Урок русского языка на тему «Фразеологизмы» (6 класс)
Фразеологизмы
Радькова Юлия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Цель урока: углубление знаний об источниках фразеологизмов, о связи фразеологии с культурой и историей народа – носителя языка.
Ход урока.
1.Третье лишнее.
1) Сгореть от стыда, оттирать пригарь, шоколадный загар.
2) Располагаться на ночлег, сложить голову, бессвязно излагать.
3) Сочетающиеся тона, запереть на ключ, задирать нос.
- Что объединяет все записанные словосочетания? Определите, в каком словосочетании правописание чередующейся гласной отличается – оно и будет лишним.
- Что объединяет все «лишние» словосочетания? Чем они являются?
- Что такое фразеологизм?
- Сделайте вывод о теме и целях сегодняшнего урока.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
- Творческое письмо (распечатка).
- Спишите предложения, заменяя подчёркнутые слова синонимичными фразеологизмами.
1) Змей Горыныч унёс царевну далеко-далеко (за тридевять земель). 2) Оля сильно покраснела (до корней волос). 3) Ученик прочёл всю книгу до конца (от корки до корки). 4) Я чувствую себя на катке хорошо (как рыба в воде). 5) Мы с братом хоть иногда и ссоримся (живем как кошка с собакой), все равно самые лучшие друзья.
- Сделаем вывод: каковы же признаки фразеологизмов?
1) Употребляются в переносном значении.
2) В большинстве случаев нельзя заменить одно слово другим, нельзя переставить слова.
3) Являются одним членом предложения
- Очень интересно изучать историю возникновения того или иного фразеологизма. Знаком ли вам фразеологизм «шиворот-навыворот»? Что он означает? А знаете, как появился этот фразеологизм? Чтобы узнать об этом, прочитайте текст на распечатке.
«Шиворотом» в (М, м)осковской (Р, р)уси именовался ра_шитый в_р_тник б_ярской одежды. Во времена (И, и)вана (Г, г)розного подвергшегося царскому гневу б_ярина с_жали на тощ_ю клячу спиной вперёд, надев на него одежду наизнанку, то есть шиворот-навыворот, и в_зили по всему гор_ду под улюлюканье улич(?)ной т_лпы. Теперь зн_чение этих слов куда шире. Так г_в_рят сейчас и о человеке, который поступа_т наперекор общепринятым нормам.
- Значение каких слов вам неизвестно?
- Как же появился в нашем языке фразеологизм «шиворот-навыворот»?
- Запишите данный текст, вставляя пропущенные буквы, аргументируйте свой выбор (объяснительный диктант).
4.Итоги.
5.Д/З: выучить ОК, упражнение 204.
Смоленцева Галина Леонидовна
Легоцкая Вера Сергеевна