Урок русского языка в 5 классе «Фразеологизмы»

3
0
Материал опубликован 7 February 2017 в группе

Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы «Технологическая карта урока»

Урок. Фразеологизмы

Тема урока

Фразеологизмы

Класс

5 В класс

Учитель

Никулина Т.Г.

Цель деятельности учителя

Развивающие:

1. Развивать творческие способности учащихся.

2. Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.

Обучающие:

1. Сформулировать знания учащихся о фразеологизмах.

2. Показать ученикам особенности функционирования в речи фразеологических оборотов.

Воспитательные:

1.Формировать у учащихся чувства языка.

2. Воспитывать уважение к родной речи.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, опознавать фразеологические обороты, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять их в речи.

Метапредметные :

РУУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

• ПУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация; извлекать информацию из разных источников (словаря, текста, иллюстрации), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова), владеть разными видами аудирования.

КУУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение

и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

Личностные (ЛР):

ЛУУД: Ценностное отношение к умению употреблять в речи фразеологизмы. Осознание значимости данного умения для грамотного построения образной речи. Ценостное отношение к совместной познавательной деятельности.

Технологии

ИКТ, разноуровневого обучения, диалогическая, интерактивного обучения, исследовательская, модульного обучения, здоровьесберегающая и др.

Методы и формы обучения

Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://magarif-uku.ru/wp-content/uploads/2014/03/urok-razrabotka1-1-kuyasy.pdf

http://festival.1september.ru/articles/504427/

festival.1september.ru/articles/625759/
 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Фразеология, фразеологизмы, свободные, несвободные сочетания.

Технологическая карта урока

Этап урока, время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

 1. Мотивации к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

(Слайд № 1)

- Начинаем наш урок(слайд № 2). Ведет его тетушка Сова. Следовательно, сегодня урок открытия новых знаний. Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех!

 Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Систематизация знаний, письменная работа. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей урок

4, 1, 10, 7 - ТЕМА (тема)

2, 5, 8, 3, 7 - УРОКА (урока)

6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15 -

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Ключ к волшебному лесу и есть тема нашего урока.(Слайд № 5)

(«Фразеологизмы»). Запишите её в тетради. (Учитель пишет на доске, ученики – в тетрадях).

Осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя.

Записывают получившиеся слова.

 

Фронтальная, индивидуальная

3. Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа

(Слайд № 6)

Налево пойдёшь – ни зги не увидишь, направо пойдёшь – всю жизнь будешь бить баклуши, прямо пойдёшь – через версту с гаком на теремок набредёшь.

- Ребята, какие слова привлекли ваше внимание? (Слайд 7)Что они обозначают? Восстановите надпись на камне. В случае затруднения используйте подсказку тетушки Совы (Слайд 8).

- Итак, у нас получилось две надписи. Сравните их(Слайд 9). На первом использованы фразеологизмы. Изучали ли вы их? Что, на ваш взгляд, мы должны узнать о фразеологизмах? Каковы задачи нашего урока? Начните ответ со слов: я хочу узнать…

Чтобы ответить на наши вопросы, отправимся в путь за советом к тётушке Сове.

Обдумывают ответы на вопросы

Формулируют

задачи урока, цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Групповая

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам

(Слайд № 10)

- Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи, (Слайд 11)

например: съесть, собака. Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: люблю собаку, съесть торт и т.д. Но только выражение «съесть собаку» является неделимым словосочетанием со значением: владеть чем-либо в совершенстве; быть мастером чего-либо .

Такие сочетания слов называются фразеологизмами. - Запишите в тетрадь определение фразеологизмов (слайд № 12).

Фразеологизмы – устойчивые, неделимые словосочетания.

 

Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы

под руководством педагога. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Фрон­тальная, индиви­дуальная

5. Творческая прак-тическая деятель-ность по реализации построен-ного про-екта

Словесно-ил­люстративный рассказ.

Вам из леса прислали письмо. Тетушка Сова просит вас найти в тексте фразеологизмы, объясните их значение 
(слайд № 13). Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь, Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди украдут средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. Не надо было ворон считать!

Проверка (слайд № 14). 

Предпринимают попытки различными путями решить поставленную учебную задачу; выявляют недостающие знания и умения, строят учебные модели, доступные возрасту, выполняют действия запланированные на предыдущем этапе, выбирая форму выполнения действия (материальная /материализованная, речевая, умственная). Выполняют частно-практические задания, исходя из найденного общего способа действий.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

6. Динамическая пауза

 

Учитель на экране демонстрирует фразеологизмы (Слайды 15-20): смотреть сквозь пальцы, зарубить на носу, тянуть за язык, водить за нос, витать в облаках, чувствовать себя как рыба в воде.

Учащиеся показывают их в движении

Групповая

7. Первич-ное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов при-менения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, состав-ление связных рассказов об из-ученных нормах. Работа с учебными пособиями. Письменная работа

1. Продолжаем прогулку по волшебному лесу(Слайд 21). На нашем пути стоит теремок. Если вы закончите фразеологизм, пользуясь картинкой-подсказкой, то узнаете, кто живёт в теремке. Запишите полученные фразеологизмы. Для характеристики каких людей используют эти выражения?

Хитер как...

Труслив как...

… лапчатый

Надут как...

Нем как...

Упрям как...

Голоден как...

- Проверка(слайд 22).

 Слайд 23

2. Чтобы звери и птицы в теремке не поссорились, им нужно помочь. Поиграем в игру «Найди пару». Для этого надо подобрать к выражениям из первого столбца синонимичное выражение из левого.

 

кот наплакал
как убитый
хоть глаз выколи
хоть отбавляй
чуть свет
ни то ни се
в двух шагах
за семь верст киселя хлебать
во весь дух
 

хоть пруд пруди

рукой подать
во все лопатки
раз, два и обчелся
не видно ни зги

за тридевять земель
ни свет ни заря
без задних ног
ни рыба ни мясо

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од-ноклассниками делают выводы.

Индиви-дуальная, групповая

8. Само-стоятельная работа с самопро-веркой по эталону


1. Слайд 24. Работа в парах.

Группа 1.

Закончи фразеологизм, используя слова для справок:

Делить шкуру неубитого…

Купить…в мешке

Набито как в бочке…

Дуется как…на крупу

Смотрит как…на новые ворота

Ловить… в мутной воде

Пускать…в огород

Как…языком слизала

Объясните их значение.

Группа 2.(слайд № 25)

Подберите картинки к фразеологизмам, объясните значение: жить как кошка с собакой, взять быка за рога, делать из мухи слона, ехать зайцем, крутиться как белка в колесе, медведь на ухо наступил.

Группа 3.(слайд № 26)

 Распределите фразеологизмы, дающие оценку человеку на две группы: отрицательная и положительная оценка, дайте объяснение фразеологизмам:

нем как рыба, ни рыба ни мясо, пишет как курица лапой, стреляный воробей, как рыба в воде, прошёл сквозь огонь и воду, извивается змеёй, воронье пугало.

Группа 4(слайд № 27) 

Найти соответствие группам: подобрать к фразеологизмам лексическое значение:

Как с гуся вода

Когда рак на горе свистнет

Вставать с петухами

Купить кота в мешке

Заморить червячка

Убить двух зайцев

Слегка закусить

Выполнить сразу два дела

Приобрести что-то ненужное

Абсолютно безразлично

Никогда

Рано

2. (Слайд №28) Восстановите рассказ Винни Пуха, используя слова для справок.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Пятачку, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Кролик. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

(Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился).

Отвечают на вопросы, работают со словарями в группе, оценивают работы товарищей

Индивидуальная, групповая

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

- (Слайд №29)Оцените, как вы работали сегодня на уроке: не покладая рук, ни шатко ни валко, через пень колоду, засучив рукава, тяп да ляп, в поте лица.

- (Слайд 30)Выполните тест, укажите верное утверждение, записав цифры:

1) Фразеологизмы являются одним членом предложения.

2) Фразеологизм является самостоятельным предложением.

3) Во фразеологизме можно менять порядок слов.

4) Значение фразеологизма равно значению одного слова.

5) Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов.

Слайд 31

- Молодцы, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Анализируют различные пути, методы и средства решения учебной задачи, оценивают оптимальность выбранного пути решения, определяют значимость полученных на уроке знаний и умений для себя (личностная значимость), для социума (социальная значимость).

Индивидуальная, групповая

Домашнее задание

 

Слайд 32. На выбор.

1. Просмотреть видеозапись - письмо одиннадцатиклассников, выписать из него все фразеологизмы.

2. Нарисовать фразеологизм(слайд 33-36)..

Слайд 37.Спасибо за урок !

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.