Конспект урока русского языка на тему «Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи» (1 курс СПО)

3
0
Материал опубликован 28 September 2018

Организационная информация

Автор урока

Сухарева Екатерина Валерьевна

Предмет

Русский язык

Класс, профиль класса/группа, количество человек

1 курс

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи.

Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется)

Учебник: Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мещерина «Русский язык 10-11 классы»

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Оборудование урока: тетради, учебники, фразеологические словари, раздаточный материал, компьютер, презентация, интерактивная доска.

Технологии: исследовательская работа, игровые технологии, дифференцированное обучение

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

1 курс. Возраст – 15-16 лет. В основном – это дети слабоуспевающие, мало мотивированные к учебе.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

  • Систематизировать знания обучающихся по теме «Фразеология»

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Подвести учащихся к осознанию потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели учебной деятельности, выбирать необходимые источники информации, оценивать полученные результаты.

Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке ( монологическая речь, работа в группе, рефлексия).

Научить находить в тексте фразеологизмы, отличать их от свободных словосочетаний.

Научить использовать фразеологические обороты в своей речи, обогащать свой словарный запас.

Актуализация предыдущих знаний

Тема нашего урока для вас не новая. В средних классах вы уже встречались с понятиями «фразеологизм», «фразеология». Поэтому я вам предлагаю сейчас начертить и заполнить первую и вторую графы таблицы «З-Х-У», опираясь на параграф №11 на стр.29. В первом столбике вы пишете то, что знаете или думаете об этой теме, во втором – о чем хотите узнать. Третий столбик вы не заполняете, мы его заполним в конце урока.

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

     
     

В это время я раздам некоторым из вас роли и попрошу подготовиться к выступлению.

Роли:

Автор

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

Оратор

За 1 минуту убедите своих слушателей в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Объяснение нового материала

Как отличить фразеологизм от свободного словосочетания? Чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?

Рассмотрим два предложения.

1.Бежать быстро должен тот спортсмен, который рассчитывает на победу.

2. Дождь полил такой сильный, что ребята бросились бежать со всех ног.

Что общего у этих двух предложений? (В обоих употреблено слово БЕЖАТЬ)
– Выпишите из каждого предложения словосочетание со словом БЕЖАТЬ

бежать быстро

бежать со всех ног

Что вы можете сказать о том, какой смысл  имеют эти словосочетания? 
(Обозначают одно и то же)
– В первом словосочетании признак действия назван 1 словом, а во 2-м словосочетании – целым выражением
– Что можно сказать о значении слова «быстро» и выражения «со всех ног»?

слово употреблено в прямом значении

слова употреблены в переносном значении

Попробуйте поменять местами слова внутри этих конструкций. Что заметили?

 от перестановки слов смысл не меняется

перестановка слов невозможна, т.к. не понятен смысл словосочетания

Как покажут себя слова из словосочетаний при выполнении синтаксического разбора предложений?

Бежать быстро – каждое слово играет свою синтаксическую роль в предложении

Бежать сломя голову – словосочетание подчёркивается как один член предложения

Вывод (после перечисления всех особенностей, полученных в ходе наблюдения за словосочетаниями):

Свободное словосочетание

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

 

Эмоциональная разминка

А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть. Игра «Расшифруйте фразеологизм». Кто больше всего расшифрует фразеологизмов, тот получит оценку «5».

Водить за нос – обманывать, вводить в заблуждение.

Развешивать уши -  слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью. 

Точить зубы – испытывать чувство злобы против кого-либо или чего-либо, желая причинить вред.

Клевать носом - дремать сидя и, борясь со сном, отрывистым движением поднимать всё время опускающуюся голову.

Делать из мухи слона - раздувать и преувеличивать нечто незначительное до огромных размеров.

Прикусить язык - замолчать, умолкнуть внезапно.

Чесать языки – заниматься пустой, бесцельной болтовней, пустословить.

Строить глазки ( делать глазки) - игриво поглядывать на кого – либо, кокетничать с ним.

Не в своей тарелке – не в обычном состоянии, иначе, чем всегда.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Работа в группах. Каждой группе предлагается задание. Командир группы отвечает на поставленный вопрос.

Задание для 1 группы:

Ответьте фразеологизмом на вопросы. Как говорят о человеке?

1. Который часто меняет свои решения?  (У него семь пятниц на неделе)
2. Который испытывает сильное желание сделать что-нибудь, заняться чем-либо? (
У него руки чешутся)
3. Который пришёл некстати, не вовремя? ( 
Свалился как снег на голову)
4. Который излишне болтлив? (
У него язык без костей)
Для справок: язык без костей, как снег на голову, семь пятниц на неделе, руки чешутся.

Задание для 2 группы:

Распределите данные фразеологизмы (большей частью разговорные) в колонки таблицы по их значениям:

Быстро бежать

                                         

Сильно смеяться

 

Очень тесно

 

Очень мало

 

Очень близко

 

Для справок: в двух шагах, во весь дух, кататься со смеху, повернуться негде, кот наплакал,  сломя голову, яблоку негде упасть, животики надорвать,  рукой подать, раз,  два и обчёлся.

Задание для 3 группы:

Объяснить значение выделенных фразеологизмов.

Бывает частенько, что слово одно, 
Но очень по-разному служит оно. 
Примеры тут можно найти без труда, 
Возьмём хоть короткое слово «вода». 
Вот был я мальчишкой, да детство прошло. 
С тех пор уж 
немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд: 
«Такой 
сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!» 
Случилось с тобою: ты правил не знал, 
Молчал при опросе! 
Воды в рот набрал!

Выводы: значение имеет не отдельно взятое слово, а весь фразеологизм в целом.

Задание для 4 группы:

Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) капля в море, сколько душе угодно

2) воспрянуть духом, повесить голову

3) выеденного яйца не стоит, цены нет

4) как две капли воды, как с гуся вода

Задание для 5 группы:

В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1.Два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны

2.Душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку

3.Выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы

4.Прощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар

Слово учителя:

Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну)

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?

Рефлексия

Выразите свое отношение к уроку, используя фразеологизмы. Заполните карточки эмоционального состояния на уроке.

Домашнее задание

Упр.№44 , параграф №11, с.29-31

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.