Урок русского языка в 6 классе «Фразеологизмы»

4
0
Материал опубликован 4 November 2020

Тема урокаФразеологизмы. (Подготовил учитель русского языка и литературы Титарева Ольга Алексеевна)

Цели урока:

личностные:

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;

-формировать у учащихся навыки контроля, самооценки, взаимооценки;

- оценивать результат своей работы;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

метапредметные:

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами

коммуникативные: формировать умение работать в паре, группе (уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения);формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий

предметные :познакомить с основными понятиями фразеологии, показать роль фразеологизмов в русском языке, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, метод поискового обобщения .

Педагогические технологии: технология обучения в сотрудничестве; проблемное обучение, игровые технологии.

Форма учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная.

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Оборудование: мультимедиа (презентация), Субботина Л.А. Фразеологический словарь для школьников с приложениями Максимов С. Крылатые слова



Ход урока

1 этап. Организационный момент.

Приём: эмоциональное вхождение в урок. Выбирают смайлик с настроением. Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Предлагаю выбрать смайлик с настроением. Какую установку мы даём с вами на сегодняшний урок?

2 этап . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Приём: проблемная ситуация.

Учитель: А сегодня у меня такое настроение (учитель показывает смайл учащимся) Попался мне в руки интересный текст. Читаю и ничего не разберу. Может, вы объясните мне, в чем дело и поможете разобраться.

Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без ушей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком короткий язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал руки, почаще держал их за зубами, а то и вовсе прикусил их. Любители болтать чешут руки попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него нос хорошо подвешен. Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит – как будто ум проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, он у него еще развяжется?


Понятен ли вам текст? Почему?

Чтобы разобраться, что хотел сказать автор , нам необходимо понять, какие фразы должны быть на месте выделенных сочетаний слов, как они называются.

Для этого нужно определить тему урока, определить цель и задачи нашего занятия.

Как же называются эти выражения? О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Итак, тема урока «Фразеологизмы». Записали тему урока в тетради.

Определим цели и задачи урока.

Что мы должны знать? Как достичь результата?

Цели:

Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.

Задачи:

1. уметь находить фразеологизмы в речи, давать им лексическое толкование;

2 усвоить структуру фразеологизмов. Уметь их отличать от свободных сочетаний слов;

3. уметь употреблять их в речи с целью её обогащения.



3 этап. Актуализация знаний

1.Работа в парах. Редактирование текста, дать толкование фразеологизмам.

Сравнить выполнение задания с модельным ответом на слайде.


Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не длинный язык., почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его.
Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется?


язык без костей- болтун, слишком много говорит

длинный язык- болтливость

держать язык за зубами- молчать

прикусить язык- резко замолчать

чешут языком - говорить много — некстати.

язык хорошо подвешен- Кто-либо умеет свободно, гладко говорить, писать

язык проглотил- теряют дар речи из-за сильного удивления. 

язык развяжется- давать возможность кому-либо говорить свободно, без стеснения.

2.Дать значения фразеологизмам

Море по колено

Мухи не обидит

Как две капли воды

Тянуть кота за хвост

Витать в облаках

Не разлей вода

Плясать под чужую дудку

Водить за нос и сесть на шею


3. Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назовите фразеологизмы, которые здесь им изображены. Когда они употребляются? Составьте с ними предложения


Фикультминутка

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть




4 этап. « Практическое применение знаний»

1 Сравним словосочетания

.В чем разница? Тянуть канат – тянуть время. Рубашка нараспашку- душа нараспашку

Какие словосочетания созданы на основе переносного значения?

К какому выводу мы пришли?

Определите, что же такое фразеологизм?

Как называется наука о фразеологизмах?

Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний

t1604509157aa.png

1.Любое из слов можно

заменить другими словами

1.В их составе нельзя заменять

одно слово другим.


2.Слова сохраняют

свою смысловую

самостоятельность

2.Слова теряют свою

смысловую самостоятельность.


3.Создаются в процессе

речи, не требуют

запоминания.


3.Не создаются в речи,

а используются готовыми ,

требуют запоминания



Вывод: В отличие от свободного сочетания слов у фразеологического оборота лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом. В предложении выступают как неделимое сочетание и являются одним членом предложения.


2.Распределить по столбцам свободные словосочетания и фразеологизмы . Учащиеся под диктовку пишут слова.

Фразеологизмы

Свободные словосочетания

Без царя в голове

Раскинуть карты

Ломать голову

Кофе с молоком

Садиться на мель

без царя в государстве

Раскинуть умом

Садиться на стул

Битый час

В рот конфет набрать

Кровь с молоком

Ломать палец

В рот воды набрать

Первый час





Списать текст, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть фразеологизмы как члены предложения, дать им толкование.


1. Ваня привык из мухи делать сл…на.

2. Сестра надулась как мыш… на крупу.

3. Сережа н…сет(ь)ся сл..мя голову.

4. Петя всегда был без царя в г..лове.


3. Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну)

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?


4. Игра на понимание смысла

«Соедини стрелками»

Работа с лексическим значением фразеологизмов; нахождение тонких смысловых границ выражений; учить применять в речи; применять на уроках литературы.

Нужно перемешать выражения и значения и попросить соединить стрелками:

«Характер человека»

себе на уме / скрытный, хитрый

без царя в голове / глупый

святая простота / наивный

сердце мохом обросло / бездушный, черствый

синий чулок / лишенная обаяния, поглощенная в книги, науки женщина

голова садовая / несообразительный, медлительный

горячая голова / неосмотрительный

душа нараспашку / прямодушный

аршин с шапкой / мал ростом

без руля и без ветрил / без цели в жизни

белая ворона / не такой, как все

белая кость / дворянского происхождения

бесструнная балалайка / болтун, несерьезный

большое сердце / способный на чувство

ветряная мельница / пустой человек

ветреная голова / ненадежный

взятки гладки / не добьешься ничего

видавший виды / много переживший

вольная птица / независимый

медный лоб / ограниченный человек

мастер на все руки / умелец



5 этап. «Домашнее задание»

Определить источники фразеологизмов, дать их толкование: сизифов труд, ящик Пандоры, кричать на всю Ивановскую, бить баклуши




6 этап. «Рефлексия»



Ответить на вопросы:

Выберите смайл, который характеризует настроение .

Что нового, интересного узнали на уроке?

Что на уроке особенно понравилось?

Какие задание вызвали затруднения?









Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе «Фразеологизмы»

Тема

Фразеологизмы

Цель урока

Познакомить с основными понятиями фразеологии, показать роль фразеологизмов в русском языке, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами

 

Планируемые результаты

Предметные

УУД


 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи;

формировать умения отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте, употреблять фразеологизмы в речи с целью её обогащения.


Личностные:

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;

-формировать у учащихся навыки контроля, самооценки, взаимооценки;

- оценивать результат своей работы;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

коммуникативные формировать умение работать в паре, группе (уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения);формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий



Основные понятия

Фразеология, крылатые слова, устойчивые обороты речи

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература, история

Работа с учебником

Работа в парах

Индивидуальная работа по карточкам

Игровая форма

Учебник

Раздаточный материал

Презентация , разработанная учителем к данному уроку

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная


Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия



Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности


1 этап «Организационно-мотивированный»

Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у учеников знаний, пробуждение интереса и мотивация)


Определяет тему занятия в сотрудничестве с учащимися. Направляет уч-ся на самостоятельное определение целей и задач занятия

Принимают участие в беседе, формулируют цели и задачи

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Ведут диалог, интересуются чужим мнением, доказывают свою точку зрения.

Слушать собеседника,

строить высказывания

Принимают решения, осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. Высказывать мнения по существу полученного задания

2 этап «Актуализация знаний»


 Организует работу по редактированию текста; толкованию фразеологизмов.

Отвечают на вопросы учителя;

актуализируют способы действия, фиксируют затруднение;

демонстрируют знания по теме;

развивают грамотную речь, адекватную возрасту

 Закрепляют информацию в виде редактирования текста;

систематизируют материал, полученный на предыдущих уроках.


Строят монологическое высказывание;

-развивают умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы.


Самостоятельно излагать и аргументировать ответ на вопрос

Самоконтроль правильности выполнения заданий

Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона

3 этап « Практическое применение знаний»


Организовывает работу в парах и группах

 Выполняют задание, работают в парах или группах, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат;

-выявляют и проговаривают причины затруднений при выполнении задания.


Осуществляют анализ проделанной работы

Представляют результат своей деятельности и деятельности группы;

Формируют умение работать в паре, группе (уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения);

осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;

развивают умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы.


Умение находить общее решение, умение обоснованно использовать речевые средства ; владение устной и письменной речью. Рефлексия своих действий

Планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей;

-формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах.

Принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

4 этап «Домашнее задание»


Объяснить сущность домашнего задания.

Предлагает на выбор разноуровневые задания с использование учебника и дополнительных источников информации::

Базовый уровень: упр.

Повышенный уровень- определить источники фразеологизмов, дать их толкование.

По желанию- нарисовать рисунок к фразеологизму.

Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания

Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

Работа дома над определением источников фразеологизмов с использование интернет- ресурсов и словарей.

Смысловое использование фразеологизмов

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой

Активно осуществлять самооценку

5 этап « Рефлексия»


Создает условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия.

Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения.


Отвечают на поставленные вопросы. Отмечают настроение на уроке

Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке

Используют речевые формулы для рефлексии своих действий

Самостоятельно выбирают определения для оценки урока

Самооценка, рефлексия

Формулировать положительную самооценку, уважительное отношение к мнению других, целеполагание.





















11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.