Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

4
0
Материал опубликован 26 February в группе

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с понятием "фразеологизм", его особенностями и значением.

2. Изучить источники происхождения фразеологизмов.

3. Развивать креативное мышление, умение работать в группах и индивидуально.

4. Воспитывать интерес к русскому языку и его богатству.



Ход урока:



1. Организационный момент (2 минуты)

- Приветствие.

- Настрой на урок: "Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в мир фразеологизмов. Вы узнаете, откуда они взялись и как делают нашу речь ярче и интереснее."



2. Приём "Вызов" (5 минут)

Задание "Загадочные выражения":

- На доске написаны фразы:

1. "Бить баклуши".

2. "Водить за нос".

3. "Кот наплакал".

4. "Спустя рукава".

- Учитель: "Как вы думаете, что означают эти выражения? Попробуйте догадаться!"

- Учащиеся высказывают свои предположения.

- Учитель: "Сегодня мы узнаем, что это за выражения и откуда они появились."



3. Объяснение нового материала (15 минут)



а) Понятие фразеологизма:

- Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, значение которого не складывается из значений отдельных слов.

- Пример: "бить баклуши" — бездельничать.



б) Особенности фразеологизмов:

- Устойчивость (нельзя заменять слова).

- Целостность значения (значение всего выражения, а не отдельных слов).

- Использование в переносном смысле.



в) Источники фразеологизмов:

1. Народная речь:

- Примеры: "водить за нос", "бить баклуши".

2. Литература:

- Пример: "остаться с носом" (из произведений А.С. Пушкина).

3. Мифология и история:

- Пример: "ахиллесова пята" (из древнегреческой мифологии).

4. Профессиональная речь:

- Пример: "тянуть канитель" (из речи ткачей).

5. Библейские сюжеты:

- Пример: "козёл отпущения".



4. Закрепление материала (20 минут).



Задания для всех:

Задание 1: "Угадай значение" .

- Учитель раздаёт карточки с фразеологизмами. Учащиеся должны объяснить их значение.

Примеры карточек:

- "Спустя рукава" (небрежно).

- "Кот наплакал" (очень мало).

- "Зарубить на носу" (запомнить).



Задание 2: "Найди пару".

- Учитель раздаёт карточки с фразеологизмами и их значениями вразброс. Учащиеся должны найти пары.



Задания для сильных учеников:

Задание 3: "Придумай историю".

- Используя 3-4 фразеологизма, составьте короткий рассказ.

Пример: "Вчера я решил не бить баклуши и взялся за уроки. Но, к сожалению, всё шло как по маслу только первые полчаса, а потом я снова начал тянуть резину."



Задание 4: "Источник происхождения".

- Определите, откуда произошли фразеологизмы:

- "Дамоклов меч" (мифология).

- "Манна небесная" (Библия).

- "Семь пятниц на неделе" (народная речь).



Задания для слабых учеников:

Задание 5: "Дополни предложение".

- Учитель раздаёт карточки с незаконченными предложениями. Учащиеся должны вставить подходящий фразеологизм.



Пример:

- "Он так долго собирался, что мы уже начали думать, что он..." (тянет резину).



Задание 6: "Соедини фразеологизм и картинку".

- Учитель раздаёт карточки с изображениями, иллюстрирующими фразеологизмы (например, кот с слёзами — "кот наплакал"). Учащиеся должны подписать картинки.



5. Творческое задание (10 минут).

Задание "Фразеологический театр":

- Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает фразеологизм и должна изобразить его без слов. Остальные угадывают.

Примеры фразеологизмов:

- "Бить баклуши".

- "Водить за нос".

- "Кот наплакал".



6. Рефлексия (3 минуты)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие фразеологизмы запомнились больше всего?

- Где можно использовать фразеологизмы?



7. Домашнее задание (2 минуты)

1. Выписать из учебника или словаря 5 фразеологизмов, объяснить их значение и указать источник происхождения.

2. Составить предложения с этими фразеологизмами.

3. Для сильных учеников: Написать мини-сочинение (10-12 предложений) с использованием 5-7 фразеологизмов.



Дополнительные задания:



1. Игра "Фразеологический крокодил":

- Учащиеся по очереди изображают фразеологизмы, остальные угадывают.



2. Кроссворд:

- Составьте кроссворд, где ответами будут фразеологизмы.



3. Задание "Фразеологизмы в литературе":

- Найдите в произведениях русской литературы примеры использования фразеологизмов.



Итог урока:

- Фразеологизмы — это яркие, образные выражения, которые украшают нашу речь. Их важно знать и правильно использовать. Сегодня вы узнали много нового и интересного, а главное — научились применять эти знания на практике!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.