Статья «Гендерное воспитание дошкольников на музыкальном занятии»
Гендерное воспитание дошкольников
на музыкальном занятии
Дошкольное детство - это важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений у детей. В течении первых лет жизни ребенок овладевает движениями своего тела, познает мир, начинает идентифицировать себя, понимать кто он - девочка или мальчик. И уже начиная с 4х лет, начинает вырабатываться гендерная устойчивость. Важную роль в становлении личности ребенка играют родители и социум, в котором непосредственно он находится. Я, как музыкальный руководитель, хочу рассказать о своей работе с детьми дошкольного возраста по гендерному воспитанию.
На музыкальных занятиях работа в этом направлении прослеживается в различных видах музыкальной деятельности.
При разучивании танцев дети улучшают свои коммуникативные навыки, сразу идет разделение по половому признаку. Начинается градация движений и жестов. Ребята ставят руки на пояс, а девочки берутся за юбочку. Мальчики приобретают навыки ведущего партнёра, опоры, а девочки овладевают навыками грациозности, изящества, сдержанности, женственности.
Дифференцированный подход к изучению музыкально - ритмической активности дает возможность детям в дальнейшем лучше самореализироваться. Мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (присядки, трюковые движения присущие мужскому русскому народному танцу; работа с реквизитом, а именно сабли, флажки, трости, шляпы). А девочки учатся не только плавности и мягкости движений ( исполняя хороводы, различные танцы с цветами, снежинками, звездочками, лентами и шарами), но и игривости, ловкости, проворству, артистичности (исполняя движения из танца модниц, примеряя на себя роль кокеток; работая с реквизитами зонтиками, султанчиками, веерами…и т.д)
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и его позитивному принятию. Разучивание сольных и групповых песен мальчиков ( патриотические песни, характерные песни) приводит к повышению самооценки, ребенок ощущает чувство гордости, понимая, что он защитник, мужчина. А разучивание песен для девчонок, подчеркивает их женское начало, ведь каждая девочка мечтает стать принцессой, актрисой и просто маленькой звездочкой.
Ещё к одной составляющей музыкального занятия - игре на музыкальных инструментах также подхожу, опираясь на гендерные особенности детей. Например: мальчики могут играть на барабанах (исполняя роль солдатиков), а девочки на треугольниках, колокольчиках (придавая музыке изящества).
Неотъемлемой частью музыкального занятия является и театрализованная деятельность, важно предоставить плодотворную почву, для раскрытия творческих способностей, чтобы дети в процессе совместных репетиций имели возможность действовать сообща, придумывать интересные приемы для раскрытия тех или иных образов в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские.
Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек (день модниц, день матери, мисс детский сад) и для мальчиков (мой папа лучший самый, конкурс джентльменов)
Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Для работы в данном направлении создала леббук «Девочки и мальчики в музыкальном королевстве».
В нем есть отдельные разделы:
- Костюмерная;
- Кем я хочу стать, когда вырасту?
- Мое настроение;
- На каком инструменте я хочу научиться играть?;
- Музыкальные загадки;
- Композиторы мужчины;
- Композиторы женщины;
- Праздники.
В разделе «Костюмерная» мальчики одевают принца, а девочки Золушку, подбирая им наряд в зависимости от предложенного задания.
В следующем кармашке «Кем я хочу стать?» ребята могут выбрать музыкальную профессию, которая соответствует гендерному признаку. Для мальчиков – танцор, актер, певец, пианист, гитарист, баянист, скрипач, дирижер. Для девочек – балерина, певица, музыкальный руководитель, пианистка, аккордеонистка, актриса и т.д
В общем центральном разделе дошкольники могут обозначить свое настроение.
В разделе «Композиторы мужчины» и «Композиторы женщины» можно узнать имена этих великих людей и ознакомиться с кратким описанием творчества, созданного специально для детей.
Далее переходим к разделу «Музыкальные загадки», в нем собраны загадки о музыкальных профессиях, известных детских песнях и музыкальных инструментах.
Следующий раздел, «На каком инструменте я хочу научиться играть?», выполняет сразу несколько задач: поможет дошкольникам ознакомиться со всем спектром музыкальных инструментов, а также выбрать инструмент и обсудить с товарищем, кто чаще всего играет на нем.
Заключительным является раздел «Праздники». Ребенок, ознакомившись с картинками и правильно отгадав название праздников, может выполнить следующее задание – рассортировать их на три группы (общие, для мужчин, для женщин).
Важно, в дошкольном возрасте создать крепкий фундамент культуры гендерных взаимоотношений детей. Ведь ориентация ребенка на ценности своего пола проходит не только в семье, но и дошкольном учреждении, где он проводит большую часть времени.