12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Олифирова Ольга Владимировна2077
В школе работаю девятнадцатый год. Преподаю химию и биологию. Увлекаюсь комнатными растениями. Нравится осваивать различные творческие технологии и обучать данными технологиями детей. Сейчас осваиваем модульное оригами.
Россия, Забайкальский край, Чита

Урок химии в 9 классе. «____»_______________ 20____ г.

Галогены.

Цель. Дать общую характеристику галогенам.

Задачи урока:

 Образовательные: повторить строение атомов простых веществ на примере галогенов; изучить физические свойства галогенов; закрепить знания о химических свойствах неметаллов на примере химических свойств галогенов, показать биологическую роль и применение  галогенов.

Развивающие: развивать умение формировать высказывания, суждения, делать предложения; развитие умственной деятельности: умений обобщать, делать выводы; развивать умение анализировать информацию, делать выводы на основании своих наблюдений; формирование устной речи: формулирование вопроса и ответа на вопрос.

Воспитательные: продолжить формирование нравственных, трудовых и личностных качеств – ответственное отношение к учебному труду, собранность, усердие..

Ход урока:

Организационный момент

Проверка домашнего задания.

Опишите положение водорода в Периодической системе Д.И. Менделеева.

Объясните, почему водород записан в Периодической системе Д.И. Менделеева в двух противоположных по свойствам группах химических элементов.

Напишите уравнения реакций водорода со следующими веществами: О2, V2O5, Ca. Разберите уравнения реакций с окислительно-восстановительной точки зрения.

Вычислите объем водорода (н.у.) , который потребуется для восстановления 928 кг оксида вольфрама(IV), содержащего 25% примесей. Вычислите количество вещества металла, которое получится при этом.

Изучение новой темы.

Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Неметаллы».  Сегодняшний урок будет посвящен изучению самых активных неметаллов.  Попробуйте определить, о каком химическом элементе идет речь.

Угадай элемент:

·         Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали. Его соединения добавляют в зубную пасту. (Фтор)

·         Его слабый запах можно ощущать в  водопроводной воде (им обеззараживают воду)  и при применении отбеливателя. (Хлор)

·         Каждый пользовался спиртовой настойкой  этого вещества как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством. ( Йод)

·         Его соединения применяют в фотографии в качестве светочувствительного вещества. Многие соединения обладают успокоительным действием. (Бром)

·          Самый долгоживущий изотоп  имеет период полураспада всего 8,3 ч. (Астат)

К какому семейству  относят названные вещества? (Галогены. «Рождающие соли»)

Тема  урока сегодня «Галогены».

Характеристика химических элементов, на основании положения в ПСХЭ.

Химический знак (1 вариант – фтор, 2 вариант – хлор, 3 вариант – бром, 4 вариант – йод)

Положение в ПС.

Состав ядра атома.

Укажите общее число электронов и число электронов на внешнем энергетическом уровне.

Степени окисления.

Высший оксид и его характер.

Водородное соединение.

Вывод.Все элементы находятся в 7 группе, главной подгруппе. все атомы содержат на внешнем энергетическом уровне 7 ē, являются сильными окислителями (ст. ок. -1). Хлор, бром, йод – проявляют восстановительные свойства, т.к. могут проявлять положительную степень окисления.

Объяснить характер изменений (увеличение или усиление) или (уменьшение или ослабление) в подгруппе галогенов с ростом:

- порядкового номера;

- заряда ядра атома;

- количества электронов на внешнем слое;

- радиус атома;

- неметаллические свойства;

- окислительные свойства;

- электроотрицательность. 

Вывод: В 7 группе главной подгруппе увеличивается радиус атома, ослабевают окислительная способность, неметаллические свойства, уменьшается электроотрицательность, поэтому фтор самый сильный неметалл.


 

Упражнение. Впишите знак <,> или = вместо *

Заряд ядра: Cl * Br , I * F, Cl * P

Число электронных слоев: Cl * Br , I * F, Cl * P

Число электронов на внешнем уровне: Cl * Br , I * F, Cl * P

Радиус атома: Cl * Br , I * F, Cl * P

Окислительные свойства: Cl * Br , I * F, Cl * P

Составьте формулы простых веществ галогенов. Определите вид связи в галогенах. Рассмотрите ее образование на примере фтора. Сколько неспаренных электронов содержит атом фтора, сколько общих электронных пар содержит молекула фтора. Определите тип кристаллической решетки.

Физические свойства (анализ таблицы 7 стр. 105.

Вывод: С увеличением относительной молекулярной массы веществ увеличивается температура кипения и температура плавления. Все простые вещества – галогены имеют молекулярную кристаллическую решётку, которая оказывает влияние на агрегатное состояние молекул, поэтому фтор и хлор -газы, бром – жидкость, а йод – твёрдое вещество, но для йода характерно такое физическое явление как возгонка, т.е. переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. При возгонке в нагреваемой части прибора кристаллическое вещество испаряется, а в охлажденной снова конденсируется.

5) Химические свойства

А) Взаимодействие галогенов с металлами (с хлором, медью, сурьмой).

Б) Взаимодействие с водородом  

H2 + F2  = 2HF + Q (со взрывом)
H
2 + Cl2  = 2HCl  + Q (на свету)
H
2 + Br2 = 2HBr + Q
H
2 + I2  = 2HI – Q

В) Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.

Окислительная способность галогенов снижается в ряду Cl2 →  Br2  →I2
Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.

Почему для фтора эта реакция нехарактерна? (так как данная реакция протекает в растворе, а фтор  взаимодействует с  водой, вытесняя из нее кислород)

2F2  +  2H2O  =   4HF  +  O2 

А йод способен вытеснить другие галогены? (Нет)

Закрепление.

Упражнение. Приведите уравнения реакций

1 вариант. Брома с веществами: H2, NaI, Fe, P.

2 вариант. Хлора с веществами: Mg, HBr, Si, H2.

3 вариант. Йода с веществами: Li, Na2S, Si, H2

Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание. § 18 упр.1, 4 стр. 110

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.