12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Екатерина Валерьевна Сухарева440 |
Конспект урока русского языка на тему «Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи»
Организационная информация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор урока | Сухарева Екатерина Валерьевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет | Русский язык | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 1 курс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическая информация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока /занятия/мероприятия | Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется) | Учебник: Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мещерина «Русский язык 10-11 классы» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Тип урока: урок сообщения новых знаний Форма урока: урок-исследование Оборудование урока: тетради, учебники, фразеологические словари, раздаточный материал, компьютер, презентация, интерактивная доска. Технологии: исследовательская работа, игровые технологии, дифференцированное обучение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы | 1 курс. Возраст – 15-16 лет. В основном – это дети слабоуспевающие, мало мотивированные к учебе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока/ занятия/ мероприятия |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока/ занятия/ мероприятия | Подвести учащихся к осознанию потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели учебной деятельности, выбирать необходимые источники информации, оценивать полученные результаты. Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке ( монологическая речь, работа в группе, рефлексия). Научить находить в тексте фразеологизмы, отличать их от свободных словосочетаний. Научить использовать фразеологические обороты в своей речи, обогащать свой словарный запас. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация предыдущих знаний | Тема нашего урока для вас не новая. В средних классах вы уже встречались с понятиями «фразеологизм», «фразеология». Поэтому я вам предлагаю сейчас начертить и заполнить первую и вторую графы таблицы «З-Х-У», опираясь на параграф №11 на стр.29. В первом столбике вы пишете то, что знаете или думаете об этой теме, во втором – о чем хотите узнать. Третий столбик вы не заполняете, мы его заполним в конце урока.
В это время я раздам некоторым из вас роли и попрошу подготовиться к выступлению. Роли: Автор … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? Оратор За 1 минуту убедите своих слушателей в том, что изучение этой темы просто необходимо. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объяснение нового материала | Как отличить фразеологизм от свободного словосочетания? Чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний? Рассмотрим два предложения.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоциональная разминка | А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть. Игра «Расшифруйте фразеологизм». Кто больше всего расшифрует фразеологизмов, тот получит оценку «5». Водить за нос – обманывать, вводить в заблуждение. Развешивать уши - слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью. Точить зубы – испытывать чувство злобы против кого-либо или чего-либо, желая причинить вред. Клевать носом - дремать сидя и, борясь со сном, отрывистым движением поднимать всё время опускающуюся голову. Делать из мухи слона - раздувать и преувеличивать нечто незначительное до огромных размеров. Прикусить язык - замолчать, умолкнуть внезапно. Чесать языки – заниматься пустой, бесцельной болтовней, пустословить. Строить глазки ( делать глазки) - игриво поглядывать на кого – либо, кокетничать с ним. Не в своей тарелке – не в обычном состоянии, иначе, чем всегда. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Работа в группах. Каждой группе предлагается задание. Командир группы отвечает на поставленный вопрос. Задание для 1 группы: Ответьте фразеологизмом на вопросы. Как говорят о человеке? 1. Который часто меняет свои решения? (У него семь пятниц на неделе) Задание для 2 группы: Распределите данные фразеологизмы (большей частью разговорные) в колонки таблицы по их значениям:
Для справок: в двух шагах, во весь дух, кататься со смеху, повернуться негде, кот наплакал, сломя голову, яблоку негде упасть, животики надорвать, рукой подать, раз, два и обчёлся. Задание для 3 группы: Объяснить значение выделенных фразеологизмов. Бывает частенько, что слово одно, Выводы: значение имеет не отдельно взятое слово, а весь фразеологизм в целом. Задание для 4 группы: Какая пара фразеологизмов не является антонимами? 1) капля в море, сколько душе угодно 2) воспрянуть духом, повесить голову 3) выеденного яйца не стоит, цены нет 4) как две капли воды, как с гуся вода Задание для 5 группы: В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами? 1.Два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны 2.Душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку 3.Выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы 4.Прощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар Слово учителя: Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. (По Э.А. Вартаньяну) Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Выразите свое отношение к уроку, используя фразеологизмы. Заполните карточки эмоционального состояния на уроке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Упр.№44 , параграф №11, с.29-31
|