Технологическая карта урока «Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений» (Химия, 9 класс)

6
0
Материал опубликован 4 November 2017 в группе

Тема урока: Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению биологического значения, применения галогенов и их соединений.

Задачи:

Образовательные: продолжить формировать у учащихся представление о биологической роли, областях применения галогенов и их соединений;

Развивающие: расширить представление о галогенах; развивать химический язык, культуру речи.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету, повысить мотивацию к урокам химии.

Тип урока: изучение и закрепления новых знаний.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Структура урока:

Организационный момент (3 мин.)

Изучение нового материала (15 мин.)

Закрепление знаний (20 мин.)

Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Приветствие детей, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

2. Изучение нового материала

На прошлых занятиях вы узнали, что такое галогены, а также познакомились с их свойствами.

Так что же такое галогены?

Сегодня на уроке мы разберем тему «Получение галогенов и их биологическое значение».

Получение. В промышленности фтор и хлор получают электролизом, расплавов или растворов их солей.

Процесс электролиза расплава хлорида натрия можно отразить уравнением:

При получении хлора электролизом раствора хлорида натрия кроме хлора образуется также водород и гидроксид натрия:

В лаборатории хлор получают взаимодействием соляной кислотой с оксидом марганца:

Бром и иод получают в промышленности по реакции вытеснения их хлором соответственно из бромидов и иодидов:

Биологическое значение.

Фтор: построение зубной эмали и костей, необходимый элемент в процессах обмена веществ в железах, мышцах и нервных клетках.

Хлор: обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Содержится в плазме крови, желудочный сок (HCl).

Основной источник хлора – поваренная соль NaCl. Ежедневная норма потребления поваренной соли 20г.

Бром: регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы.

Йод: отвечает за выработку гормона щитовидной железы, мускульное возбуждение, биение сердца, аппетит, пищеварение, работу мозга, темперамент человека.

Промышленное использование.

Фтор – ядерная промышленность, электроника, производство тефлоновой пластмассы.

Хлор – отбеливание ткани и бумаги, производство пластмасс, каучука, красителей, растворителей, ядохимикатов, обеззараживание питьевой воды, для получения редких металлов из руд (титан, ниобий, тантал), токсины.

Бромид серебра применяют в фотографии.

Бромид натрия добавляют в дубильные растворы для получения более твердой кожи.

Из прозрачных кристаллов KBr делают линзы, которые великолепно пропускают инфракрасные лучи и применяются в приборах ночного видения.

Йод фармацевтическая и химическая промышленности, производство светочувствительных материалов.

Галогены – элементы VII А группы – фтор (F), хлор (Cl), бром (Br) и йод (I). Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня галогенов ns2np5.

Степени окисления галогенов: от «-1» до «+7». Единственный элемент группы галогенов – фтор – проявляет только одну степень окисления «-1» и является самым электроотрицательным элементом.

2NaCl →2Na+Cl2

Расплав

2NaCl+2H2OH2↑+Cl2↑+2NaOH

MnO2+4HCl=MnCl2+Cl2↑+2H2O

2KBr+Cl2=Br2+2KCl

2KI+Cl2=I2+2KCl

3. Закрепление знаний

Задание 1. Какое количество алюминия потребуется для реакции с соляной кислотой, взятой в избытке, чтобы получить 5,6 л водорода (н.у.)?

Задание 2.

Рассчитайте объем хлора (н. у.), который прореагировал с иодидом калия, если при этом образовался иод массой 508 г.

Задание 3. Решите цепочки уравнений:

Cl2→NaClO3→NaClO4→HClO4→ClO2→NaCl

J2→HJ→HJO3→J2→HJO

HClCl2KClO3KClHClNH4ClNaClAgCl

Cl2HClCuCl2ZnCl2AgCl

Задание 4. Составьте уравнения следующих реакций:

FеSО4 + КClO3 + Н2SО4 → …

FеSО4 + КClO3 + КОН + H2O→ …

I2 + Ва(ОН)2 → …

КВr + КВrО3 + Н24 → …

Задание 1.

Решение: Запишем уравнение реакции:

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

По уравнению количество вещества алюминия – 1 моль, а водорода – 3 моль. Тогда объем водорода, рассчитанный по уравнению:

V(H2)=v(H2)×Vm=3×22,4 = 67,2 л

Составим пропорцию:

2 моль Al — 67,2 л H2

х моль Al — 5,6 л H2

х=2×5,6/67,2=0,17

v(Al)=0,17 моль

Ответ: Количество вещества алюминия 0,17 моль

Задание 2. Решение:

Ответ:

Задание 3.

1)3Cl2+6NaOH=NaClO3+5NaCl+3H2O

2)10NaClO3=4NaClO4+3O2+4NaCl

3)NaClO4+HCl=HClO4+NaCl

4)4HClO4=4ClO2+3O2+2H2O

5)8ClO2+8NaOH=3NaCl+5NaClO4+4H2O

1)J2+ H2 =HJ

2)HJ+H2SO3=HJO3+H2S

3)HJO3+KJ+H2O=J2+KOH

4)J2+Cl2+H2O=HJO+HCl

1)4HCl + MnO2 = Cl2 + MnCl2 + 2H2O

2)3Cl2 + 6KOH = KClO3 + 5KCl + 3H2O

3)2KClO3 = 2KCl + 3O2

4)KCL +HNO3 = KNO3 + HCl

5)HCl + NH3 = NH4Cl

6)NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3+H2O

7)NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3

1)Cl2+H2=2HCl

2)2HCl+Cu(OH)2=CuCl2+2H2O

3)CuCl2+Zn=Cu↓+ZnCl2

4)ZnCl2+2AgNO3=2AgCl↓+Zn(NO3)2

Задание 4.

6FеSО4 + КClO3 + 3Н24 = 3Fе2(SО4)3 + КСl + 3Н2О

6FеSО4 + КClO3 + 12КОН + 3Н2О = 6Fе(ОН)3↓ + КСl + 6К2SO4

6I2 + 6Ва(ОН)2 = 5ВаI2 + Ва(IO3)2 + 6Н2О

5КВr + КВrО3 + 3Н24 = 3Вr2 + 3К24 + 3Н2О

4. Домашнее задание

§24 упр.1-3, *4

Записывают в дневник.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.