Урок по биологии в 8 классе «Влияние двигательной активности на сердечно-сосудистую систему»
МОУ "Глушковская ООШ"
Урок здоровья в рамках Национального года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями в 2015 году.
Тема урока: Влияние двигательной активности на сердечно-сосудистую систему.
Выполнил: Смирнова
Елена Вячеславовна
учитель биологии
1 категории
Цель урока: формирование осознанного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи:
Раскрыть связь строения сердца с его функцией.
Дать понятие о сердечном цикле, причине неутомляемости сердца.
Рассмотреть причину автоматизма сердца.
Раскрыть роль нервно-гуморальной регуляции в работе сердца.
Способствовать воспитанию бережного отношения к собственному здоровью.
Побудить желание заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены.
Помочь учащимся задуматься о ценности здоровья, о том, что вредно и что полезно для здоровья.
Рассмотреть вредное влияние гиподинамии на здоровье.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, муляж сердца.
Ход урока:
(слайд 3)
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аорты
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому, что нет ему покоя
До всего есть дело.
(Э. Межелайтис «Сердце»)
(Слайд 4)Звучит музыка, на ее фоне раздается звук сердца.
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. ( Аристотель )
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. (Гиппократ)
Разве здоровье не чудо? (Антон Павлович Чехов)
(слайд 5).
- Вы уже догадались, что на сегодняшнем уроке речь пойдет о сердце, а точнее о его здоровье.
- Наше сердце постоянно в работе. Ученые подсчитали,что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900 кг на высоту 14 м. А ведь оно работает непрерывно 70-80 лет. В чем же секрет его неутомимости?
Учащиеся перечисляют возможные причины неутомимости сердца…
(слайд 6)
-Работа сердца поделена на фазы, давайте посмотрим, что же происходит с сердцем на протяжении всего сердечного цикла.
Таблица
Название фазы сердечного цикла |
Продолжительность |
Работа предсердий |
Работа желудочков |
Створчатые клапаны |
Полулунные клапаны |
Первая фаза |
0,1с |
Сокращаются |
Расслабляются |
открыты |
закрыты |
Вторая фаза |
0,3с |
Расслабляются |
Сокращаются |
закрыты |
открыты |
Третья фаза |
0,4с |
Сокращаются |
Расслабляются |
открыты |
закрыты |
-Какие фазы можно выделить в работе сердца?
-В какую фазу желудочки расслабляются, а предсердия сокращаются? -Наоборот?
-Сколько времени сердце отдыхает?
-Какой можем сделать вывод?
(слайд 7)
Сердце постоянно как насос перекачивает кровь, в состоянии покоя 250-300, см3 в минуту, а при физических нагрузках до 2000 см3 в минуту - это является еще одной причиной высокой работоспособности сердца.
Мы никогда не думаем о работе сердца, оно сокращается помимо нашего сознания, и мы не можем управлять им. А сердце не всегда работает одинаково. Если мы волнуемся, занимаемся физическим трудом, оно бьется чаще, а если спим – реже.
- Как регулируется работа сердца? Найдите ответ в учебнике с. 151
-Так почему же сердечный механизм может давать сбои?
(Учащиеся высказывают свои предположения.
На сердце влияют вредные привычки: избыточное питание, курение, употребление алкоголя, стрессы, психические нагрузки. Кроме того, научно-технический прогресс, автоматизация привели человечество к недостатку движений, т. е. к гиподинамии.)
(слайд 8)
- Что же такое гиподинамия?
(слайд 9)
(Сообщение учащегося
Гиподинамия -это недостаток физического напряжения. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная емкость» легких, улучшается подвижность грудной клетки. Полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию заболеваний опорно-двигательной системы.
Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. У большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гиподинамии.
Гиподинамическая болезнь представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма.)
- Что является причиной гиподинамии? Как избежать ее?
Учащиеся высказывают свои предположения.
(слайд 10)
Для того, чтобы поддерживать сердечно- сосудистую систему в тонусе и тренировать сердечную мышцу, нужно выделить главные составляющие, которые помогут сохранить сердце здоровым и сильным. Это способы, которые показывают влияние физической нагрузки на сосуды и мышцы сердца:
Игры на улице
Выполнение трудовых поручений на воздухе
Включение физических упражнений
Катание на лыжах
Занятия плаванием
Закаливание
Здоровый сон
Утренняя зарядка
(Отрывок песни В.Леонтьева гиподинамия)
Физкультминутка под музыку…
- Немножко размялись, а теперь я предлагаю выполнить практическое задание на тему:
«Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку»
(слайд 11)
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Цель работы: доказать изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от состояния организма.
Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. На большом статистическом материале выяснено, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спустя 2—3 мин после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно - сосудистой системы.
Ход работы:
1.Найдите пульс у себя на запястье.
2. Подсчитайте пульс:
-в положении сидя;
- в положении стоя;
- после десяти приседаний;
4.Свои результаты оформите в виде таблицы.
В положении сидя |
В положении стоя |
После 10 приседаний |
Вывод: Чем выше нагрузка на организм, тем больше количество сокращений сердца за один и тот же промежуток времени….
(слайд 12)
Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия мелодий, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Это разнообразие определяет осанку, походку – всю манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика, сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.
В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать много лучшего, и динамика развития показателей здоровья неблагоприятна. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни.
Подводя итог нашей беседы, хочется обратить внимание на то, что здоровье - личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Здоровый образ жизни – это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе. Поэтому наше здоровье целиком зависит от нас, от правильного питания, занятий физкультурой, соблюдения режима.
Я предлагаю вам выполнить небольшой тест, в котором нужно выбрать правильные суждения.
(слайд 13)
Тренировочный тест по теме: «Гигиена сердечно - сосудистой системы»
1.атеросклероз - это заболевание, при котором слой артерий уплотняется за счет разрастания соединительной ткани
2.инфаркт миокарда развивается в результате нарушения коронарного (сердечного) кровообращения
3.общая слабость, учащенное дыхание, тошнота, чрезмерная потливость и потеря сознания характеризуют сердечный приступ
4. «мозговой удар» - острое нарушение мозгового кровообращения при гипертонической болезни, атеросклерозе и т. д.
5. гипертония-болезнь, связанная с понижением давления
6. результатом мозгового удара может быть кровоизлияние в мозг, ослабление артерий или образование сгустков крови
7. при курении кровеносные сосуды сужаются
8. гиподинамия-это хорошая двигательная активность
9. сердечный приступ может быть смертельным, если обширный участок сердечной мышцы лишен кислорода
Правильные утверждения 1,2,3,4,6,9
(слайд 13)
Итак мы выяснили причину удивительной работоспособности сердца в течении всей нашей жизни. Ритмичность работы сердца, чередование работы и отдыха, его обильное кровоснабжение обеспечивает отличную работоспособность. Физические упражнения и здоровый образ жизни укрепляют сердце.
(слайд 14)
Д.з. с.149-152, составить комплекс упражнений для утренней гимнастики.
(слайд 15)
Спасибо за работу.
Надежда Алексеевна Паршукова
Марина Александровна Акопян