по значению
Заварить кашу-………………………………………………………………
Засучив рукава - …………………………………………………………….
Первым делом-………………………………………………………………