12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Николаевна Артемова41
2

Статья «Гендерное воспитание мальчиков старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Гендерное воспитание мальчиков старшего дошкольного возраста

в условиях ДОУ

 

                                                                                              «Весь мир - театр,

  В нем женщины, мужчины - все актеры.

  У них свои есть выходы, уходы;

  И каждый не одну играет роль».

В. Шекспир

Важнейшей задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. А в ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям.

По определению ООН, именно гендерные отношения являются одной из главных проблем XXI века. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Дезориентация половой принадлежности приводит к тому, что девочки и мальчики не знают, как вести себя в той или иной ситуации.

Когда-то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.

Ни для кого не секрет, что стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, больше подходят девочкам. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин.

«Феминизация» воспитания детей способствует тому, что немало молодых людей испытывают дополнительные трудности при службе в армии; вступая в брак, они оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу и часто перекладывают на женщину ответственность за семью и воспитание детей, что порождает семейные конфликты. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Именно поэтому актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Одним из методов организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является трудовая деятельность. Трудовое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества. «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека»,- писал К. Д. Ушинский.

В педагогическом процессе существует несколько видов трудовой деятельности:

- труд для общества: интересная, сложная, необычная работа;

- труд для себя и семьи: домашний труд и самообслуживание;

- труд для души (хобби, увлечения):- труд лично для себя.

Главное условие - распределение трудовых заданий с учётом пола ребёнка. Трудовое воспитание детей с учётом гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем пола, в результате чего у него формируется гендерная устойчивость: «Я – мальчик и всегда им буду».

Следует обратить внимание на то, что в народной педагогике, в семье, труд девочек и мальчиков дифференцировался. В среднем звене общеобразовательной школы предмет «Технология» преподается раздельно девочкам и мальчикам. Но к 11-12 годам подростки уже имеют свои гендерные стереотипы. Мы предлагаем начать дифференцированную трудовую деятельность уже в ДОУ, с подготовительного возраста.

Инновацией данного проекта является привлечение мужской части коллектива детского сада к совместной трудовой деятельности. Плотник, электрик, сантехник и дворник выполняют трудовые поручения вместе с мальчиками, начиная с подготовительной к школе группы. Это называется «Трудовой десант». Мальчики приобретают навык коллективного выполнения «мужского» труда, умения планировать работу, готовить и убирать рабочее место. Такое «десантирование» планируется 1 раз в неделю каждым специалистом. Ребята делятся на подгруппы от 2 до 4 человек. За месяц подгруппа успевает «потрудиться» с каждым сотрудником-мужчиной.

Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.

 

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 14.10.19 в 05:28 0Ответить Пожаловаться
Работа отсутствует!
Елена Николаевна Артемова, 16.10.19 в 19:22 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за подсказку, загрузила повторно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.