Конспект урока химии я 9 классе «Галогены. Соединения галогенов»
Конспект урока
Аттестуемый педагог Краснова Оксана Владимировна
Предмет Химия Класс 9
Тема урока «Галогены. Соединения галогенов »
Цель: На основе положения галогенов в периодической системе элементов рассмотреть и сформировать знания о строении атомов галогенов, свойствах галогенах.
Задачи:
Образовательная. Формировать знания учащихся по теме неметаллы, дать понятие о галогенах их положении в ПСХЭ, строении атомов, свойствах, значении и применении, уметь применять полученные знания и умения на практике.
Развивающая. Развивать умения давать характеристику химическим элементам седьмой группы главной подгруппы, простым и сложным веществам, образованных этими элементами, развивать творческие навыки, мышление, интерес к химии, навыки работы с дополнительной литературой, работы в Интернете, создания мультимедийной информации.
Воспитательная. Воспитывать творческое отношение к учебе, интерес к предмету, повышение самооценки учащихся, трудолюбие.
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1 |
Организационный момент взаимное приветствие учащихся и учителя Проверка домашнего задания ( фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку) Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить пройденный материал подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные |
- Здравствуйте - Ребята, я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением. - Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на новую ступеньку в познании окружающего мира Проводится тестирование по теме «Неметаллы» § 17, проверяется зад.5 стр.111 ПТ - Прежде, чем сообщить тему сегодняшнего урока, я загадаю Вам загадки, а Вы должны угадать, о чем пойдет речь на уроке.(Презентация Слайд 2 ) 1. Красив в кристаллах и парах, и на детей наводит страх. (Йод). 2. Самой сильной из кислот имя галоген дает? (Ответ: Хлорная кислота). .
|
улыбаются Благодарят, садятся Выполняют тест, решается задача на доске, объясняют решение задачи Взаимопроверка теста Отгадывают загадки
|
2 |
Постановка целей и задач Цель, которая должна быть достигнута учащимися: активизировать познавательную деятельность на последующих этапах Цель, которую хочет достичь учитель: организовать целенаправленную познавательную деятельность |
Сообщает тему, цель, задачи, характеризует практическую значимость изучаемого материала.(Презентация Слайд 3) Тема: Галогены. Соединения галогенов. Цель: На основе положения галогенов в периодической системе элементов рассмотреть и сформировать знания о строении атомов галогенов, свойствах галогенах. Задачи: Сформировать знания учащихся по теме неметаллы, дать понятие о галогенах их положении в ПСХЭ, строении атомов, свойствах, значении и применении, уметь применять полученные знания и умения на практике. |
Записывают тему урока, получают представление о предполагаемом результате деятельности. |
А) Б) |
Изучение учебного материала Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Зафиксировать индивидуальное затруднение: проверка тетрадей по рядам Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. Постановка учебной задачи Цель, которая должна быть достигнута учащимися: зафиксировать индивидуальное затруднение: Цель, которую хочет достичь учитель: обсудить затруднение и сформулировать задачи урока. Организовать целенаправленную познавательную деятельность. Метод: побуждающий к выдвижению гипотезы диалог, проблемные вопросы. |
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в гости к ПСХЭМ. (Презентация Слайд 4 ) С помощью ПСХЭ Д.И. Менделеева дается характеристика галогенов как ХЭ по составу, строению и свойствам. (Презентация Слайд 5 ) - Что общего в строении и свойствах галогенов на основании их положения в ПСХЭМ ? - За счет какой связи образована молекула галогена? - Какую кристаллическую решетку имеют галогены?
Исходя из строения атома, охарактеризуйте физические свойства галогенов ( выполнение зад.3,стр.113 ПТ.) Проверяют по (Презентация Слайд 6 ) - Какие элементы в соединениях мы встречаем в повседневной жизни ? - На ваш взгляд какой элемент самый необходимый? - Почему? (Презентация Слайд 7 ) - Какую цель ставим на урок? |
Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы. Выполняют задание в ПТ Устно отвечают на вопросы. Мы знаем об этих элементах из курса химии за 8 класс .
|
В) |
Изучение нового материала. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обсудить проект решения учебной задачи , сделать анализ и сравнение ХЭ, на практике применить полученные знания. Цель, которую хочет достичь учитель: рассмотреть распространненость ХЭ галогенов в природе, охарактеризовать галогены по составу, строению, свойствам. Методы: учебный диалог, моделирование, опора на жизненный опыт, беседа с демонстрацией средств наглядности, самостоятельная работа с текстом, выполнение письменных работ. |
- Сейчас мы заслушаем интересные факты открытия галогенов, которые подготовили учащиеся.(Презентация Слайд 8-11 ) Ребята рассказали нам о четырех галогенах, остался Астат проводится беседа об Астате ( Презентация слайд12 ) Данный элемент «открывали» много раз и давали разные названия: алабамий (1932 г.) в честь штата в США, где предполагали, что он был обнаружен в монацитовом песке; гельвеций (в честь Швейцарии), англогельвеций, дакин (от названия древней страны даков в Северной Европе), лептин (в переводе с греческого «слабый») и т. д. Однако первое достоверное сообщение о его открытии сделали физики, занятые синтезом новых элементов. На циклотроне Калифорнийского университета Д. Корсон, К. Мак-Кензи и Э. Сегре облучили альфа-частицами мишень из висмута. При этом получили новый элемент. Его нет в природе. Этот радиоактивный элемент из семейства галогенов назван «астат», что в переводе означает «неустойчивый». О нем известно очень мало. Установлено, что он может существовать в шести валентных состояниях: от -1 до +7 (аналог иода). Как и иод, он хорошо растворяется в большинстве органических растворителей. Подобно иоду, он концентрируется в щитовидной железе и может быть использован для лечения заболевания щитовидной железы более эффективно, чем иод. В каком виде находятся галогены в природе? Презентация Слайд 13-14____) Для ответа на этот вопрос посмотрим презентацию: - Как выдумаете, почему галогены называют еще «солероды»? (Презентация Слайд 15_) Вспомним правила работы в парах . После прослушанных сообщений сделаем карточку – схему Работа в парах. Заполненная на слайде карточка – схема (Презентация Слайд _16_)
Представление презентации «Химические свойства галогенов» (Презентация Слайд 17-22_) - По ходу презентации составляете и записываете уравнения реакций зад.4 стр.113 – 114 в ПТ. 1. 2 Na + Г2 = 2 NaГ 2. Ca + Г2= CaГ2 При прохождении тем «Щелочные и щелочноземельные металлы мы уже познакомились с данными химическими реакциями) слабые учащиеся могут воспользоваться учебником стр.163-164, чтобы правильно записать химические реакции. 3 2Fe + 3 Г2 =2 FeГ3 4. H2 + Cl2 = 2HCl Предположите, какой цвет будет иметь мокрая лакмусовая бумажка? Демонстрация реакции лакмусовой бумаги и соляной кислоты. Какая среда? 5.Br2 + 2KI = 2KBr + I2 Более активные галогены могут вытеснять менее активные из растворов их солей. Так хлор будет вытеснять бром и йод, а бром может вытеснить йод. 6. Фтор в силу своей активности не обладает этим свойством, так как он будет взаимодействовать с водой, а не с солью и будет окислять кислород. Ваимодействие фтора с водой : 2F2 + 2H2O = 4HF + 02 Здесь кислород – восстановитель и продукт горения.
Рассмотрим применение галогенов , на примере хлора . (Презентация Слайд 23_) выполним в ПТ зад.7 стр.115 Физминутка – релаксация Когда вы зашли в класс наверное вы заметили , то по нашему классу разлетелись снежинки попробуйте сейчас глазами найти снежинки - галогены….нашли? закройте глаза и представьте , что эти снежинки разлетелись кружась по полю ( звучит релаксационная музыка) Отдохнули ? приступим к закреплению материала. |
Зачитывают сообщения 1.Фтор ( Презентация 8 слайд) 2.Хлор( Презентация 9 слайд) 3.Бром( Презентация 10 слайд) 4.Йод ( Презентация 11 слайд) Смотрят презентацию Ответ учащихся : ( в виде солей, минералов) Совместная работа, обсуждение, заполнение схемы, проверка заполненной схемы. Выполнение задания в рабочей тетради Ответ учащихся : ( кислая т.к. цвет изменился на малиновый) Выполняют задание в ПТ Выполняют глазами движения. Закрывают глаза, слушают музыку. |
3 |
Закрепление учебного материала Цель, которая должна быть достигнута учащимися: зафиксировать новое знание во внешней Установить уровень осмысления учащимися полученных знаний Цель, которую ставит перед собой учитель: - установить уровень осмысления учащимися полученных знаний. Задачи: -развитие умений применять - зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности. Методы: репродуктивные, расшифровка, ситуация успеха. Словесно –наглядно - практические |
Первичное закрепление во внешней речи. Проверим. - Достигли ли мы цели урока? - А какую цель дальше себе поставим? Для закрепления изученного материала отгадаем кроссворд ( Презентация Слайд 24 ).
По горизонтали : 1.Радиактивный элемент, может быть получен только искусственно. 2. Ядовитый газ, раздражающий слизистые оболочки даже в очень малых дозах. 3.Вещество, служащее реактивом на йод. 4. Группа химических элементов, у которых на внешнем уровне 7 электронов. 5. Самый активный из галогенов, вода горит в нем фиолетовым цветом. 6. Галоген – в жидком состоянии. 7. Галоген , антисептик. По вертикали если верно угадали , вы все слова : 8.Перевод слова «галогены» с греческого языка. Проверь себя (Презентация Слайд 25_) |
Применить новые знания на практике. Отвечают на вопросы. Отгадывают кроссворд. Проверяют реакции. |
4 |
Рефлексия Цель, которая должна быть достигнута учащимися: зафиксировать новое содержание, осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса Цель, которую ставит перед собой учитель: организация рефлексии и самооценки обучающимися собственной учебной деятельности. |
Итог. - Какое значение имеют галогены? - Какую цель ставили на уроке? - Удалось ли достичь поставленной цели? - Какой вид работы вам больше всего понравился? |
Ответы детей |
5 |
Домашнее задание Цель, которая должна быть достигнута учащимися: закрепить пройденный материал, правильно выполнить домашнее задание. Цель, которую хочет достичь учитель: сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику выполнения Методы : Словесные |
- § 18 ПТ стр.116 – 117 зад.1 – 5 , по желанию зад.8 Инструктирую, проверяю, как учащиеся поняли содержание работы Презентация Слайд 26_) |
Слушают, записывают, задают вопросы |
Дата: 04.12. 2013 г.
Члены экспертной группы: _________________
________________