Исследовательская работа «Функциональная оценка реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку (проба С.П. Летунова)»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 5
Функциональная оценка реакции сердечно-сосудистой системы
на дозированную нагрузку
(проба С.П.Летунова)
«Жизнь требует движения» ...«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие».
Аристотель
Автор: Шилова Наталия
4б класс
Научный руководитель: Шилова Светлана Юрьевна
МБОУ СОШ с УИОП №5
2011год
Содержание
1.Введение……………………………………………………..……………..3
2.Цель и задачи………………………………………………………….…..3
3.Теоретическая часть………………………………………………………4
4. Критерии анализа уровня физического развития ………………………4
5. Результаты исследований………………………………………………….6
6. Обсуждение полученных результатов…………………….……………..18
7. Вывод………………………………………………………………….…19
Литература………………………………………………………………… 20
Приложения:
Методики проведения исследовательских работ.
Таблицы с результатами и итогами работ.
Фотографии проводимых исследований.
Введение
На уроках окружающего мира мы изучали строение человека, его органы, работу сердца. Меня это очень заинтересовало.
Когда я занимаюсь физкультурой или выполняю какую либо физическую нагрузку мое сердце начинает биться сильнее и учащается дыхание. Тогда я спросила маму почему это происходит и мы решили провести исследовательскую работу на тему: Функциональная оценка реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку.
Цель работы:
Исследование реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Задачи:
1.Оценить реакцию сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
2.Определить направленность и степень выраженности базовых гемодинамических показателей (ЧСС и АД) под влиянием физических нагрузок различной направленности, а также скорости их после рабочего восстановления.
3.Определить адаптацию к физическим нагрузкам. Изучить работу сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке.
Теоретическая часть:
Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями являются могучим профилактическим и лечебным фактором. Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др.
Важно также подчеркнуть, что нерациональное применение физических упражнений не только не позволяет укрепить состояние здоровья, но может нанести значительный вред организму человека. Чтобы этого избежать, должен осуществляться врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями. Методы, которые при этом используются, позволяют оценить физическую подготовленность человека, реакцию организма на занятие спортом и в случае необходимости скорректировать нагрузку.
Проблема оценки текущего состояния индивидуального здоровья и его контроль имеют важное значение для человека. Высокий темп жизни, информационные перегрузки и дефицит времени оказывают все возрастающее влияние и могут являться причинами разнообразных отклонений в нормальной деятельности систем организма.
Характерным для деятельности различных систем и органов человека является их способность возвращаться к нормальному состоянию, если они были из него выведены.
Это происходит за счет резервов, имеющихся в различных физиологических системах организма. Природа наделила наш организм большими резервами, но в ход они идут только в случае необходимости, то есть тогда, когда орган или система работают с определенной нагрузкой.
Если такой нагрузки нет, орган постепенно атрофируется и теряет способность обеспечивать нормальную деятельность человека.
Основным средством повышения резервов организма является мышечная работа в виде трудовых действий или физических упражнений.
Движение - одна из основных потребностей человека. Кажется удивительным, что работа внутренних органов (сердца, органов дыхания и др.) подчиняется работе мышц. В этом легко убедиться на следующем примере.
В покое ЧСС у человека - 60-80 в 1 мин. Но стоит ему перейти на бег, и ЧСС увеличивается до 100-200 в 1 мин.
Следовательно, заставляя работать мышцы, мы вынуждаем более интенсивно трудиться и сердце, и другие внутренние органы.
Если мышцы не работают, не тренируются, то не работают с необходимой нагрузкой и внутренние органы.
В структуре современной заболеваемости и смертности преобладают хронические неинфекционные заболевания, в первую очередь - сердечно-сосудистые и онкологические. Однако медицина часто пока не в состоянии радикально излечить таких больных.
Поэтому становится все более очевидным, что центром приложения усилий медицины должен быть, прежде всего, здоровый человек и охрана и укрепление его здоровья. Эта проблема в последние годы занимает центральное место в деятельности ВОЗ.
Одной из главных задач, обеспечивающих укрепление здоровья населения, является своевременная диагностика здоровья, его количества и качества.
Для объективной оценки допустимости различных физических нагрузок у здоровых и больных применяют функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Данные проб позволяют определить физическую работоспособность, компенсаторные возможности организма.
Проба Летунова включает разнообразную нагрузку на мышечный аппарат, предусматривающую испытание скоростных качеств и выносливости человека. Она состоит из 20 приседаний за 30 с (разминка), за которыми следует 15-секундный бег на месте в течение 3 мин в темпе 180 шагов/мин (выносливость). Оценивается проба по показателям пульса и артериального давления.
Схема ее проведения такова:
- подсчет пульса и измерение кровяного давления в исходном состоянии;
- приседания в течение 30 с;
- подсчет пульса на 1-, 2-, 3-й минутах, измерение артериального давления на 1-й и 3-й минутах;
- бег в течение 15 с;
- измерение пульса и кровяного давления на 1-, 2-, 3- и 4-й минутах;
- бег в течение 3 мин;
- измерение пульса и кровяного давления на 1-, 2-, 3-, 4- и 5-й минутах.
Конец формы
Известно 5 типов реакции на физическую нагрузку.
1)Нормотонический тип – характерен для тренированных людей. После первой нагрузки ЧСС достигает 100 уд/мин ,после второй -125 ,после третьей -140. Все три вида нагрузки вызывают повышение СД и ведут к понижению ДД. После первой нагрузки СД обычно возрастает до 140-150 мм РТ. ст., после второй и третьей – 50-60 мм рт.ст. В результате увеличивается ПД, что свидетельствует об усилении работы сердца. Восстановления завершается после первой нагрузки: к концу первой минуты – началу второй, после второй: к концу второй – началу третьей, а после третьей : к концу третьей минуты - началу четвёртой.
2) Гипертонический тип – характеризуется значительным учащением пульса, повышением СД до 200 мм рт. ст., повышением ДД, затянутым восстановительным периодом. Этот тип реакции связан с переутомлением или перетренированностью.
3) Гипотонический тип – характеризуется незначительным СД и одновременно выраженным учащением ЧСС в ответ на вторую и третью нагрузки до 170 – 190 уд/мин. ДД либо не меняется, либо повышается. Восстановление ЧСС и АД замедленно. Такой тип реакции рассматривается как неблагоприятный, т.к.реакция на нагрузку идет только за счет повышения частоты (но не силы) сердечных сокращений. Такой тип наблюдается у нетренированных, а также при сердечной недостаточности. При состоянии переутомления, перетренированности и у лиц, перенесших инфекционные заболевания.
4) Диастонический тип – характеризуется, главным образом, снижением ДД, которое после второй и третьей нагрузки становится равным нулю (феномен бесконечного тона). СД в этом случае значительно повышается (до 180-200 мм рт.ст). Такой тип реакции может рассматриваться как вариант нормы.
5) Ступенчатая реакция – характеризуется тем, что СД, которое обычно снижается в восстановительном периоде , повышается на 2-3-й минутах по сравнению с 1-й минутой восстановления. Чаще всего такой тип ответа наблюдается после бега и многими расценивается как инертность регуляторных процессов в организме при явлениях перетренированности и перенапряжения, после инфекционного заболевания.
Функции организма можно оценивать в покое, и результаты сопоставить со стандартными величинами, соответствующими полу, возрасту, массе тела, росту и т.д. Для сердечно-сосудистой системы это следующие показатели:
пульс, АД (максимальное, минимальное, пульсовое), ударный и минутный объемы крови, скорость кровотока;
данные инструментальных исследований;
электрокардиография (ЭКГ), реография и др.
Пульс подсчитывают за 10, 15 или 30 секунд и результат пересчитывают на 1 минуту. У взрослых частота пульса в покое - в пределах 60-80 ударов в минуту. Повышение ЧСС более 100 в минуту называется тахикардией, урежение менее 60 в минуту - брадикардией.
Занятия физическими упражнениями у нетренированных людей не должны вызывать учащение пульса более чем на 30 уд./мин. Ориентировочно ЧСС устанавливается путем вычитания из числа 220 числа лет занимающегося. Например, для человека 60 лет максимальная ЧСС составляет 220 - 60 = = 160 уд:/мин. При постепенном увеличении нагрузок частота пульса не должна превышать 60% от максимальной (табл. 19).
Таблица: Максимально допустимая ЧСС При физических упражнениях
Возраст, лет |
Моложе 30 |
30 - 39 |
40 - 49 |
50 - 59 |
60 и старше |
ЧСС, уд/мин |
165 |
160 |
150 |
140 |
130 |
При измерении АД можно вычислить и пульсовое давление. Для этого из величины максимального (систолического) давления вычитают минимальное (диастоническое). Например, если АД - 120/80, то пульсовое: 120 - 80 = 40. У здоровых молодых людей нормальные значения систолического давления - от 100 до 129, диастолического - от 60 до 79 мм рт. ст. У пожилых эти величины выше, у детей и спортсменов - ниже. При оценке показателей АД адекватной следует считать нагрузку, повышающую пульсовое давление в пределах 5-15 мм рт. ст.
У здоровых людей время восстановления ЧСС и АД до исходных величин - в пределах 3 мин.
Проба Летунова. Для тренирующихся спортсменов необходима более разносторонняя оценка на основе применения разнонаправленных нагрузок. Наиболее оптимальной для этого является комбинированная проба Летунова, состоящая из трех вышеназванных проб и выполняемая в изложенной последовательности с интервалами 3-4-5 мин. Каждая последующая проба должна выполняться сразу по окончании восстановления после предыдущей пробы.
Очень, важным в адаптации организма к физическим нагрузкам является расширение просвета функционирующих периферических сосудов и открытие резервных капилляров. При этом сопротивление периферической кровеносной системы падает и как следствие понижается диастолическое давление. Поэтому у здоровых тренированных людей в ответ на функциональную пробу с физической нагрузкой происходит учащение пульса (адекватно нагрузке), увеличение систолического давления, не более 150% от исходного. Диастолическое давление понижается или остается на прежнем уровне; пульсовое давление увеличивается. Этот тип реакции является нормотоническим.
Практическая часть:
Я исследовала реакцию сердечно-сосудистой системы тети Юли на дозированную нагрузку по пробе Летунова.
Оборудование:
Секундомер, метроном, фонендоскоп.
Этапы работы:
1.Определить состав рабочей группы, распределив обязанности: Испытуемый: тетя Исупова Юлия Павловна ; секретарь – мама Светлана Юрьевна; регистратор ЧЧС и регистратор АД – Наталия Шилова);
2.Собрать анамнез испытуемого по общепринятому плану; измерить ЧЧС и АД в покое, дать заключение о возможности выполнения нагрузки испытуемым.
3.Последовательно выполнить все три компонента пробы. Результаты измерений занести в таблицу рабочих записей.
4.Оценить тип нагрузки, к которой испытуемый лучше адаптирован.
Первый раз я взяла показания в 10 октября, а вторые13 марта. В течении периода с 10.10.2010г по 13.03.2011 тетя Юля выполняла каждое утро зарядку, занималась здоровым образом жизни.
Показатели 10октября 2010года
Время (сек) |
1-я часть (20 приседаний за 30сек.) |
2-я часть (бег 15 сек в макс.темпе) |
3-я часть (бег 3 мин. в темпе 180 шаг/мин) |
|||||||||||||||||||||||
До теста |
минуты |
До теста |
минуты |
До теста |
минуты |
|||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||||||
Артериальное давление, мм. рт. ст. |
||||||||||||||||||||||||||
СД/ ДД |
110/65 Ps 60 |
110/ 65 Ps 60 |
110/ 65 Ps 60 |
По показателям выяснила, что у тети Юли присутствует гипотонический тип. Незначительное повышение максимального АД, в ответ на нагрузки сопровождается резким учащением пульса на 2 нагрузки (до 170–190 уд/мин), восстановление ЧСС и АД замедленно.
Показатели 13марта 2011года
Время (сек) |
1-я часть (20 приседаний за 30сек.) |
2-я часть (бег 15 сек в макс.темпе) |
3-я часть (бег 3 мин. в темпе 180 шаг/мин) |
||||||||||||||||||
До теста |
минуты |
До теста |
минуты |
До теста |
минуты |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||
Артериальное давление, мм. рт. ст. |
|||||||||||||||||||||
СД/ ДД |
110/65 Ps 60 |
132/ 74 86 |
126/ 74 56 |
114/ 72 59 |
110/ 65 Ps 60 |
110/ 65 Ps 60 |
После выполнения ежедневных утренних зарядок установился нормотонический тип реакции. Каждой нагрузкой отмечается учащение пульса, повышается максимальное и понижается минимальное АД.
Я сравнила показания и сделала следующие выводы:
До нагрузки ЧСС равен 60 уд/мин, АД равно 110/65 в покое в положении сидя.
После первой нагрузки ЧСС достигает 86 уд/мин , после второй -93 , после третьей -95.
Все три вида нагрузки вызывают повышение СД и ведут к понижению ДД. После первой нагрузки СД обычно возрастает до 140-150 мм РТ. ст., после второй и третьей – 50-60 мм рт.ст.
Важным критерием нормотонической реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя. Так, после 20 приседаний полное восстановление может наблюдаться уже на 2 минуте реституции, после 2 нагрузки - на 3-й минуте, после 3-й - на 4 минуте.
В результате увеличивается ПД, что свидетельствует об усилении работы сердца. Восстановления завершается после первой нагрузки: к концу первой минуты – началу второй, после второй: к концу второй – началу третьей, а после третьей : к концу третьей минуты - началу четвёртой.
Нормотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку характеризуется:
• адекватным интенсивности и продолжительности выполненной работы возрастанием ЧСС;
• адекватным повышением пульсового АД (разница между систолическим и диа-столическим АД) за счет повышения систолического АД и небольшого (в пределах 10-35 %) снижения диастолического АД;
• быстрым (т.е. укладывающимся в заданные интервалы отдыха) восстановлением ЧСС и АД до исходных величин (после 20 приседаний - 3 мин, после бега в течение 15 с в максимальном темпе -4 мин, после бега в течение 3 мин в темпе 180 шагов в мин - 5 мин).
Я выяснила, что у тети Юли нормотонический тип, который характерен для тренированных людей, потому что она во время этого периода выполняла физические упражнения.
Нормотонический тип реакции является наиболее благоприятным и отражает хорошую приспособляемость организма к физической нагрузке.
Выводы :
После выполнения практической работы я пришла к выводу, до занятий утренней зарядкой у тети Юли присутствовал гипотонический тип сердечно-сосудистой системы, а после занятия утренней зарядкой у нее стал нормотонический тип сердечно-сосудистой системы.
Значит при занятии спортом нормализуется дыхание, пульс, давление. Улучшается настроение, появляется энергия и легкость в организме, не чувствуется усталость.
Заключение:
Я научилась измерять давление, находить пульс, контролировать свое дыхание.
При выполнении этой работы я выяснила, что нужно заниматься спортом и здоровым образом жизни.
1-й компонент. До нагрузки измерить ЧСС и АД в покое в положении сидя; подсчет ЧСС проводить по 10-секундным отрезкам (три замера до получения стабильных значений пульса). Затем испытуемый выполняет 20 приседаний за 30 сек (метроном на 80). После последнего приседания у испытуемого в положении сидя определяется ЧСС и АД по схеме: в первые 10 сек считают ЧСС, затем в течение 40 сек замеряют АД, а с 50-й по 60-ую сек вновь замеряют ЧСС до восстановления пульса и АД до нормы.
2-й компонент. Измерить ЧСС и АД до нагрузки. Затем испытуемый выполняет 15-секундный бег в максимальном темпе с высоким поднятием бедра. По окончании нагрузки в процессе восстановления ежеминутно определяется ЧСС и АД по той же схеме до восстановления показателей.
3-й компонент. Измеряются ЧСС и АД. Затем испытуемый выполняет 3-минутный (2-минутный для женщин ) бег на месте в темпе 180 шаг/мин (метроном на 180 ударов ). Во время восстановления ежеминутно регистрируется ЧСС и АД.
На основании полученных данных вычертила графики для каждой нагрузки, отразив изменения ЧСС и АД разными линиями.
Характерным для деятельности различных систем и органов человека является их способность возвращаться к нормальному состоянию, если они были из него выведены.
Это происходит за счет резервов, имеющихся в различных физиологических системах организма. Природа наделила наш организм большими резервами, но в ход они идут только в случае необходимости, то есть тогда, когда орган или система работают с определенной нагрузкой.
Если такой нагрузки нет, орган постепенно атрофируется и теряет способность обеспечивать нормальную деятельность человека.
Основным средством повышения резервов организма является мышечная работа в виде трудовых действий или физических упражнений.
Движение - одна из основных потребностей человека. Кажется удивительным, что работа внутренних органов (сердца, органов дыхания и др.) подчиняется работе мышц. В этом легко убедиться на следующем примере.
В покое ЧСС у человека - 60-80 в 1 мин. Но стоит ему перейти на бег, и ЧСС увеличивается до 100-200 в 1 мин.
Следовательно, заставляя работать мышцы, мы вынуждаем более интенсивно трудиться и сердце, и другие внутренние органы.
Если мышцы не работают, не тренируются, то не работают с необходимой нагрузкой и внутренние органы.
Приведенные в таблице цифры являются показателями нормальной реакции организма на физические нагрузки различного характера.
Реакция сердечно-сосудистой системы женщин на функциональную пробу |
||||||||
Возраст, лет |
ЧСС в 1 минуту |
Максимальное артериальное давление, мм. рт. ст. |
||||||
В состо- |
20 при- |
Бег 15 с |
Бег 3 минуты |
В состо- |
20 при- |
Бег 15 с |
Бег 3 минуты |
|
18-28 |
60 |
96 |
128 |
130 |
118 |
134 |
145 |
155 |
28-34 |
56 |
95 |
124 |
128 |
118 |
136 |
150 |
165 |
35-44 |
62 |
98 |
128 |
132 |
118 |
136 |
148 |
164 |
44-55 |
60 |
98 |
128 |
134 |
120 |
138 |
146 |
166 |
Литература:
Алфеев И.Я. Исследования математических формул, предназначенных для определения физической крепости организма // Воєн.-мед.журн. ноябрь, 1909.
Амосов Н.М. Регулирование жизненных функций и кибернетика. Киев: Наукова думка, 1964. 116 с.
Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. Киев: Здоров'я, 1984. 230 с.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 447 с.
Апанасенко Г.Л. Физическое развитие: Методология и практика поиска критериев оценки // Гигиена и санитария. 1981. № 12. С.51-53.
Аланасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здоров'я, 1985а. 80 с.
Апанасенко Г.Л. К проблеме трактовки механизмов восстановления после физической нагрузки // Теория и практика физ.культуры. 1985. № 6. С.49-52.
Апанасенко Г.Л. О возможности количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. № 6. С.55-58.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики в условиях комнаты
В комплекс рекомендуется включать следующие упражнения: Ходьба на месте, высоко поднимая бедра, в течение 60 - 90 с. Исходное положение - основная стойка. На счет 1-4 - глубокий вдох, 5-8 - выдох. Исходное положение - основная стойка. 1 - руки вперед; 2 - руки вверх; смотреть на руки; 3 - руки в стороны; 4 - руки вниз. Повторить 8-10 раз. Исходное положение - руки на пояс. 1 - наклон головы назад, 2 - вперед, 3 - влево; 4 - вперед. Повторить 6 раз. Исходное положение - руки вперед в стороны. 1 - махом правой ноги достать пальцы левой руки, 2 - принять исходное положение, 3 - махом левой ноги достать пальцы правой руки, 4 - вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз. Исходное положение - основная стойка. Наклоны туловища вперед и назад 16-20 раз. Наклоны туловища в стороны по 16-18 раз. Исходное положение - руки на пояс. 1 - поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 - принять исходное положение, 3 - поворот туловища влево, руки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз. Приседание - 2 серии по 10 раз. Сгибание и разгибание рук в упоре на полу - 2 серии до отказа. Медленный 6eг на месте в чередовании с ходьбой: 60 с бег + 30 с ходьбы. Повторить 3 раза. Подскоки на месте - 2 раза по 30 с. Ходьба - 60-90 с. |
|
фонендоскоп
Тонометр
График №1
График №2
buff