Урок литературы в 7 классе на тему «Герои и события повести "Тарас Бульба"»
Описание видеофрагмента урока литературы в 7 классе.
Воронин Павел Сергеевич,
учитель русского языка и литературы
Тема урока
«Герои и события повести «Тарас Бульба»
На конкурс представлен видеофрагмент урока литературы в 7 классе. Обучающиеся осваивают содержание с помощью поточно-группового метода обучения (в группе «Маска», со своей спецификой и образовательным продуктом 2 четверти - действие).
Тип урока: систематизация знаний.
Цель урока – обобщение ранее изученного материала по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» с помощью технологии создания mind-map.
Задачи:
Познакомить с технологией составления mind-map (интеллект-карта).
Актуализировать знания обучающихся о героях и событиях повести «Тарас Бульба».
Проанализировать историю создания произведения, отрывок и цитаты из повести.
Научить использовать полученную информацию в устной речи при аргументации собственной позиции.
Создать действие как итоговый образовательный продукт.
Образовательный продукт урока:
Промежуточный продукт – mind-map «Герои и события повести «Тарас Бульба».
Итоговый продукт – действие1 по отрывку из повести «Вечер перед поездкой в Сечь».
Предметное содержание: иллюстрации художника Павла Соколова к повести; «конверты» (историческая справка, отрывок повести из I главы); цитаты из повести (для актуализации средств выразительности – метафора, гипербола, сравнение и др.); отрывок повести (разговор Тараса, жены и Остапа).
Метапредметное содержание: рабочее поле для заполнения mind-map, различные виды рефлексивных вопросов (предметные и эмоциональные).
Предметные результаты:
Актуализируют знания о героях и событиях повести «Тарас Бульба».
Аргументируют свою позицию при характеристике мотивов поведения героев повести.
Выделяют общие признаки ряда персонажей, для определения их взаимоотношений.
Обращаются к mind-map (интеллектуальная карта) для подготовки к выразительному чтению текста.
Выделяют главную мысль произведения.
Метапредметные результаты:
Умение интерпретировать текст (характеризуем героев).
Умение выступать публично (формирование коммуникативных компетенций с помощью приема «драматизации»).
Умение аргументировать свою позицию при обсуждении спорных вопросов в повести.
Личностные результаты:
Осознает значимость семьи в жизни человека
Воспитывает чувство патриотизма, гордость за свой народ
Результаты соответствуют поставленным цели и задачам.
Этапы урока:
В видеофрагменте представлены следующие этапы урока:
деятельностный этап (знакомство с технологией mind-map; составление mind-map в группах: а) определяем объект исследования; б) выделяем основных персонажей, в) отмечаем ключевые понятия и события, г) определяем средства выразительности, д) проговариваем композицию произведения; выделение общих признаков для ряда персонажей, для определения их взаимоотношений (ореол), особое внимание уделяется группе, связанной семейными узами (Тарас, Остап, Андрий). Для того, чтобы продемонстрировать отношения отца и матери к сыновьям, братьев друг к другу, переживания каждого из них перед поездкой на Сечь (выступление детей с отрывком из первой главы, для осознания и принятия ценностей).
Рефлексивный этап
- Какова ключевая идея произведения?
- Что движет казаками, пожелавшими уйти на войну в Сечь?
- Что для вас семья? И что для вас Родина?
В процессе урока, обучающиеся создали промежуточный продукт (mind-map) и сделали шаг на пути к воплощению итогового продукта – действие по отрывку первой главы повести «Тарас Бульба». Работа по реализации итогового продукта будет продолжена на следующем уроке.
Трудности у обучающихся вызвал этап совместного чтения отрывка – отсутствовала выразительность в речи и коммуникации в группе. Возможным решением этой проблемы может быть:
Успешные в этой ситуации дети обучают менее успешных.
Погружение обучающегося в обстоятельства и роль, с целью понимания внутреннего мира героя.
1 *Действие – законченная часть спектакля (то же, что и акт), развитие событий, составляющие основу сюжета.