12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Елена Вячеславовна186
творческий человек
Россия, Вологодская обл., Череповец

МОУ "Глушковская ООШ"

Урок здоровья в рамках Национального года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями в 2015 году.

Тема урока: Влияние двигательной активности на сердечно-сосудистую систему.

Выполнил: Смирнова

Елена Вячеславовна

учитель биологии

1 категории

Цель урока: формирование осознанного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья.

Задачи:

Раскрыть связь строения сердца с его функцией.

Дать понятие о сердечном цикле, причине неутомляемости сердца.

Рассмотреть причину автоматизма сердца.

Раскрыть роль нервно-гуморальной регуляции в работе сердца.

Способствовать воспитанию бережного отношения к собственному здоровью.

Побудить желание заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены.

Помочь учащимся задуматься о ценности здоровья, о том, что вредно и что полезно для здоровья.

Рассмотреть вредное влияние гиподинамии на здоровье.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, муляж сердца.

Ход урока:

(слайд 3)

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово - красной кожей?

Может быть, меж ребер и аорты

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому, что нет ему покоя

До всего есть дело.

(Э. Межелайтис «Сердце»)

(Слайд 4)Звучит музыка, на ее фоне раздается звук сердца.

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. ( Аристотель )

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. (Гиппократ)

Разве здоровье не чудо? (Антон Павлович Чехов)

(слайд 5).

- Вы уже догадались, что на сегодняшнем уроке речь пойдет о сердце, а точнее о его здоровье.

- Наше сердце постоянно в работе. Ученые подсчитали,что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900 кг на высоту 14 м. А ведь оно работает непрерывно 70-80 лет. В чем же секрет его неутомимости?

Учащиеся перечисляют возможные причины неутомимости сердца…

(слайд 6)

-Работа сердца поделена на фазы, давайте посмотрим, что же происходит с сердцем на протяжении всего сердечного цикла.

Таблица

Название фазы

сердечного цикла

Продолжительность

Работа предсердий

Работа желудочков

Створчатые клапаны

Полулунные клапаны

Первая фаза

0,1с

Сокращаются

Расслабляются

открыты

закрыты

Вторая фаза

0,3с

Расслабляются

Сокращаются

закрыты

открыты

Третья фаза

0,4с

Сокращаются

Расслабляются

открыты

закрыты

-Какие фазы можно выделить в работе сердца?

-В какую фазу желудочки расслабляются, а предсердия сокращаются? -Наоборот?

-Сколько времени сердце отдыхает?

-Какой можем сделать вывод?

(слайд 7)

Сердце постоянно как насос перекачивает кровь, в состоянии покоя 250-300, см3 в минуту, а при физических нагрузках до 2000 см3 в минуту - это является еще одной причиной высокой работоспособности сердца.

Мы никогда не думаем о работе сердца, оно сокращается помимо нашего сознания, и мы не можем управлять им. А сердце не всегда работает одинаково. Если мы волнуемся, занимаемся физическим трудом, оно бьется чаще, а если спим – реже.

- Как регулируется работа сердца? Найдите ответ в учебнике с. 151

-Так почему же сердечный механизм может давать сбои?

 

(Учащиеся высказывают свои предположения.

На сердце влияют вредные привычки: избыточное питание, курение, употребление алкоголя, стрессы, психические нагрузки. Кроме того, научно-технический прогресс, автоматизация привели человечество к недостатку движений, т. е. к гиподинамии.)

(слайд 8)

- Что же такое гиподинамия?

(слайд 9)

(Сообщение учащегося

Гиподинамия -это недостаток физического напряжения. Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается «жизненная емкость» легких, улучшается подвижность грудной клетки. Полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию заболеваний опорно-двигательной системы.

Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. У большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гиподинамии.

Гиподинамическая болезнь представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма.)

- Что является причиной гиподинамии? Как избежать ее?

Учащиеся высказывают свои предположения.

(слайд 10)

Для того, чтобы поддерживать сердечно- сосудистую систему в тонусе и тренировать сердечную мышцу, нужно выделить главные составляющие, которые помогут сохранить сердце здоровым и сильным. Это способы, которые показывают влияние физической нагрузки на сосуды и мышцы сердца:

Игры на улице

Выполнение трудовых поручений на воздухе

Включение физических упражнений

Катание на лыжах

Занятия плаванием

Закаливание

Здоровый сон

Утренняя зарядка

(Отрывок песни В.Леонтьева гиподинамия)

Физкультминутка под музыку…

- Немножко размялись, а теперь я предлагаю выполнить практическое задание на тему:

«Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку»

(слайд 11)

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Цель работы: доказать изменение частоты сердечных сокращений в зависимости от состояния организма.

Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. На большом статистическом материале выяснено, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спустя 2—3 мин после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно - сосудистой системы.

Ход работы:

1.Найдите пульс у себя на запястье.

2. Подсчитайте пульс:

-в положении сидя;

- в положении стоя;

- после десяти приседаний;

4.Свои результаты оформите в виде таблицы.

В положении сидя

В положении стоя

После 10 приседаний

     

Вывод: Чем выше нагрузка на организм, тем больше количество сокращений сердца за один и тот же промежуток времени….

(слайд 12)

 Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия мелодий, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Это разнообразие определяет осанку, походку – всю манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика, сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.

В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать много лучшего, и динамика развития показателей здоровья неблагоприятна. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни.

Подводя итог нашей беседы, хочется обратить внимание на то, что здоровье - личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Здоровый образ жизни – это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе. Поэтому наше здоровье целиком зависит от нас, от правильного питания, занятий физкультурой, соблюдения режима.

Я предлагаю вам выполнить небольшой тест, в котором нужно выбрать правильные суждения.

(слайд 13)

Тренировочный тест по теме: «Гигиена сердечно - сосудистой системы»

1.атеросклероз - это заболевание, при котором слой артерий уплотняется за счет разрастания соединительной ткани

2.инфаркт миокарда развивается в результате нарушения коронарного (сердечного) кровообращения

3.общая слабость, учащенное дыхание, тошнота, чрезмерная потливость и потеря сознания характеризуют сердечный приступ

4. «мозговой удар» - острое нарушение мозгового кровообращения при гипертонической болезни, атеросклерозе и т. д.

5. гипертония-болезнь, связанная с понижением давления

6. результатом мозгового удара может быть кровоизлияние в мозг, ослабление артерий или образование сгустков крови

7. при курении кровеносные сосуды сужаются

8. гиподинамия-это хорошая двигательная активность

9. сердечный приступ может быть смертельным, если обширный участок сердечной мышцы лишен кислорода

Правильные утверждения 1,2,3,4,6,9

(слайд 13)

Итак мы выяснили причину удивительной работоспособности сердца в течении всей нашей жизни. Ритмичность работы сердца, чередование работы и отдыха, его обильное кровоснабжение обеспечивает отличную работоспособность. Физические упражнения и здоровый образ жизни укрепляют сердце.

(слайд 14)

Д.з. с.149-152, составить комплекс упражнений для утренней гимнастики.

(слайд 15)

Спасибо за работу.

Опубликовано


Комментарии (2)

Надежда Алексеевна Паршукова, 07.02.16 в 14:47 1Ответить Пожаловаться
Хороший урок! Жаль, нет презентации.
Марина Александровна Акопян, 08.02.16 в 19:21 0Ответить Пожаловаться
Урок не отличается оригинальностью, креативностью, инновационностью. Но несмотря на это, урок интересный. Учебный материал подобран в соответствии с заявленной темой, соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Структура урока выдержана, но хочется разнообразить интересными видами работы по закреплению. Предложенные задания способствуют развитию мыслительной деятельности. урок носит практическую направленность. Жаль, что нет презентации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.