Технологическая карта урока «Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений» (Химия, 9 класс)
Тема урока: Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению биологического значения, применения галогенов и их соединений.
Задачи:
Образовательные: продолжить формировать у учащихся представление о биологической роли, областях применения галогенов и их соединений;
Развивающие: расширить представление о галогенах; развивать химический язык, культуру речи.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету, повысить мотивацию к урокам химии.
Тип урока: изучение и закрепления новых знаний.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
Структура урока:
Организационный момент (3 мин.)
Изучение нового материала (15 мин.)
Закрепление знаний (20 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
1. Организационный момент |
||
Приветствие детей, отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя. |
|
2. Изучение нового материала |
||
На прошлых занятиях вы узнали, что такое галогены, а также познакомились с их свойствами. Так что же такое галогены? Сегодня на уроке мы разберем тему «Получение галогенов и их биологическое значение». Получение. В промышленности фтор и хлор получают электролизом, расплавов или растворов их солей. Процесс электролиза расплава хлорида натрия можно отразить уравнением: При получении хлора электролизом раствора хлорида натрия кроме хлора образуется также водород и гидроксид натрия: В лаборатории хлор получают взаимодействием соляной кислотой с оксидом марганца: Бром и иод получают в промышленности по реакции вытеснения их хлором соответственно из бромидов и иодидов: Биологическое значение. Фтор: построение зубной эмали и костей, необходимый элемент в процессах обмена веществ в железах, мышцах и нервных клетках. Хлор: обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Содержится в плазме крови, желудочный сок (HCl). Основной источник хлора – поваренная соль NaCl. Ежедневная норма потребления поваренной соли 20г. Бром: регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Йод: отвечает за выработку гормона щитовидной железы, мускульное возбуждение, биение сердца, аппетит, пищеварение, работу мозга, темперамент человека. Промышленное использование. Фтор – ядерная промышленность, электроника, производство тефлоновой пластмассы. Хлор – отбеливание ткани и бумаги, производство пластмасс, каучука, красителей, растворителей, ядохимикатов, обеззараживание питьевой воды, для получения редких металлов из руд (титан, ниобий, тантал), токсины. Бромид серебра применяют в фотографии. Бромид натрия добавляют в дубильные растворы для получения более твердой кожи. Из прозрачных кристаллов KBr делают линзы, которые великолепно пропускают инфракрасные лучи и применяются в приборах ночного видения. Йод – фармацевтическая и химическая промышленности, производство светочувствительных материалов. |
Галогены – элементы VII А группы – фтор (F), хлор (Cl), бром (Br) и йод (I). Электронная конфигурация внешнего энергетического уровня галогенов ns2np5. Степени окисления галогенов: от «-1» до «+7». Единственный элемент группы галогенов – фтор – проявляет только одну степень окисления «-1» и является самым электроотрицательным элементом. 2NaCl →2Na+Cl2 Расплав 2NaCl+2H2O→H2↑+Cl2↑+2NaOH MnO2+4HCl=MnCl2+Cl2↑+2H2O 2KBr+Cl2=Br2+2KCl 2KI+Cl2=I2+2KCl |
|
3. Закрепление знаний |
||
Задание 1. Какое количество алюминия потребуется для реакции с соляной кислотой, взятой в избытке, чтобы получить 5,6 л водорода (н.у.)? Задание 2. Рассчитайте объем хлора (н. у.), который прореагировал с иодидом калия, если при этом образовался иод массой 508 г. Задание 3. Решите цепочки уравнений: Cl2→NaClO3→NaClO4→HClO4→ClO2→NaCl J2→HJ→HJO3→J2→HJO HCl →Cl2→KClO3→KCl→HCl→NH4Cl→NaCl→AgCl Cl2→HCl→CuCl2→ZnCl2→AgCl Задание 4. Составьте уравнения следующих реакций: FеSО4 + КClO3 + Н2SО4 → … FеSО4 + КClO3 + КОН + H2O→ … I2 + Ва(ОН)2 → … КВr + КВrО3 + Н2SО4 → … |
Задание 1. Решение: Запишем уравнение реакции: 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2↑ По уравнению количество вещества алюминия – 1 моль, а водорода – 3 моль. Тогда объем водорода, рассчитанный по уравнению: V(H2)=v(H2)×Vm=3×22,4 = 67,2 л Составим пропорцию: 2 моль Al — 67,2 л H2 х моль Al — 5,6 л H2 х=2×5,6/67,2=0,17 v(Al)=0,17 моль Ответ: Количество вещества алюминия 0,17 моль Задание 2. Решение: Ответ: Задание 3. 1)3Cl2+6NaOH=NaClO3+5NaCl+3H2O 2)10NaClO3=4NaClO4+3O2+4NaCl 3)NaClO4+HCl=HClO4+NaCl 4)4HClO4=4ClO2+3O2+2H2O 5)8ClO2+8NaOH=3NaCl+5NaClO4+4H2O 1)J2+ H2 =HJ 2)HJ+H2SO3=HJO3+H2S 3)HJO3+KJ+H2O=J2+KOH 4)J2+Cl2+H2O=HJO+HCl 1)4HCl + MnO2 = Cl2 + MnCl2 + 2H2O 2)3Cl2 + 6KOH = KClO3 + 5KCl + 3H2O 3)2KClO3 = 2KCl + 3O2 4)KCL +HNO3 = KNO3 + HCl 5)HCl + NH3 = NH4Cl 6)NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3+H2O 7)NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3 1)Cl2+H2=2HCl 2)2HCl+Cu(OH)2=CuCl2+2H2O 3)CuCl2+Zn=Cu↓+ZnCl2 4)ZnCl2+2AgNO3=2AgCl↓+Zn(NO3)2 Задание 4. 6FеSО4 + КClO3 + 3Н2SО4 = 3Fе2(SО4)3 + КСl + 3Н2О 6FеSО4 + КClO3 + 12КОН + 3Н2О = 6Fе(ОН)3↓ + КСl + 6К2SO4 6I2 + 6Ва(ОН)2 = 5ВаI2 + Ва(IO3)2 + 6Н2О 5КВr + КВrО3 + 3Н2SО4 = 3Вr2 + 3К2SО4 + 3Н2О |
|
4. Домашнее задание |
||
§24 упр.1-3, *4 |
Записывают в дневник. |