12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильмира17

Гендерный вопрос в системе воспитания

Свою статью я хотела бы начать с вопроса: а замечали ли вы, что в нашем обществе катастрофически не хватает мужчин? Я говорю именно о мужчинах, способных взять на себя ответственность за семью, за свои действия, способных принять ответственность за решения, тех, кто в полном смысле является защитником и своих близких, и своего Отечества.

Согласно заявлению, сделанному бывшим уполномоченным впри президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова в 2015 году,в России число неполных семей за последние годы выросло до 30 процентов. Это 5 млн 600 тысяч матерей-одиночек.

Конечно, часть из них остались без мужей в результате несчастных случаев, но большинство решилось самостоятельно воспитывать детей, не выдержав пьянства так называемых мужчин, постоянных побоев и унижений.

И вот 30 % детей растут без отцовской опеки, без представления о том, каким должен быть мужчина. Девочки, вспоминая пьяные выходки папаш, начинают с детства впитывать в себя презрительное отношение к мужчинам.

Мальчики либо хвачены излишней материнской заботой, либо видят в своих отцах стандарт поведения реальных мужиков. И в том, и в другом случае дети дезорганизованы в восприятии роли мужчин, вследствие чего воспитание в семье нельзя считать полноценным. Я ни в коей мере не умаляю достижения одиноких мам, которые изо всех сил стараются обеспечить своих детей всем необходимым, чтобы они не чувствовали себя обделёнными чем-либо. Я сейчас говорю о мужчинах, которые не только не справились с ролью отцов, но полностью сняли с себя ответственность за своих детей.

Наступает время, когда мамы за ручки приводят своих первоклашек в школу. И, переступив порог школы, дети вновь оказываются среди женского сообщества. И вновь почти полное отсутствие мужского воспитания. Некоторые могут утверждать, что это не имеет принципиального значения, но позвольте с этим не согласиться: если вы понаблюдаете за тем, как в 5-7 классах относятся дети из неполных семей к учителям-мужчинам, то увидите, что они к ним тянутся, ждут от них внимания, поощрения. Они просто «голодают» без отцовской любви и опеки. Да и в старших классах к мнению и замечаниям педагогов-мужчин прислушиваются больше. Но двух-трёх учителей явно не хватает для того, чтобы стать неким шаблоном гендерного поведения.

Отсутствие мужчин в системе образования нередко приводит не только к перекосу в системе воспитания, а не редко и к ущемлению гендерных прав и потребностей мальчиков, когда, например, из-за отсутствия учителя или по финансовым проблемам уроки технологии проводятся совмещённо, и будущие мужчины вынуждены готовить салаты, шить фартуки, осваивать стежки и вязание. Это, возможно, им и пригодится в жизни, но как же рубанки, отвёртки, топоры и ножовки, которые у нас ассоциируются с исконно мужской работой?

Поднятая мной проблема гендерного вопроса в системе воспитания нигде широко не обсуждается, и, как мне кажется, даже стыдливозамалчивается. Редкие публикации в большинстве оправдывают сложившуюся ситуацию. Чаще мы обсуждаем половое равноправие, слушаем убедительные выступления активистов феминистических движений и всяких сообществ, и постепенно привыкаем к мысли, что создавшееся положение для современного общества является нормой, и уже не имеет значение кто ты – мужчина или женщина, главное ты самостоятельная личность, ты – индивид! Но, согласитесь, что-то не то происходит в обществе, где ребёнок не имеет возможности опереться на надёжное мужское плечо ни дома, ни в школе. Не должно быть такого, чтобы мальчики не имели возможности поговорить о присущих подросткам проблемах с мудрым взрослым человеком, а девочки не почувствовали, каково это находится под защитой сильного и умного, если не отца, то очень близкого человека – своего учителя. Если так пойдёт и дальше, то понятия «мужская честь», «мужественность», и даже значение слова «Отцовства» если и не исчезнут, то сильно померкнут.

Из всех исследователей гендерного вопроса в системе воспитания и образования мне, всё же ближе немецкий классик теории педагогики Герман Ноль, который придавал особое значение в воспитании ребенка биологической природе человека. Он считал, что материнская и отцовская стороны воспитания, как инь и янь, являются необходимыми для ребенка, но при этом не могут заменять друг друга. То есть, для воспитания в ребенке полноценной личности нужно как материнская, так и отцовская «философии жизни», потому что они имеют различные биологические основы. «Материнская сторона воспитания» основывается на безусловной материнской любви и заботе, мать всегда принимает своего ребенка «как есть» и старается ориентироваться на его желания в настоящий момент, при этом семейные ценности в воспитании занимают центральную позицию. «Отцовское воспитание» в свою очередь ориентировано на достижение результата. Чтобы завоевать отцовскую любовь, ребенок должен «показать себя», усвоить определенные правила, «законы жизни», навыки и быть готовым вочередному «вызову» судьбы. Отцовское воспитание побуждает ребенка к познанию границ своих возможностей, открытию новых сфер жизни, экспериментам, коммуникации с другими членами общества и ориентации на собственное будущее.

То есть, мужчины стимулируют у детей повышение чувства ответственности, подвигают их на познание и освоение мира и себя. Если прибавить к этому тот факт, что Россия испокон веков и до сегодняшнего дня была страной, признающей традиционные моральные ценности, то факт необходимости привлечения мужчин в школу становится явным. Для этого я предлагаю вывести данную проблему на широкое обсуждение, провести масштабную агитационную акцию с показом социальных роликов, выпуском соответствующих плакатов и т.д. Необходимо отбирать будущих учителей уже в период их студенчества, причём не только в педагогических ВУЗах, и вести системную работу по их привлечению в образование.

Да, мы не можем сегодня перевоспитать тех, кто бросил свои семьи, не можем вернуть их к детям, но в будущем мы сможем привить мальчикам лучшие мужские качества на достойном примере мужчин-педагогов. А это станет основой для создания крепких семей и для полноценного воспитания детей. Россия получит новые поколения мужчин, способных быть защитниками и своей семьи, и своей Родины.

Некоторые из вас, наверное, удивлены тем, что молодая женщина-учитель так ратует за привлечение мужчин. Отвечу, что и нам иногда хочется при решении некоторых проблем в школе укрыться за широкой спиной уважаемого педагога-мужчины. Да и мужчины всё же дисциплинируют женский коллектив (РОЛИК)

В заключение хочу сказать, что в сегодняшнем конкурсе участвовали молодые учителя-мужчины, и это не может не радовать. Я хочу им пожелать быть достойным примером для своих учеников.

(РОЛИК)

Спасибо за внимание!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.