Статья «Функциональная грамотность в работе классного руководителя сельской школы»
Функциональная грамотность в работе классного руководителя сельской школы
Классный руководитель — особый феномен педагогической сферы.
Цель классного руководства — содействие индивидуальному развитию личности и поддержка в нелегком вхождении школьников в общественную жизнь. Этим объясняется актуальность развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Особенно это значимо для наших, сельских школ. Выпускнику малокомплектного класса очень непросто адаптироваться в социуме, не потеряться в многотысячной толпе.
Понятно, что любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Индикаторы функциональной грамотности:
-общая функциональная грамотность;
-функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях;
-компьютерная грамотность;
-информационная грамотность;
-коммуникативная грамотность;
- функциональная грамотность при решении бытовых проблем.
Все индикаторы находят отражение в работе классного руководителя и реализуются в ходе воспитательных мероприятий. Например, общая функциональная грамотность формируется в ходе таких мероприятий как (Час доверия, Минута славы, Давай знакомиться), которые требуют умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднения в построении фраз, подборе слов, в написании мини-сочинений (поздравление другу, послание однокласснику).
Функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях формируется в ходе таких традиционных мероприятий школы как День здоровья, Осенний туристический слет. Ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, обращаться за экстренной помощью к специализированным службам, заботиться о своем здоровье, вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности, умение работать в команде.
Функциональная грамотность при решении бытовых проблем формируется в ходе таких мероприятий как операции «Бум» - большая уборка территории, «Уют» - наведение порядка в классе, эти мероприятия учат школьников планировать свою деятельность, правильно распределять время, выбирать орудия труда. «Час финансовой грамотности» - учит грамотно распределять бюджет и как не попасться на уловки мошенников.
Настоящая кладезь для развития функциональной грамотности - реализация социально значимых проектов. Здесь прослеживаются такие индикаторы как:
-компьютерная;
-информационная;
-коммуникативная грамотность.
В ходе реализации проекта школьники учатся искать информацию в сети Интернет,
пользоваться электронной почтой; работать с электронными таблицами; находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, грамотно использовать информацию из СМИ; работать в группе, уметь расположить к себе других людей; владеть своим настроением уметь приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
В 2024 году ребята моего класса окончат основную школу.
Я очень надеюсь, что они смогут:
-решать различные учебные и жизненные задачи;
-строить социальные отношения;
-стремиться к дальнейшему образованию.