Статья «Развитие читательской грамотности в начальной школе»

0
0
Материал опубликован 16 January 2022

Развитие читательской грамотности младших школьник

Светлана Корепанова

«Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение»

Д. С. Лихачев.


Необходимость развития читательской грамотности в начальной школе

Закон об Образовании, ФГОС НОО и ФГОС ООО, образовательные программы начального общего обучения предписывают формирование всесторонне развитой личности учащегося, готовой к самостоятельному получению знаний и саморазвитию. Особенно способствует формированию такой личности чтение книг и их анализ для полноценного освоения информации, то есть читательская грамотность.

Нельзя представить себе обучение в начальных классах без развития читательской грамотности. Младшие школьники должны научиться правильно понимать прочитанные тексты, определять их смысл, использовать полученную через чтение информацию в своей собственной жизни, в том числе и для дальнейшего получения знаний.

В последние годы наша жизнь меняется очень быстро, постоянно добавляются новые технологии, возникают новые идеи. Это обуславливает необходимость непрерывного процесса самообразования и саморазвития. Основание этого процесса закладывается в начальной школе.

Каждый ученик должен понимать, что умение просто читать, то есть складывать буквы в слоги, а слоги в слова, является недостаточным. Читательская грамотность – это основа для движения по жизненной лестнице знаний, доступ к мировой системе знаний человечества.

Читательская грамотность – один из маркеров, который показывает развитие культуры в государстве.

Ежегодно в нашей стране проводится мониторинг по определению читательской грамотности школьников. Проверка проводится среди учащихся средней и старшей школы, хотя её результаты могут быть интересны и учителю начальных классов.

Итак: с заданиями, которые предполагают самостоятельный поиск информации по конкретной теме в печатных источниках не могут справиться более пятнадцати процентов учащихся пятого класса и около тридцати пяти восьмиклассников. С анализом и оценкой текста не справляются шестьдесят и семьдесят процентов учеников соответственно. Эти цифры говорят о серьёзных просчётах учителей именно начального звена, так как в пятый класс дети приходят из начальной школы. Школьников не научили читать текст внимательно, не приучили вдумчиво относиться к заданиям. Это приводит к поспешным и неверным выводам по тексту, когда учащиеся, отвечая на вопрос, ищут ответ не столько в тексте, сколько в собственных представлениях о теме. Аргументировать своё мнение большинство детей не умеет. К сожалению, это последствия современных реалий, когда дети почти с рождения испытывают дефицит внимания со стороны родителей, но немаловажный просчёт и со стороны школьных педагогов начальных классов.

Какие задачи выполняет развитие читательской грамотности в младшей школе

Преподаватель младшей школы должен донести до своих учеников понимание тех задач, которые решает овладение читательской грамотностью.

К таким задачам можно отнести следующие:

Читательская грамотность расширяет возможности участия в общественной жизни школы, класса и внешкольных образовательных заведений;

Читательская грамотность позволяет разнообразить свой досуг, получая удовольствие от прочтения разнообразных текстов;

Читательская грамотность повышает общую культуру ученика, делает его интересным собеседником, повышает его социальную значимость среди сверстников и взрослых.

Овладение читательской грамотностью может помочь в сложных жизненных ситуациях, когда информация, полученная из печатных источников, может послужить подсказкой для действий в реальной жизни.

Для решения этих задач необходимы последовательность и упорство. Учитель должен уделять достаточно времени для того, чтобы младшие школьники овладели следующими приёмами:

Воспринимать заложенную в текст информацию в целом;

Делать выводы из общего смысла текста, определять главную мысль;

Вычленять конкретные элементы информации – абзацы, предложения, словосочетания, слова;

Интерпретировать эти элементы;

Давать оценку всему содержанию текста и его отдельных элементов, определять стиль, форму повествования, замечать красоту языка.

Отвечать на вопросы по тексту и задавать свои вопросы;

Рассказывать о своих мыслях и чувствах, которые вызвал текст, в том числе и письменно;

Уметь проиллюстрировать прочитанный текст, пользуясь заложенной в нём информацией.

Разумеется, все эти знания и навыки школьник приобретает на протяжении многих лет обучения в школе. Но основы читательской грамотности закладываются в первые годы обучения. Без них невозможен переход ученика к следующей ступени обучения.


Уровни читательской грамотности

Начальный уровень читательской грамотности учащегося предполагает помощь учителя в осознании информации, заложенной в текст. Сам ученик, хотя уже и умеет читать и писать, но пока не в силах принять информацию самостоятельно, может сделать из прочитанного неправильные выводы. При письменном общении он не может выразить свои мысли и чувства, употребляет неподходящие слова. Такой ученик ещё не готов для того, чтобы использовать печатный источник информации для самообразования.

При среднем уровне читательской грамотности необходимость помощи педагога сохраняется. Ученик может самостоятельно понять простые тексты, информация которых не выходит за пределы его жизненного опыта, однако, если в тексте встречаются образы или понятия, которые ранее не встречались в его жизни, школьник может неправильно их понять или приобрести дурную привычку пропускать такие элементы текста. В письменном общении младшие школьники, которые находятся на среднем уровне развития читательской грамотности, испытывают ещё значительные сложности, особенно, если им предстоит написать письмо человеку старшему по возрасту, с более богатым жизненным опытом.

При высоком уровне читательской грамотности ученик уже может принимать и усваивать информацию из печатного источника самостоятельно, без помощи педагога. Такие младшие школьники могут давать свою оценку художественным текстам, использовать информацию, полученную при чтении, в конкретных жизненных ситуациях.

Читательская грамотность высокого уровня предполагает умение за достаточно быстрое время найти в предложенном тексте ответ на заданный вопрос, при наличии в тексте незнакомых слов – найти их значение в словаре, а при отсутствии словаря – умение понять значение слова, исходя из контекста произведения. При высоком уровне ученик умеет сжато изложить информацию, не теряя её важных деталей, он может составить краткие тезисы. Для понимания текста учащиеся, обладающие высоким уровнем читательской грамотности, применяют весь свой жизненный опыт и все знания, полученные ранее.

Разумеется, тексты, предлагаемые детям в начальной школе, не должны охватывать много понятий и образов, которые находятся далеко за пределами их интересов и жизненного опыта, так как это может снизить интерес к чтению.

Формирование читательских интересов вообще является важнейшей задачей учителя при развитии читательской грамотности. Дети должны знакомиться с разнообразной литературой, соответствующей их возрасту, им должны быть предложены тексты разных форм, тем, направленности. Педагог помогает детям определить, какие книги им наиболее близки, посоветовать другую литературу, которая может им понравиться. Так формируются читательские интересы и читательские вкусы, которые с годами, конечно, меняются. Но сам интерес к чтению, как основному источнику получения информации, при правильном воспитании остаётся неизменным на протяжении всей жизни.


Упражнения, которые помогают развить читательскую грамотность

На протяжении долгих лет моей работы учителем начальных классов у меня собралась объёмная подборка упражнений, которые помогают развить читательскую грамотность учащихся. Некоторые из них будут представлены ниже.

Игры и упражнения для начального уровня читательской грамотности:

На доске записываются в ряд, без пробелов, несколько слов, которые начинаются с одной буквы. Примерно это выглядит так:

СВЕТСАДСОБАКАСОСЕДКАСЕЛЁДКА – то есть пять слов: свет, сад, собака, соседка, селёдка.

Учитель предлагает ученикам выделить отдельные слова, посчитать, сколько их, прочесть эти слова вслух.

В более сложном варианте этого упражнения, последний слог предыдущего слова является первым слогом первого:

Облакокорокрокрошка – здесь можно выделить четыре слова на букву «о» - облако, око, окорок, окрошка.

В самом сложном варианте детям предлагается составить такие ряды самостоятельно и предложить выделить и посчитать все слова своим товарищам.

На доске учитель пишет слово, в котором отсутствует один слог.

Например, КАНДАШ (карандаш)

Детям предлагается определить, какого слога не хватает, и вставить его.

Второй вариант этого упражнения – написать слово с лишним слогом и предложить учащимся определить, какой слог лишний, и убрать его: КАРАНМАДАШ

Детям предлагается поиграть в «разведчиков» и «зашифровать» послание. Для этого придумать слово на каждую букву, используемую в сообщении. Например, сообщение «жду вас в три», может выглядеть так: Женя долго учит вычитание, а Саша весело танцует, рисует, играет.

Для упрощения этого упражнения можно использовать не буквы, а начальные слоги каждого слова из послания.

Очень нравятся детям игры «разбитое зеркало» и «буква заблудилась». В первой игре слово пишется наоборот и делится на слоги, которые пишутся в произвольном порядке.

Например, берём слово «самовар» Из него получается «ра», ас», «ом». Задача учащихся обернуть слоги и расставить их в правильном порядке, узнав, какое слово было зашифровано.

В игре «буква заблудилась» в паре слов меняются местами буквы.

Например, «телефон – карапуз». Меняем буквы «терефон – калапуз» и предлагаем детям вернуть буквы на место.

Эти игры всегда позитивно воспринимаются в первом и втором классе, вызывают у школьников большой интерес, детям нравится играть в них не только на уроках, но и на переменах.

Также огромной популярностью у детей пользуются ребусы. После того, как с распознаванием слов у школьников проблем больше не возникает, можно переходить к упражнениям, предлагающим работу с предложениями. К таким можно отнести исправление неправильного положения слов в предложении, отгадывание загадок, поиск добавленного в предложение ненужного, лишнего слова.

Очень полезна на среднем уровне читательской грамотности игра в пословицы. Сначала учитель на протяжении нескольких недель знакомит учащихся с как можно большим количеством пословиц. Дети должны знать пословицы, понимать их смысл, уметь их применять к месту, чувствовать их мудрость. Однажды учитель предлагает поиграть в пословицы. Для этого он пишет на доске несколько пословиц, изменяя их окончание.

Например: за двумя зайцами погонишься, не вынешь рыбку из пруда,

Без труда дальше будешь, тише едешь – ни одного не поймаешь и т.д. Задача учащихся распределить окончания пословиц правильно и объяснить их смысл.

Давать учащимся упражнения, которые предполагают самостоятельную работу с текстами, рекомендуется не ранее третьего класса.

Такими упражнениями могут быть следующие задания: вставить в текст подходящие по смыслу слова или наоборот, исключить слова, которые противоречат общему смыслу текста, составить план текста, составить список вопросов по тексту.

В упражнении, которое предполагает ответы на вопросы по тексту, можно использовать игру «лишний вопрос», когда в ряду вопросов учитель задаёт вопрос, не связанный с данным текстом. Задача учащихся ответить на все вопросы, кроме лишнего. Такое задание, обычно, повышает внимательность учащихся, активизирует их интерес к заданиям.

В своей педагогической практике я часто использую написание синквейнов и хокку. Ждать от школьников третьего-четвёртого класса высокохудожественных произведений рано, но такие задания повышают интерес к учёбе, развивают творческую активность детей, пробуждают их фантазию.

Развивая читательскую грамотность учащихся, учитель начальной школы воспитывает культурного человека, который умеет думать, видеть глубинный смысл вещей, адекватно воспринимать окружающую реальность.

Для того, чтобы добиться успеха в современном обществе, человек должен постоянно самосовершенствоваться, непрерывно заниматься самообразованием, достигать необходимой скорости усвоения информации. Только это позволит стать востребованным членом общества, по-настоящему полезным людям и своей стране.



© Copyright: Светлана Корепанова, 2021
Свидетельство о публикации №1210317019

Комментарии
Комментариев пока нет.