Урок русского языка на тему «Фразеологизмы» (6 класс)

11
2
Материал опубликован 20 November 2018 в группе

Фразеологизмы

Радькова Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

 

Цель урока: углубление знаний об источниках фразеологизмов, о связи фразеологии с культурой и историей народа – носителя языка.

Ход урока.

1.Третье лишнее.

1) Сгореть от стыда, оттирать пригарь, шоколадный загар.

2) Располагаться на ночлег, сложить голову, бессвязно излагать.

3) Сочетающиеся тона, запереть на ключ, задирать нос.

- Что объединяет все записанные словосочетания? Определите, в каком словосочетании правописание чередующейся гласной отличается – оно и будет лишним.

- Что объединяет все «лишние» словосочетания? Чем они являются?

- Что такое фразеологизм?

- Сделайте вывод о теме и целях сегодняшнего урока.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

- Творческое письмо (распечатка).

- Спишите предложения, заменяя подчёркнутые слова синонимичными фразеологизмами.

1) Змей Горыныч унёс царевну далеко-далеко (за тридевять земель). 2) Оля сильно покраснела (до корней волос). 3) Ученик прочёл всю книгу до конца (от корки до корки). 4) Я чувствую себя на катке хорошо (как рыба в воде). 5) Мы с братом хоть иногда и ссоримся (живем как кошка с собакой), все равно самые лучшие друзья.

- Сделаем вывод: каковы же признаки фразеологизмов?

1) Употребляются в переносном значении.

2)  В большинстве случаев нельзя заменить одно слово другим, нельзя переставить слова.

3) Являются одним членом предложения

- Очень интересно изучать историю возникновения того или иного фразеологизма. Знаком ли вам фразеологизм «шиворот-навыворот»? Что он означает? А знаете, как появился этот фразеологизм? Чтобы узнать об этом, прочитайте текст на распечатке.

    «Шиворотом» в (М, м)осковской (Р, р)уси именовался ра_шитый в_р_тник б_ярской одежды. Во времена (И, и)вана (Г, г)розного подвергшегося царскому гневу б_ярина с_жали на тощ_ю клячу спиной вперёд, надев на него одежду наизнанку, то есть шиворот-навыворот, и в_зили по всему гор_ду под улюлюканье улич(?)ной т_лпы. Теперь зн_чение этих слов куда шире. Так г_в_рят сейчас и о человеке, который поступа_т наперекор общепринятым нормам.

- Значение каких слов вам неизвестно?

- Как же появился в нашем языке фразеологизм «шиворот-навыворот»?

- Запишите данный текст, вставляя пропущенные буквы, аргументируйте свой выбор (объяснительный диктант).

4.Итоги.

5.Д/З: выучить ОК, упражнение 204.

Комментарии

Сама разрабатывала урок по этой теме, ведь работа над фразеологизмами идёт с начальной школы. Спасибо за работу над культурой нашего русского языка.

1 January 2019

Спасибо за спасибо, Галина Леонидовна!

1 January 2019