Урок в 9 классе по теме «Галогены. Хлор».
Цели урока:
1.образовательные:
способствовать формированию знаний о строении атомов, физических и химических свойствах галогенов как типичных неметаллов на примере хлора;
2. развивающие:
продолжить развитие элементов информационной компетентности обучающихся, проявляющейся в умении получения и обработки информации из различных, в том числе компьютерных, информационных источников для решения учебных задач. Развитие критического мышления, способности к рефлексии; принятия на себя ответственности за получаемое образование; умения анализировать;
3.воспитательные:
создавать условия для формирования навыков устной и письменной речи с применением средств ИКТ, воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда;
Задачи:
На основании знания периодического закона, основных закономерностей изменения свойств элементов, простых веществ в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, теории строения вещества продолжить формирование понимания зависимости между строением, свойствами и применением на примере галогенов.
Продолжить формирование таких понятий, как ковалентная связь, электроотрицательность, степень окисления, химический элемент, окислительно – восстановительные реакции.
способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком;
развить навыки наблюдения, выявления ошибок, решения задач, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы;
содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.
показать связь изучаемой темы с жизнью.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковые, словесно – наглядные, репродуктивные.
Контроль результатов обучения: индивидуальный, групповой.
Оборудование: ПК, презентация «Галогены», Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Структура урока
Организационный момент
Ориентировочно – мотивационный момент
Изучение нового материала
Закрепление материала (тестирование)
Рефлексия
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Цель этапа: создание положительных эмоций и проверка готовности обучающихся к уроку
Ориентировочно – мотивационный момент
Определение темы урока:
Ребята! На прошлом уроке мы дали общую характеристику неметаллов, а теперь мы переходим к изучению конкретных семейств и самих неметаллов. О каких же элементах и веществах мы сегодня будем говорить? Отгадайте слова и давайте мы их запишем в столбик. При этом первые буквы выделим другим цветом.
ГАЗООБРАЗНОЕ агрегатное состояние водорода?
Азот элемент № 7
ЛЕГКИЙ водород – это самый …. газ
Оксид бинарное соединение с кислородом
ГОРЕНИЕ реакции соединения с кислородом с выделением тепла и света?
ЕВРОПИЙ элемент, названный в честь части света
Неон инертный газ находится во 2 периоде
Дети называют тему урока. Среди галогенов более распространен в природе – хлор. Записываем тему урока.
Опираясь на алгоритм изучения элементов, определяют цели урока:
-положение галогенов в ПСХЭ Д.И.Менделеева;
- нахождение хлора в природе;
- строение, физические и химические свойства хлора;
- применение хлора.
Сегодня мы проведем урок таким образом, что новый материал вы будете изучать самостоятельно и в учебнике будете искать ответы на вопросы. Этот материал вы будете рассказывать другим. Будьте внимательны на уроке, ведь в конце урока будет письменный опрос. Поэтому на столе у каждого лежат задания, которые вы будете выполнять в конце урока и задания, которые будем рассматривать в течение урока. Каждый получит оценку, а наиболее активные могут получить еще одну.
Отгадайте загадку:
Я, конечно очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Ребята! О каком веществе я говорю.
Создание проблемной ситуации.
В чем связь между галогенами и солью?
Правильно. Групповое название галогены (рождающие соли) связано с тем, что большинство их соединений с металлами, подобно хлоридам, представляют собой типичные соли.
Запишем! Галогены – солеобразующие (солеродные).
Какие элементы относятся к галогенам?
Вам было предложено найти в интернете перевод с греческого названия галогенов и несколькими предложениями охарактеризовать отличительные особенности данного галогена.
Изучение нового материала.
Фтор- химический элемент с атомным номером 9. Название фтор при переводе с греческого «разрушающий». В свободном состоянии зеленовато – желтый газ с характерным запахом и необыкновенной химической активностью. Горячая вода сгорает в его струе с выделением кислорода, асбест, кирпич и даже «благородные газы» сгорают при нагревании, мышьяк самовоспламеняется при обычной температуре. При неосторожном обращении с ним разрушаются зубы, обезображиваются ногти, возникает хрупкость сосудов. Однако в малых дозах он полезен, укрепляет зубную эмаль.
Хлор – галоген с атомным номером 17. При переводе с греческого «желто-зеленый». В свободном состоянии это ядовитый газ желто-зеленого цвета. Во время первой мировой войны 22 апреля 1915 года у города Ипр во Фландрии немцы его использовали при наступлении. Они открыли 6000 баллонов с хлором. В течение 5 минут образовалось огромное желто-зеленое облако, которое с помощью ветра медленно поплыло к англо-французским окопам. Первая в мире газовая атака застала англичан врасплох. Пострадали почти 15 тыс. человек, из них 5 тысяч погибли. По злой иронии судьбы спустя 2 года в районе того же Ипра немцы применили другое отравляющее вещество - иприт, производное хлора. Такое опасное применение люди нашли хлору.
Бром – элемент с атомным номером 35. В переводе с греческого «зловонный». Единственный неметалл жидкий при комнатной температуре. Тяжелая красно-бурая жидкость с неприятным запахом. Бром и его пары токсичны. Со времен Первой мировой войны его используют для производства боевых отравляющих веществ. Работать с бромом можно только под тягой в маске и в резиновых перчатках.
Иод имеет порядковый номер 53. Назван от слова фиалка, фиолетовый. Иод единственный из галогенов находится в твердом состоянии при нормальных условиях. Красивые темно-синие кристаллы похожи на графит. При нагревании иод сублимирует (возгоняется), превращаясь в пары фиолетового цвета, при охлаждении пары йода кристаллизируются, минуя жидкое состояние.
Астат – химический элемент с атомным номером 85. При переводе с греческого неустойчивый. Самый редкий природный элемент периодической системы, поэтому был синтезирован искусственно еще до того как был обнаружен в природе.
Я самый редкий на Земле,
Ну что сказать вам обо мне,
Меня всего шестнадцать сотых грамм,
За это в книгу Гинесса попал.
Астат был получен только в XX веке, когда остальные галогены были открыты значительно раньше. Хлор в 1774 году, остальные в IXX веке. Вот у этих старожилов и разгорелся спор.
Хлор хвалился: «Нет мне равных!»
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю,
Все на свете отбелю.
Иод красой своей гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовый как ночь
Далеко умчался прочь.
Бром разлился океаном,
Хоть зловонным, но румяным.
Бил себя он грозно в грудь:
«Я ведь бром! Не кто-нибудь».
Фтор молчал и думал:
«Эх! Ведь приду окислю всех».
Нам придется разобраться в вопросах:
- какой из галогенов самый активный?
- что общего в строении атомов галогенов и в чем отличия? (число электронов и число энергетических слоев)
- чем объяснить окислительные способности галогенов, и какой галоген проявляет их в большей степени?
Чтоб ответить на вопросы необходимо обратиться к ПСХЭ Д.И.Менделеева.
Этими вопросами будет заниматься учащиеся первого ряда.
Учащиеся второго ряда будут рассматривать нахождение хлора в природе и физические свойства хлора.
Учащиеся третьего ряда изучают химические свойства хлора.
У вас на парте лежат вопросы, на которые вы должны найти ответы в учебнике, прочитав соответствующий материал.
1 группа. с. 43-44 ( до нахождения в природе).
Где находятся галогены в периодической системе?
Что общего у них в строении атома?
Сколько электронов им не хватает до завершения?
По сравнению с атомами других элементов своего периода каким радиусом обладают атомы галогенов и сколько неспаренных электронов имеют?
Как атомы галогенов завершают последний электронный слой?
Какая степень окисления характерна для галогенов? Они являются сильными окислителями или восстановителями?
В чем различие в строении атомов галогенов? Как изменяются неметаллические свойства, электроотрицательность галогенов в группе с увеличением порядкового номера?
Какой неметалл является самым активным? Какую степень окисления он проявляет?
Какие степени окисления может проявлять хлор?
2 группа. с.44 -45, 49 (физические свойства).
Как встречается хлор в природе?
Назовите важнейшие соединения хлора?
Из какого количества атомов состоят галогены?
Какая связь в молекуле хлора? Напишите электронную формулу молекулы хлора.
Какая кристаллическая решетка у хлора?
Какие физические свойства хлора?
Как хранят и транспортируют хлор?
3 группа. с. 49-50
С какими веществами реагирует хлор?
С какими простыми веществами реагирует хлор?
Напишите уравнения реакций взаимодействия хлора с а) натрием, б) железом, в) сурьмой, г) водородом. Укажите степени окисления элементов и условия протекания реакций.
4 группа. с. 50, 46 (после важнейшей информации).
С какими сложными веществами реагирует хлор?
Как хлор реагирует с водой? Напишите уравнения реакции. Опишите ее.
Какие галогены вытесняют другие галегены из соединений?
Напишите уравнения рекции:
а) Сl2 + KBr = б) Cl2 + NaI =
Ребята готовятся 10 минут. Затем отвечают на вопросы и учащиеся составляют конспект.
Вместе рассматриваем применение хлора рис 11 с. 52
Закрепление материала.
I вариант.
1. Где расположены галогены в периодической системе?
2. Переведите с греческого языка галогены.
3. Сколько электронов на последнем энергетическом уровне у галогенов?
4. В твердом состоянии кристаллическая решетка у хлора
1) Молекулярная 2) Ионная
3) Металлическая 4) Атомная
5. При обычных условиях является жидким
1)Бром 2)Хлор
3) Йод 4) Фтор
6. Где хранится хлор? В стальных баллонах и цистернах.
7. Напишите уравнение реакции:
K + Cl2 =
8. Напишите уравнение
NaBr + Cl2 =
9. Найдите объем 2 моль хлора (н.у.)
10.Предложите 3 сферы применения хлора.
II вариант
1. Перечислите элементы - галогены.
2.Переведите на русский язык хлор.
3.Самый сильный окислитетель.4. Какая связь у хлора?
5. Распределите ниже перечисленные галогены в порядке увеличения их окислительных свойств
1.Фтор
2.Хлор
3.Йод
4.Бром. Ответ дайте в виде последовательности цифр.
6. В реакции раскаленных железных опилок с хлором образуется
1)FeCl 2) FeCl2
3) FeCl3 4) FeCl4
7. Напишите уравнения реакции:
Ca + Cl2 =
8. Напишите уравнения реакции:
Cl2 + NaI =
9. Сколько молей в 224 литрах хлора (н.у.)
10. Правила техники безопасности при работе с хлором.
Взаимопроверка:
10 – «5»
9-7 – «4»
6-5 – «3»
Менее 5 – «2»
Рефлексия
Нарисуем смайлик в тетради после записей на уроке.
Все понятно. Понял, но с затруднением Ничего не понял.
Домашнее задание. Учить параграф 12 с. 43,44,46 и параграф 13, выполнить задание 2,3,5 и тесты с 53.
Подведение итогов.