Статья «Функциональная грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе»
Функциональная грамотность на уроках окружающего мира
в начальной школе.
В современном мире все больше внимания уделяется формированию у детей и подростков не просто знаний, но и умений применять эти знания в практической деятельности. В этом контексте понятие "функциональная грамотность" становится ключевым элементом образовательного процесса. Оно подразумевает способность человека использовать полученные знания и навыки для решения повседневных задач, принятия решений и адаптации к изменениям окружающей среды. Особенно важным является развитие функциональной грамотности на уроках окружающего мира, поскольку этот предмет охватывает множество аспектов природы, общества и технологий, что предоставляет широкие возможности для интеграции различных видов грамотностей: экологической, социальной, информационной и т.д.
Экологическая грамотность
Экологическое образование направлено на формирование у учеников понимания взаимосвязей между человеком и природой, а также ответственности за сохранение природных ресурсов. Уроки окружающего мира дают возможность детям узнать о проблемах экологии, таких как загрязнение воздуха и воды, изменение климата, утилизация отходов и другие. Важно не только передать теоретическую информацию, но и научить детей применять ее на практике. Например, школьники могут участвовать в проектах по озеленению школьных территорий, сортировке мусора или разработке экологических инициатив в своем районе.
Социальная грамотность.
Социальная грамотность предполагает понимание социальных процессов, уважение к культурным различиям и умение взаимодействовать с другими людьми. На уроках окружающего мира дети учатся понимать, как устроено общество, какие существуют правила и нормы поведения, как важно учитывать интересы и потребности окружающих. Примером может служить обсуждение вопросов толерантности, прав человека, роли семьи и школы в обществе.
Информационная грамотность.
Информационная грамотность заключается в способности искать, анализировать, оценивать и использовать информацию. В эпоху цифровых технологий эта компетенция особенно важна. Урокам окружающего мира можно интегрировать элементы работы с различными источниками информации: книгами, журналами, интернет-ресурсами. Дети учатся проверять достоверность информации, сравнивать разные источники и делать выводы на основе полученных данных.
Критическое мышление и решение проблем.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, выявлять противоречия и логические ошибки, а затем принимать взвешенные решения. Уроки окружающего мира предлагают множество возможностей для развития этого навыка. Например, дети могут обсуждать актуальные вопросы, связанные с изменением климата, глобализацией или развитием новых технологий, предлагая свои варианты решения проблем.
Коммуникативная компетентность.
коммуникативная грамотность включает в себя умение ясно и точно выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, вести диалог и дискуссию. На уроках окружающего мира учитель может организовать дискуссии, ролевые игры, дебаты, чтобы развить у детей навыки общения и аргументации. Такие формы работы способствуют активизации познавательной активности и повышению мотивации к обучению.
Практическая направленность.
Одним из ключевых аспектов функциональной грамотности является практическая направленность обучения. Ученики должны уметь применять полученные знания в реальной жизни. Например, после изучения темы "Энергосбережение", дети могут провести исследование потребления электроэнергии в своей семье и предложить меры по её экономии. Такой подход стимулирует интерес к учебе и развивает самостоятельность.
На уроках окружающего мира функциональная грамотность играет важную роль, так как позволяет учащимся не только усваивать теоретические знания о природе и обществе, но и применять их в реальных жизненных ситуациях. Рассмотрим несколько аспектов, которые помогают развивать функциональную грамотность на этих уроках:
Развитие критического мышления: уроки окружающего мира предоставляют отличную возможность для развития критического мышления у учащихся. Например, при изучении экологических проблем можно предложить ученикам проанализировать различные точки зрения по этому вопросу и сделать свои выводы. Это помогает им научиться оценивать информацию, отличать факты от мнений и делать обоснованные заключения.
Решение проблем: окружающий мир полон различных проблем, связанных с природой, обществом и технологиями. Ученики могут учиться решать эти проблемы, используя методы научного исследования и анализа данных. Например, они могут разрабатывать проекты по улучшению экологической ситуации в своем районе или предлагать способы экономии ресурсов.
Коммуникационные навыки: коммуникативные навыки важны для успешного взаимодействия с другими людьми и передачи информации. На уроках окружающего мира ученики могут практиковать эти навыки через групповые обсуждения, презентации своих проектов и участие в дебатах. Это поможет им лучше выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.
Социальные навыки: социальные навыки включают в себя умение работать в команде, уважать мнение других людей и находить компромиссы. Эти навыки можно развивать через совместные проекты и игры, где учащиеся должны сотрудничать друг с другом для достижения общей цели.
Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках окружающего мира имеет огромное значение для формирования всесторонне развитой личности. Оно помогает детям не только получать знания, но и учиться применять их в повседневной жизни, быть активными гражданами своего общества и ответственно относиться к природным ресурсам. Интеграция различных видов грамотностей в образовательный процесс создает условия для гармоничного развития ребенка и его успешной социализации.
Для подготовки доклада на тему «Наглядные методы обучения как средство формирования познавательной мотивации у младших школьников» можно использовать следующие источники:
- Книги и монографии:
- Давыдова Г.И. «Методика преподавания окружающего мира». Москва, Академия, 2008.
- Полонский В.М. «Современные образовательные технологии». Москва, Юрайт, 2019.
- Научные статьи:
- Ершова О.В. «Формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира». Начальная школа, №11, 2020.
- Петрова Н.В. «Методы развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе». Вопросы психологии, №3, 2021.
- Электронные ресурсы:
- Российская электронная школа (РЭШ): https://resh.edu.ru/subject/lesson/5871/main/.
- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ): http://fipi.ru/.
- Портал «Сеть творческих учителей»: https://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2351&tmpl=com.
- Журналы:
- Журнал «Начальная школа».
Трефилова Раиса Поликарповна