Геометрические фигуры (повторительно-обобщающий урок математики в 5 классе)
Геометрические фигуры
(повторительно-обобщающий урок в 5 классе)
Основные дидактические цели урока:
- обобщение и систематизация знаний, выделение ключевых вопросов темы;
- актуализация знаний, закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий (алгоритмов).
Структура урока:
- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы;
- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий по теме;
- проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- оценка результатов, подведение итогов урока.
Ход урока
Приветствие. Оргмомент.
Вступительное слово.
Сегодня нам предстоит подвести итог огромной работы, которую мы провели, изучая геометрические фигуры. И этот урок покажет, прежде всего, вам самим, владеете ли вы необходимыми знаниями для решения геометрических задач, умеете ли эти знания применять. Прошу вас работать очень внимательно.
Первое задание.
Изобразите в тетради несколько углов так, чтобы все они оказались разных видов. Постарайтесь вспомнить все знакомые вам виды углов. Назовите получившиеся углы, используя буквы латинского алфавита. Измерьте их с помощью транспортира и запишите результат.
Учитель вызывает к доске одного из учеников и просит назвать виды углов, которые ему удалось вспомнить, выполнить соответствующие рисунки и дать определения. Если ученик вспомнил не все четыре вида угла (острый, прямой, тупой, развернутый), учитель просит учеников дополнить его ответ. Ребятам, не вспомнившим все четыре вида угла, необходимо дополнить изображения в тетради.
А теперь изобразите биссектрису «своего» острого угла и запишите, на какие углы она его разделяет.
Учитель следит за работой учеников; при необходимости просит дать определение биссектрисы.
Второе задание.
Следующее задание вам предстоит выполнить в парах. Перед вами изображения нескольких геометрических фигур (приложение 1). Не выполняя измерений, определите самую маленькую по площади фигуру (закрасьте ее карандашом) и фигуру с самым большим периметром (закрасьте ее ручкой).
А теперь выполните необходимые измерения (в сантиметрах) и определите периметры и площади изображенных фигур. Запишите полученные результаты.
Верными ли оказались ваши предположения?
Учитель опрашивает несколько пар о верности их предположений; организует проверку полученных вычислительных результатов.
Третье задание.
Перед вами на слайде (приложение 2) – таблица, в которой представлены градусные меры двух углов каждого из пяти треугольников. Ниже изображены треугольники разных цветов. Ваша задача – заполнить таблицу, указав в каждом столбике третий угол треугольника, его вид и соответствующий цвет (если такое соответствие есть).
Учитель выдает таблички для заполнения (приложение 3); при необходимости просит сформулировать утверждение о сумме углов треугольника и определения остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников. Сравниваются полученные результаты, учитель обращает внимание на случай, когда для данных углов треугольник не существует.
Задача.
Один из углов треугольника в два раза больше другого и в три раза меньше третьего. Найдите больший угол треугольника.
Учитель приглашает ученика к доске для решения задачи; при необходимости комментирует решение, задает наводящие ответы.
Математический диктант.
Укажите, является ли утверждение верным (напротив номера задания необходимо написать – «да» или «нет»):
1. Угол – это фигура, образованная двумя отрезками, имеющими общее начало (Нет)
2. Биссектриса делит тупой угол на два острых угла (Да)
3. Треугольник называется прямоугольным, если все его углы прямые (Нет)
4. Существует треугольник со сторонами 3 см, 2 см, 5 см (Нет)
5. Треугольник, два угла которого равны 30° и 15°, является остроугольным (Нет)
6. Расстояние от точки до прямой равно длине перпендикуляра, проведенного из этой точки к данной прямой (Да)
7. Две прямые называются взаимно перпендикулярными, если они пересекаются под тупым углом (Нет)
8. Периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 10 см равен 13 см (Нет)
Проведем самопроверку (напротив каждого ответа необходимо написать «+», если он верный, и «–», если нет). Верные ответы записаны на слайде (приложение 4). Учитель комментирует ответы.
Подсчитайте количество верных ответов. Результат считается хорошим, если у вас получилось 6, 7 или 8 «+».
Подведение итогов.
Давайте вспомним упражнения сегодняшнего урока и попробуем оценить свои знания по теме «Геометрические фигуры».
Учитель спрашивает детей о пройденных упражнениях, обозначает их: изображение угла, определение его вида и построение биссектрисы; вычисление периметра и площади фигуры; решение задач на применение свойства углов треугольника; математический диктант на знание основных определений и свойств геометрических фигур.
Подумайте, с какими упражнениями вы успешно справились, а какие вызвали затруднения. Поднимите руки те, кто справился со всеми или большинством сегодняшних заданий? Молодцы. А остальным нужно особенно внимательно подготовиться дома, повторить основные определения и правила.
Оргмомент. Прощание.
Резюме
В ходе данного урока был реализован системно-деятельностный подход: практическая деятельность учащихся осуществляется как через индивидуальную, так и групповую работу; реализуются самоконтроль и взаимоконтроль обучающихся; учащиеся самостоятельно формулируют затруднения, осуществляют коррекцию и т.д.
Методическими особенностями данного урока являются:
- наличие разнообразных форм работы (индивидуальная и групповая; устная и письменная);
- помимо того, что система задач затрагивает ключевые вопросы темы, она имеет ряд особенностей: наличие необычных заданий (поиск ошибок, работа с «нестандартными» фигурами, классификация); подведение к необходимости наглядно оценивать полученный результат; акцент на умение выполнять практические измерения.
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1460175910.docx (приложение 1)
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1460175939.pptx (приложение 2)
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1460175979.docx (приложение 3)
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1460176003.pptx (приложение 4)