Урок по химии в 9 классе «Галогены»
Урок химии в 9 классе. «____»_______________ 20____ г.
Галогены.
Цель. Дать общую характеристику галогенам.
Задачи урока:
Образовательные: повторить строение атомов простых веществ на примере галогенов; изучить физические свойства галогенов; закрепить знания о химических свойствах неметаллов на примере химических свойств галогенов, показать биологическую роль и применение галогенов.
Развивающие: развивать умение формировать высказывания, суждения, делать предложения; развитие умственной деятельности: умений обобщать, делать выводы; развивать умение анализировать информацию, делать выводы на основании своих наблюдений; формирование устной речи: формулирование вопроса и ответа на вопрос.
Воспитательные: продолжить формирование нравственных, трудовых и личностных качеств – ответственное отношение к учебному труду, собранность, усердие..
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Опишите положение водорода в Периодической системе Д.И. Менделеева.
Объясните, почему водород записан в Периодической системе Д.И. Менделеева в двух противоположных по свойствам группах химических элементов.
Напишите уравнения реакций водорода со следующими веществами: О2, V2O5, Ca. Разберите уравнения реакций с окислительно-восстановительной точки зрения.
Вычислите объем водорода (н.у.) , который потребуется для восстановления 928 кг оксида вольфрама(IV), содержащего 25% примесей. Вычислите количество вещества металла, которое получится при этом.
Изучение новой темы.
Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Неметаллы». Сегодняшний урок будет посвящен изучению самых активных неметаллов. Попробуйте определить, о каком химическом элементе идет речь.
Угадай элемент:
· Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали. Его соединения добавляют в зубную пасту. (Фтор)
· Его слабый запах можно ощущать в водопроводной воде (им обеззараживают воду) и при применении отбеливателя. (Хлор)
· Каждый пользовался спиртовой настойкой этого вещества как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством. ( Йод)
· Его соединения применяют в фотографии в качестве светочувствительного вещества. Многие соединения обладают успокоительным действием. (Бром)
· Самый долгоживущий изотоп имеет период полураспада всего 8,3 ч. (Астат)
– К какому семейству относят названные вещества? (Галогены. «Рождающие соли»)
Тема урока сегодня «Галогены».
Характеристика химических элементов, на основании положения в ПСХЭ.
Химический знак (1 вариант – фтор, 2 вариант – хлор, 3 вариант – бром, 4 вариант – йод)
Положение в ПС.
Состав ядра атома.
Укажите общее число электронов и число электронов на внешнем энергетическом уровне.
Степени окисления.
Высший оксид и его характер.
Водородное соединение.
Вывод.Все элементы находятся в 7 группе, главной подгруппе. все атомы содержат на внешнем энергетическом уровне 7 ē, являются сильными окислителями (ст. ок. -1). Хлор, бром, йод – проявляют восстановительные свойства, т.к. могут проявлять положительную степень окисления.
Объяснить характер изменений (увеличение или усиление) или (уменьшение или ослабление) в подгруппе галогенов с ростом:
- порядкового номера;
- заряда ядра атома;
- количества электронов на внешнем слое;
- радиус атома;
- неметаллические свойства;
- окислительные свойства;
- электроотрицательность.
Вывод: В 7 группе главной подгруппе увеличивается радиус атома, ослабевают окислительная способность, неметаллические свойства, уменьшается электроотрицательность, поэтому фтор самый сильный неметалл.
Упражнение. Впишите знак <,> или = вместо *
Заряд ядра: Cl * Br , I * F, Cl * P
Число электронных слоев: Cl * Br , I * F, Cl * P
Число электронов на внешнем уровне: Cl * Br , I * F, Cl * P
Радиус атома: Cl * Br , I * F, Cl * P
Окислительные свойства: Cl * Br , I * F, Cl * P
Составьте формулы простых веществ галогенов. Определите вид связи в галогенах. Рассмотрите ее образование на примере фтора. Сколько неспаренных электронов содержит атом фтора, сколько общих электронных пар содержит молекула фтора. Определите тип кристаллической решетки.
Физические свойства (анализ таблицы 7 стр. 105.
Вывод: С увеличением относительной молекулярной массы веществ увеличивается температура кипения и температура плавления. Все простые вещества – галогены имеют молекулярную кристаллическую решётку, которая оказывает влияние на агрегатное состояние молекул, поэтому фтор и хлор -газы, бром – жидкость, а йод – твёрдое вещество, но для йода характерно такое физическое явление как возгонка, т.е. переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. При возгонке в нагреваемой части прибора кристаллическое вещество испаряется, а в охлажденной снова конденсируется.
5) Химические свойства
А) Взаимодействие галогенов с металлами (с хлором, медью, сурьмой).
Б) Взаимодействие с водородом
H2 + F2 = 2HF + Q (со взрывом)
H2 + Cl2 = 2HCl + Q (на свету)
H2 + Br2 = 2HBr + Q
H2 + I2 = 2HI – Q
В) Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.
Окислительная способность галогенов снижается в ряду Cl2 → Br2 →I2
Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.
– Почему для фтора эта реакция нехарактерна? (так как данная реакция протекает в растворе, а фтор взаимодействует с водой, вытесняя из нее кислород)
2F2 + 2H2O = 4HF + O2
– А йод способен вытеснить другие галогены? (Нет)
Закрепление.
Упражнение. Приведите уравнения реакций
1 вариант. Брома с веществами: H2, NaI, Fe, P.
2 вариант. Хлора с веществами: Mg, HBr, Si, H2.
3 вариант. Йода с веществами: Li, Na2S, Si, H2
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание. § 18 упр.1, 4 стр. 110