Урок географии «Географическое положение и история исследования Австралии» (7 класс)
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую методическую разработку «Урок с применением пазл-метода»
Тема: | Географическое положение и история исследования Австралии. |
Цель: | создать условия для формирования представлений об особенностях географического положения Австралии, об открытии и исследовании материка. |
Планируемые образовательные результаты | |
Предметные: | определяют по карте географическое положение Автралии; |
объясняют значение слова «Австралия» в переводе на русский язык; | |
рассказывают, кто является первооткрывателем материка; | |
объясняют, почему английский язык в Австралии является государственным языком. | |
Метапредметные: | ставят учебную задачу под руководством учителя; |
планируют свою деятельность под руководством учителя; | |
оценивают работу одноклассников; | |
выставляют причинно-следственные связи; | |
определяют критерии для сравнения фактов, явлений; | |
анализируют связи, соподчинения и зависимости компонентов. | |
Личностные: | проявляют интерес к новому содержанию через выбор дополнительного домашнего задания. |
Тип урока: | урок открытия нового знания |
Оборудование: | физическая карта мира, физическая карта Австралии, портреты путешественников, набор пазлов «Исследователи Австралии», атласы. |
Содержание урока
1. Организационный момент
Доброе утро! Проверьте готовность к уроку, все ли необходимые учебные принадлежности находятся на вашем рабочем месте? Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся, подарим, друг другу хорошее настроение и позитивный настрой на работу. Присаживайтесь на свои места.
2. Мотивация
Работа в парах
Прочитайте тексты. Определите, о каком материке идет речь?
- Континент уже был заселен людьми до прихода британцев, причем первые аборигены появились 50 тысяч лет назад.
- Эта страна находится на шестом месте по площади (7 млн. км) и занимает целый континент.
- В стране есть на выбор более 10 тысяч пляжей. Получается, в течение почти 30 лет можно ежедневно приходить на новый пляж!
- На континенте живет около 200 тысяч видов животных, при этом большее их число - эндемики, то есть те, кто живут только в ограниченном ареале и больше не встречаются в других местах нашей планеты.
- Около материка находится самый большой песчаный остров в мире - Фрейзер. Его площадь составляет 1840 кв. км. песчаных дюн.
- Более 80% населения проживает в прибрежной зоне, не превышающей 100 км от воды.
- Самая протяженная в мире шоссейная дорога в мире. Ее общая длина составляет примерно 14,5 тысячи километров.
- Самые смертоносные змеи в мире проживает на этом материке. Более того, в рейтинге 25 самых ядовитых змей всей планеты 20 распространены на этом континенте!
- Знаменитая Горящая гора недалеко от Сиднея получила свое название из-за тлеющих углей в подземном слое песчаника. Любопытно, что горение углей не прекращается уже 6 тысяч лет.
- В западной части материка есть соленое озеро розового цвета под названием Хиллер, и ученые так и не определились, в чем причина этого явления. Основная версия - розовый цвет придают водоросли особого вида, хотя тесты этот факт не подтвердили.
- В 1859 году на материк было ввезено всего 24 кролика. За десятилетие их популяция увеличилась до 2 миллионов.
- В небольшом городке Кубер-Педи, известном как мировая столица опалов, люди проживают под землей. Такой необычный способ жизни им пришлось выбрать из-за песчаных бурь и постоянной жары.
- Знаменитые угги были придуманы в этой стране.
- Территория материка в 32 раза больше Великобритании и почти равна США.
- Популяция кенгуру вдвое превышает численность населения. Людей на континенте проживает 24 млн., а кенгуру - более 57 млн. особей!
- Самый длинный забор в мире находится на материке. Он протянулся на 8,5 тысячи километров. Забор отделяет часть материка от той, где живут собаки Динго.
- Кенгуру и эму являются национальными символами страны, потому что имеют интересную особенность - они не могут "ходить назад". Движутся они лишь вперед!
- В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО есть 19 австралийских. Среди них - Большой барьерный риф, остров Фрейзер, национальный парк Какаду и Сиднейская опера.
- Концепция оперного театра была сконструирована датчанином ЙорномУтзоном, вдохновленным долькой апельсина. Строительство театра затянулось на 14 лет вместе предполагаемых четырех.
- На материке нет действующих вулканов.
- В Австралии строгий экологический контроль - запрещается даже ввозить почву на подошве обуви. Особенно пристально проходит осмотр при въезде на уникальную территорию Тасмании даже с континента.
Об этом материке можно многое сказать, начиная со слов «Самый, самый…».
Помогите продолжить предложения.
А еще:
- самый малонаселенный материк;
- самый Большой Артезианский бассейн;
- единственный материк-страна;
3. Целеполагание
Что мы будем изучать на уроке?
Сформулируйте цель на сегодняшний урок. Проговорите ее друг другу в парах. Зафиксируйте цель в виде схемы в рабочих тетрадях.
4. Планирование
Чтобы достичь цели «Я буду узнавать о географическом положении Австралии и истории исследования материка», на какие вопросы нам нужно ответить?
Какой первый вопрос зададим себе при планировании своего движения к цели?
Что будем делать потом?
Работа в группе
Составьте план изучения темы.
Представление группами планов изучения темы.
Какой план поможет достигнуть цели?
Предполагаемый вариант плана:
- Географическое положение Австралии.
- Исследователи Австралии.
5. Реализация плана
Ребята, что мы будем узнавать сначала, согласно нашему плану?
Давайте охарактеризуем географическое положение Австралии.
Как расположена Австралия относительно экватора?
Как расположена Австралия относительно тропиков? Какой вывод можно сделать?
Как расположена Австралия относительно нулевого меридиана?
Как расположена Австралия относительно полярных кругов полюсов?
Давайте определим названия крайних точек материка и их координаты. (Результаты заносим в таблицу)
Крайние точки материка Австралия
№ п/п | Крайняя точка по стороне горизонта | Название | Координаты | |
Широта | Долгота | |||
1. | Северная | | | |
2. | Южная | | | |
3. | Западная | | | |
4. | Восточная | | | |
Можем посчитать протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах? Как?
Протяженность материка с севера на юг по координатам крайних точек материка:
39° - 11° = 28°
28° х 111 = 3108 км
Протяженность материка с запада на восток по координатам крайних точек материка:
154° - 113° = 41°
41° х 100 = 4100 км
Какие океаны омывают материк?
Как расположен континент относительно других материков Земли?
Рабата с контурной картой
Отметьте на контурной карте объекты береговой линии материка.
Моря: Тасманово, Тиморское, Арафурское, Коралловое, Тиморское, Фиджи.
Проливы: Торресов, Бассов.
Заливы: Большой Австралийский, Карпентария.
Острова: Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Кейп-Йорк, Арнемленд.
Игра «Знаешь ли ты карту?»
Что севернее: Тасманово море и Тиморское?
Где расположен залив Карпентария: с севера от материка или с юга?
Где находится Новая Зеландия: с запада или с востока Австралии?
Что состоит из двух островов: Новая Гвинея или Новая Зеландия?
Какое море отделяет Австралию от Новой Гвинеи: Арафурское или Тиморское?
Какой пролив отделяет остров Тасманию от материка?
Мы переходим ко второму пункту плана.Для дальнейшей работы мы разделимся на 4команды.
Послушайте, что нужно сделать:
- Собрать пазл.
- Определить исследователя Австралии.
- Изучить текст учебника и дополнительной литературы (она лежит на столах).
- Заполнить таблицу:
Кто? | Откуда? | Когда? | Что? |
| | | |
Группа – Виллем Янсзон
Группа – Луис Ваэс де Торрес
Группа – Абель Тасман
Группа – Джеймс Кук
Внимание ребята. Переходим к представлению полученных результатов. Просьба к выступающим: говорите громко и четко, так как во время отчетов учащиеся заполняют таблицу нужной информацией. Если возникнут вопросы к выступающему, задайте их.
Работа с картой
Эйр Джон Эдуард, английский исследователь Австралии, овцевод, в 1839-1840 гг. в поисках пастбищ обследовал побережье Большого Австралийского залива.
Посмотрите на карту. Что он открыл?
Павел Эдмунд Стшельский, польский эмигрант, по образованию географ и геолог. Проводил съемку в Австралийских Альпах. В этой области он открыл самую высокую точку Австралии.
Посмотрите на карту. Как называется эта гора? Какую имеет высоту?
Юм Гамильтон и Ховелл Уильям, два вольных колониста, обнаружили Австралийские Альпы, реку Муррей (первоначально Юма).
В ХIХ веке Австралия была полностью обследована.
6. Контроль
Вспомните, что мы узнавали на уроке?
Мы нашли ответы на поставленные вопросы?(Спрашиваю по пунктам плана)
Проверим. Выполните тест.
Тест
«Географическое положение и история исследования Австралии»
6.Оценка
Успешно ли ты справился с заданием?
Насколько вы удовлетворены своей работой?
8. Рефлексия
Ребята, оцените жестами свою деятельность на уроке: большой палец вверх - «все удалось», большой палец вниз - «не все удалось», ОК – «остались вопросы».
9. Домашнее задание
Домашнее задание предлагаю вам выбрать самим:
Обязательное задание:
§ 28, ответить на вопросы.
Индивидуальное задание на выбор:
а) подготовить сообщение (презентацию) об открытии и исследовании материка;
б) составить кроссворд по теме «исследователи Австралии».
Источники информации:
- География. Материки и океаны: в 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 3-изд. – М.: ООО «Русское слово- учебник», 2015. – 296 с.: ил., карт. – (Инновационная школа).
- Текущий и итоговы контроль по курсу «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы/ Л.В.Пацукова, Д.В. Молодцов. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 120 с. – (Инновационная школа)
- https://elenaruvel.com/50-interesnyh-faktov-ob-avstralii/ - 50 интересных фактов об Австралии
- https://internet-applications-from-timofei.blogspot.com/2021/01/pazlhablon.html - Пазлодромру Сделать пазл из картинки фотографии онлайн