Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

0
0
Материал опубликован 4 June

t1717498418aa.gif

















































Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе


Т.В. Матыгулина,

учитель начальных классов,

высшая категория,

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»,

Иркутской области

email: matyghulinat@mail.ru


«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» 

Л.Н.Толстой.

  Самый банальный вопрос — чему должны обучать детей в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудрёными словами.

Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща.

Исходя из основной идеи образования, функциональная грамотность представляет собой достижение уровня знаний, умений и навыков, необходимого для формирования и осуществления осмысленной деятельности учащихся, позволяющей адекватно совершать действия. Одной из составляющих функциональной грамотности является математическая грамотность.

Функциональная математическая грамотность - способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Обучить функциональной математической грамотности учащихся с ОВЗ — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнёрами по социуму, несмотря на разницу в психофизическом развитии.

Как же формируется и развивается математическая грамотность у учащихся с ОВЗ?

У учащихся с ОВЗ при изучении этого предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объём знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учёбе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории обучающихся.

Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса);

развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;

формирование предметных основных общеучебных умений;

создание условий для социальной адаптации учащихся.

Коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:

осуществлять индивидуальный подход;

предотвращать наступление утомления;

в процессе обучения следует использовать методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

учитель должен проявлять особый педагогический такт,

важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;

обеспечить обогащение детей математическими знаниями (используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)

При подборе содержания занятий для школьников с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.

Представляю виды работ,   используемых на уроках математики, способствующих  развитию функциональной математической грамотности младших школьников.

Устный счёт.

Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.

Устный счёт включает в себя:

задачи в стихах;

вычислительные цепочки;

игры для устного счёта;

занимательные задачи;

тесты;

математический, арифметический и  графический диктанты;

математическое лото;

ребусы, кроссворды;

создание проблемных ситуаций.

Логические задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания:

логические цепочки;

магические квадраты;

задачи в стихах;

головоломки;

математические загадки, кроссворды;

геометрические задания со счётными палочками;

логические задачи со временем, весом.

Работа с задачами.

Решение задач различными способами.

Правильно организованный способ анализа задачи.

Представление ситуации, описанной в задаче.

Самостоятельное составление задач.

Решение задач с недостающими и лишними данными.

Изменение вопроса задачи.

Составление различных выражений по   данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение.

Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи или, наоборот, восстановить

пропущенный вопрос и действие в задаче.

Составление аналогичной задачи с   измененными данными.

Практическая часть

(моделирование фрагмента  урока по математике)

1. Организационный этап.

-Возьмите  карточку определенного цвета. Психологи доказывают, что красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение; жёлтый – познание истины, чего-то нового. С таким настроением вы сегодня пришли на урок. Карточки нам помогут объединиться в группы для последующей работы (объединения в группы)

2.Мотивация: 

- Послушайте, и  скажите, о какой науке  говорится  в стихотворении?

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!   (хором)                    
- Издавна люди  называли математику  царицей наук.

-Почему?  Математика применяется в различных областях знаний)                                             

Технология    « Ассоциативный куст»                                                                                             

На доске - слово «Математика» (спорт, медицина,  строительство, наука,  торговля, семья)     Педагоги должны написать слова  и подставить к слову математика.                             

3. Постановка цели работы

-Мы  сегодня  участники ремонта классной комнаты и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб.

то такой прораб?

Прораб непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-то.   

-Для чего нужен  прораб? (ответы)                                                                                           

- Выполнив первое задание, вы узнаете название профессий людей, которые будут выполнять ремонт.         

Задание 1.  

Вычислите. Результаты запишите в порядке возрастания и прочтите название  своей профессии.

1 бригада 

А    10*9:30=3

Л    24:3:2=4    

М   20*2:40 =1 

 Р   35+9*5=80

 Я   50-24:3=42

1

3

4

42

80

М

А

Л

Я

Р


  2 бригада 

П   6*4:6=4

Т    3*(12:3)=12

Н   36:9*7=28                                                                                                                                         

И   6*7=42

К    7*8=56

О   81:9=9

Л    32:4=8

4

8

9

12

28

42

56

П

Л

О

Т

Н

И

К


-Кто такой маляр?

Маляр – рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.

-Кто такой плотник?

Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.

4.Работа в группах с карточками.   

Задачи-расчеты.                                                                                                                                            

еперь пришло время  посчитать  объем работ по каждой бригаде.

 1 бригада 

1. Какова площадь полов для покраски, если  длина 6 м, ширина 3м? 

Длина

Ширина

Формула

Решение





2 бригада 

2.Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 7 м, а ширина 4м.

Длина

Ширина

Формула

Решение





                                                                                    

-Мы    можем покрасить полы и уложить плинтус, а вот чтобы установить натяжной потолок,  для  этого нам нужны  другие знания. 

Функциональная грамотность -  способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач , общения и социальных отношений. 

Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учёба будет успешной, а добытые знания — качественными.

Уместно использование формулы, которая раскрывает принцип функциональной грамотности:

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации