Материал на проверке

Функциональная грамотность

0
0
Материал опубликован 6 March
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Алтайского края

Комитет по образованию Администрации Бурлинского района Алтайского края МБОУ "Устьянская СОШ"








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности

по модулю «Функциональная грамотность»

для учащихся 5 классов

на 2022-2023 учебный год









Составитель: Фендель Ирина Евгеньевна















Лесное 2022

Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment).

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ, поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников, лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции.

Цель программы:

развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи программы:

развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);

развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);

развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).


Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.


Содержание программы курса.

Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), включает 4 модуля: читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность.

Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 1 час в неделю, общее количество часов-34.8- часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;

8- часов для модуля естественнонаучной грамотности;

2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль: «Основы финансовой грамотности»


Тема занятия

Всего

часов

Формы деятельности

Дата






1.

Удивительные факты и истории о деньгах.

Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.


2.

Деньги в разных странах

1

Круглый стол, игра.


3.

Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

1

Игра


4.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,

проценты, прибыль, дивиденты.

1

Игра, круглый стол.


5.

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

Круглый стол, игра, квест.


6.

Как заработать деньги? Мир профессий и для

чего нужно учиться?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.


7.

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые

льготы.

1

Проект, игра.


8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.


Итого

8





Модуль «Основы читательской грамотности»


Тема занятия

Всего часов

Формы деятельности

Дата






1.

Определение основной темы в фольклорном

произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.


1

Беседа, конкурс.


2.

Сопоставление содержания текстов

разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

Работа в парах. Ролевая игра.


3.

Работа с текстом: как выделить главную мысль

текста или его частей?

1

Беседа, дискуссия в формате

свободного обмена мнениями.


4.

Типы текстов: текст-описание (художественное

и техническое).

1

Круглый стол.


5.

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

Квест, конкурс.


6.

Составление плана на основе исходного текста.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».


7.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ,

отчет, репортаж)

1

Ролевая игра.


8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.


Итого

8



Модуль «Основы математической грамотности»


Тема занятия

Всего часов


Формы деятельности

Дата

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги,

масса, температура, расстояние.

1

Беседа, обсуждение, практикум.


2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Обсуждение, практикум,

брейн-ринг.


3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и

взвешивание.

1

Обсуждение, урок-исследование.


4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,

о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

Беседа, обсуждение практикум.


5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие

геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.

Разбиение объекта на части и составление модели.



1


Игра.


6.

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной)

длительность процессов окружающего мира.


1

урок-практикум


7.

Комбинаторные задачи. Представление данных в

виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

Урок-практикум.


8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.


Итого

8



Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»


Тема занятия

Всего часов

Формы деятельности

Дата






1.

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

Беседа, демонстрация записей

звуков.


2.

Устройство динамика. Современные

акустические системы. Шум и его воздействие на человека.


1

Беседа


3.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки

химических реакций. Природные индикаторы.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.


Вода. Уникальность воды.

1


4.

Углекислый газ в природе и его значение.

1


5.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с


Работа с коллекциями



минералами, горной породой и рудой.

1

минералов и горных пород.

Посещение минералогической





экспозиции.


6.

Атмосфера Земли.

1



7.

Уникальность планеты Земля.Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых

организмов.

1

Беседа. Презентация.


8

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.



Итого

10




Ожидаемые результаты.

Личностные

будут сформированы:

формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;

оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.

Метапредметные

находит и извлекает информацию в различном контексте;

объясняет и описывает явления на основе полученной информации;

анализирует и интегрирует полученную информацию;

формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;

делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.


Предметные

обучающийся научится:

самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;

обучающийся получит возможность:

находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;

применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;

формулировать проблему на основе анализа ситуации;

анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;

оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;

интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;

оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.




1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.