СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Замурий Ирина Владимировна882
Учитель химии с 35-летним стажем.
Украина
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Урок в 9 классе по теме «Галогены. Хлор».

Цели урока:

1.образовательные:

способствовать формированию знаний о строении атомов, физических и химических свойствах галогенов как типичных неметаллов на примере хлора;

2. развивающие:

продолжить развитие элементов информационной компетентности обучающихся, проявляющейся в умении получения и обработки информации из различных, в том числе компьютерных, информационных источников для решения учебных задач. Развитие критического мышления, способности к рефлексии; принятия на себя ответственности за получаемое образование; умения анализировать;

3.воспитательные:

создавать условия для формирования навыков устной и письменной речи с применением средств ИКТ, воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда;

Задачи:

На основании знания периодического закона, основных закономерностей изменения свойств элементов, простых веществ в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, теории строения вещества продолжить формирование понимания зависимости между строением, свойствами и применением на примере галогенов.

Продолжить формирование таких понятий, как ковалентная связь, электроотрицательность, степень окисления, химический элемент, окислительно – восстановительные реакции.

способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком;

развить навыки наблюдения, выявления ошибок, решения задач, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы;

содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.

показать связь изучаемой темы с жизнью.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковые,  словесно – наглядные, репродуктивные.        

Контроль результатов обучения:  индивидуальный, групповой.

Оборудование:  ПК, презентация «Галогены», Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Структура урока

Организационный момент

Ориентировочно – мотивационный момент

Изучение нового материала

Закрепление материала (тестирование)

Рефлексия

Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент

Цель этапа: создание положительных эмоций и проверка готовности обучающихся к уроку

Ориентировочно – мотивационный момент

Определение темы урока:

Ребята! На прошлом уроке мы дали общую характеристику неметаллов, а теперь мы переходим к изучению конкретных семейств и самих неметаллов. О каких же элементах и веществах мы сегодня будем говорить? Отгадайте слова и давайте мы их запишем в столбик. При этом первые буквы выделим другим цветом.

ГАЗООБРАЗНОЕ агрегатное состояние водорода?

Азот элемент № 7

ЛЕГКИЙ водород – это самый …. газ

Оксид бинарное соединение с кислородом

ГОРЕНИЕ реакции соединения с кислородом с выделением тепла и света?

ЕВРОПИЙ элемент, названный в честь части света

Неон инертный газ находится во 2 периоде

Дети называют тему урока. Среди галогенов более распространен в природе – хлор. Записываем тему урока.

Опираясь на алгоритм изучения элементов, определяют цели урока:

-положение галогенов в ПСХЭ Д.И.Менделеева;

- нахождение хлора в природе;

- строение, физические и химические свойства хлора;

- применение хлора.

Сегодня мы проведем урок таким образом, что новый материал вы будете изучать самостоятельно и в учебнике будете искать ответы на вопросы. Этот материал вы будете рассказывать другим. Будьте внимательны на уроке, ведь в конце урока будет письменный опрос. Поэтому на столе у каждого лежат задания, которые вы будете выполнять в конце урока и задания, которые будем рассматривать в течение урока. Каждый получит оценку, а наиболее активные могут получить еще одну.

Отгадайте загадку:

Я, конечно очень нужен.

Без меня не сваришь ужин,

Не засолишь огурца,

Не заправишь холодца.

Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.

Если льет слеза из глаза,

Вкус припомнишь мой ты сразу.

Ребята! О каком веществе я говорю.

Создание проблемной ситуации.

В чем связь между галогенами и солью?

Правильно. Групповое название галогены (рождающие соли) связано с тем, что большинство их соединений с металлами, подобно хлоридам, представляют собой типичные соли.

Запишем! Галогены – солеобразующие (солеродные).

Какие элементы относятся к галогенам?

Вам было предложено найти в интернете перевод с греческого названия галогенов и несколькими предложениями охарактеризовать отличительные особенности данного галогена.

Изучение нового материала.

Фтор- химический элемент с атомным номером 9. Название фтор при переводе с греческого «разрушающий». В свободном состоянии зеленовато – желтый газ с характерным запахом и необыкновенной химической активностью. Горячая вода сгорает в его струе с выделением кислорода, асбест, кирпич и даже «благородные газы» сгорают при нагревании, мышьяк самовоспламеняется при обычной температуре. При неосторожном обращении с ним разрушаются зубы, обезображиваются ногти, возникает хрупкость сосудов. Однако в малых дозах он полезен, укрепляет зубную эмаль.

Хлор – галоген с атомным номером 17. При переводе с греческого «желто-зеленый». В свободном состоянии это ядовитый газ желто-зеленого цвета. Во время первой мировой войны 22 апреля 1915 года у города Ипр во Фландрии немцы его использовали при наступлении. Они открыли 6000 баллонов с хлором. В течение 5 минут образовалось огромное желто-зеленое облако, которое с помощью ветра медленно поплыло к англо-французским окопам. Первая в мире газовая атака застала англичан врасплох. Пострадали почти 15 тыс. человек, из них 5 тысяч погибли. По злой иронии судьбы спустя 2 года в районе того же Ипра немцы применили другое отравляющее вещество - иприт, производное хлора. Такое опасное применение люди нашли хлору.

Бром – элемент с атомным номером 35. В переводе с греческого «зловонный». Единственный неметалл жидкий при комнатной температуре. Тяжелая красно-бурая жидкость с неприятным запахом. Бром и его пары токсичны. Со времен Первой мировой войны его используют для производства боевых отравляющих веществ. Работать с бромом можно только под тягой в маске и в резиновых перчатках.

Иод имеет порядковый номер 53. Назван от слова фиалка, фиолетовый. Иод единственный из галогенов находится в твердом состоянии при нормальных условиях. Красивые темно-синие кристаллы похожи на графит. При нагревании иод сублимирует (возгоняется), превращаясь в пары фиолетового цвета, при охлаждении пары йода кристаллизируются, минуя жидкое состояние.

Астат – химический элемент с атомным номером 85. При переводе с греческого неустойчивый. Самый редкий природный элемент периодической системы, поэтому был синтезирован искусственно еще до того как был обнаружен в природе.

Я самый редкий на Земле,

Ну что сказать вам обо мне,

Меня всего шестнадцать сотых грамм,

За это в книгу Гинесса попал.

Астат был получен только в XX веке, когда остальные галогены были открыты значительно раньше. Хлор в 1774 году, остальные в IXX веке. Вот у этих старожилов и разгорелся спор.

Хлор хвалился: «Нет мне равных!»

Галоген я самый главный.

Зря болтать я не люблю,

Все на свете отбелю.

Иод красой своей гордился,

Твердым был, но испарился.

Фиолетовый как ночь

Далеко умчался прочь.

Бром разлился океаном,

Хоть зловонным, но румяным.

Бил себя он грозно в грудь:

«Я ведь бром! Не кто-нибудь».

Фтор молчал и думал:

«Эх! Ведь приду окислю всех».

Нам придется разобраться в вопросах:

- какой из галогенов самый активный?

- что общего в строении атомов галогенов и в чем отличия? (число электронов и число энергетических слоев)

- чем объяснить окислительные способности галогенов, и какой галоген проявляет их в большей степени?

Чтоб ответить на вопросы необходимо обратиться к ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Этими вопросами будет заниматься учащиеся первого ряда.

Учащиеся второго ряда будут рассматривать нахождение хлора в природе и физические свойства хлора.

Учащиеся третьего ряда изучают химические свойства хлора.

У вас на парте лежат вопросы, на которые вы должны найти ответы в учебнике, прочитав соответствующий материал.

1 группа. с. 43-44 ( до нахождения в природе).

Где находятся галогены в периодической системе?

Что общего у них в строении атома?

Сколько электронов им не хватает до завершения?

По сравнению с атомами других элементов своего периода каким радиусом обладают атомы галогенов и сколько неспаренных электронов имеют?

Как атомы галогенов завершают последний электронный слой?

Какая степень окисления характерна для галогенов? Они являются сильными окислителями или восстановителями?

В чем различие в строении атомов галогенов? Как изменяются неметаллические свойства, электроотрицательность галогенов в группе с увеличением порядкового номера?

Какой неметалл является самым активным? Какую степень окисления он проявляет?

Какие степени окисления может проявлять хлор?

2 группа. с.44 -45, 49 (физические свойства).

Как встречается хлор в природе?

Назовите важнейшие соединения хлора?

Из какого количества атомов состоят галогены?

Какая связь в молекуле хлора? Напишите электронную формулу молекулы хлора.

Какая кристаллическая решетка у хлора?

Какие физические свойства хлора?

Как хранят и транспортируют хлор?

3 группа. с. 49-50

С какими веществами реагирует хлор?

С какими простыми веществами реагирует хлор?

Напишите уравнения реакций взаимодействия хлора с а) натрием, б) железом, в) сурьмой, г) водородом. Укажите степени окисления элементов и условия протекания реакций.

4 группа. с. 50, 46 (после важнейшей информации).

С какими сложными веществами реагирует хлор?

Как хлор реагирует с водой? Напишите уравнения реакции. Опишите ее.

Какие галогены вытесняют другие галегены из соединений?

Напишите уравнения рекции:

а) Сl2 + KBr = б) Cl2 + NaI =

Ребята готовятся 10 минут. Затем отвечают на вопросы и учащиеся составляют конспект.

Вместе рассматриваем применение хлора рис 11 с. 52

Закрепление материала.

I вариант.

1. Где расположены галогены в периодической системе?

2. Переведите с греческого языка галогены.

3. Сколько электронов на последнем энергетическом уровне у галогенов?

4. В твердом состоянии кристаллическая решетка у хлора

1) Молекулярная 2) Ионная

3) Металлическая 4) Атомная

5. При обычных условиях является жидким

1)Бром 2)Хлор

3) Йод 4) Фтор

6. Где хранится хлор? В стальных баллонах и цистернах.

7. Напишите уравнение реакции:

  K + Cl2 =

 8. Напишите уравнение

NaBr + Cl2 =

9. Найдите объем 2 моль хлора (н.у.)

10.Предложите 3 сферы применения хлора.

II вариант

1. Перечислите элементы - галогены.

2.Переведите на русский язык хлор.

3.Самый сильный окислитетель. 

4. Какая связь у хлора?

5. Распределите ниже перечисленные галогены в порядке увеличения их окислительных свойств

1.Фтор

2.Хлор

3.Йод

4.Бром. Ответ дайте в виде последовательности цифр.

6. В реакции раскаленных железных опилок с хлором образуется

1)FeCl 2) FeCl2

3) FeCl3 4) FeCl4

7. Напишите уравнения реакции:

Ca + Cl2 = 

8. Напишите уравнения реакции:

Cl2 + NaI =

9. Сколько молей в 224 литрах хлора (н.у.)

10. Правила техники безопасности при работе с хлором.

 

Взаимопроверка:

10 – «5»

9-7 – «4»

6-5 – «3»

Менее 5 – «2»


 

Рефлексия

Нарисуем смайлик в тетради после записей на уроке.

Все понятно. Понял, но с затруднением Ничего не понял.

  

Домашнее задание. Учить параграф 12 с. 43,44,46 и параграф 13, выполнить задание 2,3,5 и тесты с 53.

Подведение итогов.

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.