Статья на тему «Функциональная грамотность в начальной школе»
Функциональная грамотность в начальной школе
В числе ключевых задач современной школы выступает задача формирования функционально грамотных людей. Высокий уровень функциональной грамотности предполагает сформированность у обучающихся способности эффективно участвовать в жизни общества, способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Понятие «функциональная грамотность» является более широким, чем понятие «грамотность».
Согласно определению И.Ю. Алексашиной, формирование грамотности − это задача не только школы, но и общества. Сам феномен функциональный грамотности расширяет временные рамки приобретения тех или иных компонентов грамотности. В понимании функциональной грамотности, на данный момент, представлены разные позиции. Функциональную грамотность понимают как способность человека выстраивать взаимоотношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней [1].
Существует также понимание функциональной грамотности как умения использовать полученные знания для решения жизненных задач. В основе функциональной грамотности лежит комплекс умений и навыков − познавательных, эмоциональных, поведенческих, позволяющих людям жить и эффективно функционировать, раскрывать свой потенциал, принимать решения, эффективно функционировать в обществе, во взаимодействии с окружающей средой.
При рассмотрении функциональной грамотности, отмечают ее сложную структуру, в составе которой выделяются знания, умения, готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира. К числу необходимых знаний относят знания о правилах, сформированность знаний, общих понятий, знаний о способах деятельности в различных сферах. Комплекс умений включает в себя умение адаптироваться, решать конфликты, работать с информацией, соблюдать безопасность. Формирование функциональной грамотности важно начинать уже с младшего школьного возраста.
А.А. Леонтьев указывает, что функционально грамотный человек способен использовать те, знания которые он приобретает в течение жизни, а также умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и взаимоотношений [5].
Формирование функциональной грамотности в начальной школе Н.Ф. Виноградова рекомендует осуществлять с учетом следующих требований:
Учебный процесс должен опираться на формирование умения учиться самостоятельно и носить деятельностный характер.
Программа обучения должна реализовываться с учетом возрастных индивидуальных особенностей школьников.
Необходимо обеспечивать активность учащихся в процессе обучения.
Важно осуществлять формирование самостоятельности и ответственности у обучающихся за собственные поступки.
Эффективно применять разные формы организации работы обучающихся.
Важное значение имеет применение личностно-ориентированных технологий взаимодействия, наряду с проблемным методом обучения, дифференциацией учебного процесса по уровням [4].
Формирование функциональной грамотности тесным образом связано с развитием базовых компетенций, которое происходит в процессе обучения всем предметам на доступном для них уровне. Согласно концепции А.Г. Асмолова, на данный момент выделяются следующие виды универсальных учебных действий, относящихся к базовым компетенциям: познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные [2]. Функциональная грамотность в начальной школе тесным образом связана с формированием базовых навыков, таких, как чтение, письмо, счет.
Формирование функциональный грамотности в начальной школе может осуществляться на основе не только учебных предметов, но и разных видов деятельности. Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Качурова, в качестве приоритетного выделяют такой вид деятельности как поисково-исследовательская деятельность [4]. С помощью него формируются умения, связанные с выдвижением гипотез, построением доказательств, оценкой возможностей преодоления интеллектуального препятствия при его возникновении, умение работать с информацией. Кроме того, значимая роль в формировании функциональной грамотности отводится совместной деятельности обучающихся. С ее помощью успешно формируются познавательные и регулятивные действия. В ряде исследований выделяются системы заданий, как эффективный инструмент формирования функциональной грамотности. Оптимальным вариантом организации работы по формированию функциональной грамотности в начальной школе является разработка и реализация моделей данного процесса.
Таким образом, проблема функциональной грамотности имеет важное значение уже на этапе обучения в начальной школе. Формирование у обучающихся необходимых составляющих функциональной грамотности необходимо осуществлять системно и последовательно.
Литература
Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся. - «КАРО», 2019. - 130 с.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
Асхадуллина Н.Н. Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-nachalnyh-klassov-problemy-tendentsii-perspektivy (дата обращения: 31.01.2023).
Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. - 288 с.
Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов; под науч. ред. А.А. Леонтьева. - М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. - С. 22-25.