Конспект литературного чтения в 3 классе на тему «Г.Х. Андерсен "Гадкий утенок"»
Пояснительная записка к презентации
Урок литературного чтения………3 класс (УМК «Школа России») |
|
Тема |
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки Г.Х. Андерсена. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. |
Педагогическая цель |
Познакомить детей с творчеством Х.К. Андерсена и сказкой “Гадкий утенок”; Формирование интереса у учащихся к произведениям Г.Х. Андерсена; Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; Пополнение словарного запаса учащихся; Отрабатывать дикцию и выразительность; Воспитывать любовь к родной природе; Расширить читательский кругозор |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) |
Учащиеся научатся читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение, объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике либо толкового словаря; называть волшебные предметы и события в сказке; выделять особенности литературной сказки. |
Личностные результаты |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Формы и методы взаимодействия |
Формы: индивидуальная, фронтальная. Методы: словесный, наглядный, практический. |
Основные понятия и термины |
Сказка народная, сказка литературная, автор, волшебная сказка, сказочный сюжет, эпизод, иллюстрация, сказочный герой, положительный и отрицательный сказочный герой, тема сказки, художественно-выразительные средства, архаизмы. |
Образовательные ресурсы |
М/м презентация, учебные книги. |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Содержание взаимодействия с учащимися. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
|
1-ый урок. Знакомство с автором. Организация первичного восприятия сказки. Понятие о литературной сказке. Жанровые признаки волшебной сказки. |
|
|
· Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству |
Слово учителя. 1.Приветствие 2.Эмоциональный настрой 3.Проверка готовности к уроку |
-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Марина Ивановна . Прозвенел уже звонок Начинается урок. Куда мы с вами попадём Узнаете вы скоро. В стране далёкой мы найдём Помощников весёлых. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. -Посмотрите на свои рабочие места – проверьте готовность к уроку. |
Приветствует учащихся. Эмоциональный настрой. Проверяет готовности к уроку. Фиксирует отсутствующих. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
· Речевая разминка. Цель: Подготовка речевого аппарата к чтению |
Дыхательно-артикулляционные упражнения |
1)Вдох носом. Выдох через рот; Вдох, задержка дыхания, выдох; Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох по порциям.
2)Летела пчелка около уха: жжжжжжж Ползет змейка в траве: сссссссссс Летел комар и звенел: зззззззз Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали. (кулачек прижимается к уху) Ззззззззз- пусть летит! |
Определяет задание, следит за правильностью выполнения, своевременно исправляет |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
III.Введение в тему урока. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся(личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)
|
1.Вступительное слово учителя
|
Ребенок читает выразитель: Девочка спит и пока, что не знает, Жаба под утро ее украдет, В нору упрячет бессовестный крот… Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья это сказка?
-Из какого произведения эти строки? («Сказка «Дюймовочка») -Кто автор этой сказки? (Г.Х. Андерсен). - Сегодня мы с вами поговорим о творчестве Г.Х. Андерсена и его произведении. - Какие цели вы поставите перед собой?
|
Подводит учащихся к теме урока. Сообщает учащимся цель учебного занятия.
|
Формируют умения определять общие цели и задачи урока. |
|
1.Повторение жанровых особенностей народных сказок, их видов. |
- Что такое сказка? (Сказка- повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.) -Какие виды русских народных сказок вы знаете?(О животных, бытовые, волшебные) - Назовите главные признаки сказок о животных.(Главные герои- животные, композиция- цепевидная, большое обилие глаголов, включаются диалоги, повторяющиеся песенки.) -Назовите главные признаки бытовых сказок. (в основе сюжета – необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений, реальные жизненные конфликты получают сказочное разрешение.) - А какие сказки называются волшебными? (Это сказки, содержащие волшебство, чудеса, наличие волшебных персонажей, предметов, описание доминирует над диалогом.) - А что общего для всех народных сказок? («Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок») |
Организует подготовку к восприятию нового материала. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Формируют ответы на вопросы учителя. |
III. Постановка учебной задачи. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. |
1.Определение темы и задач урока. |
- Сегодня мы посвятим урок одной из сказок Андерсена, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которая принесла писателю славу. Эта сказка появилась в 20 веке и называется она «Гадкий утенок». Сказку "Гадкий утёнок" можно считать автобиографической, ведь Х.К. Андерсен родился в бедной семье и знал немало горя, прежде чем прославиться. Так же, он является автором всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева», и многих других. - Сегодня мы прочитаем сказку, выясним, к какому виду она относиться и каким настроением она проникнута. |
Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала. |
Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностные смысла учения.
|
IV. Усвоение новых знаний Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
|
1.Понятие о литературной сказке. |
-Ребята, вы читали сказки народные. Кто их автор? (народ) -Как они дошли до нашего времени? (они передавались из уст в уста) -Поэтому мы с ними знакомились в разделе устное народное творчество, но есть сказки авторские (литературные). -Скажите, как можно поделить все авторские сказки? (русские и иностранные). - Действительно, поэтому при чтению обратите внимание на особенности быта, культуры. Авторы учатся у народа, поэтому их сказки тоже поучительные, заключают в себе какой-то урок. -Сегодня на уроке мы должны выяснить, какую мораль заключил автор в этой сказке. Это сложная задача, но если вы будете внимательными читателями, то вы легко в этом разберетесь! |
Организует внимание учащихся. Определяет задание. Следит за дисциплиной. |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. |
2. Подготовка к восприятию |
Итак, еще раз поговорим об авторе этой сказки Сл.1. –(фотография Г.Х Андерсена и высказывание «Жизнь сама по себе является самой прекрасной сказкой.») Сл.2- к рассказу о детстве Андерсена. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в семье бедного башмачника и прачки. в Дании, маленькой скандинавской стране на севере Европы. Родной город Оденсе казался Х.К. таинственным и прекрасным. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Отец - Андерсен-старший был большой книголюб, мечтатель. Но мечты его не сбылись: ни гимназии, ни дальних стран он так и не увидел. Зато свою любовь к чтению, желание учиться бедный башмачник передал своему сыну, раскрыв ему мудрость и красоту книг. Ханс Кристиан рано научился читать и, побывав однажды в театре, сам начал сочинять пьесы и стихотворения. Он очень любил играть в кукольный театр. У него было множество самодельных кукол, для которых он мастерил костюмы из обрезков кожи и ткани. Уже в детские годы Андерсен сам сочинял “трагедии” и разыгрывал их с куклами. Художественно одарённого мальчика многие в его родном городе называли “маленький Уильям Шекспир”. Когда ему исполнилось 14 лет, умер отец. И Ханс Кристиан отправился в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца. Но долговязого, неуклюжего юношу не приняли в Королевский театр даже учеником актёра. Хорошо, что Андерсену посчастливилось в жизни встретиться с добрыми и мудрыми людьми. Они уговорили его учиться. И вот в семнадцать лет юноша уселся за парту с совсем маленькими детьми. Учение давалось не просто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет. Всё это время он продолжал писать комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Он мечтал стать знаменитым. Но путь к славе нелёгок. Начинающего писателя преследовали непонимание и насмешки окружающих. И только к 30 годам, Андерсен понял, в чём заключается его настоящее призвание - быть сказочником. Всего за свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен написал более 170 сказок. Благодаря ним, он стал самым знаменитым сказочником мира. Ежегодно с 1967 года день 2 апреля - день рождения Андерсена, отмечается как Международный день детской книги. Учреждена Золотая медаль имени Х.К. Андерсена. Ею награждаются писатели, чьи произведения для детей признаны лучшими.
Сл. 3- Обложки книг сказок Андерсена. Посмотрите, какие красочные обложки этих книг, на них изображены герои сказок. |
Организует внимание учащихся. Рассказывает биографию А.С.Пушкина.
|
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
|
Словесный. 3. Первичное восприятие |
-Ребята, сейчас мы начнем читать «Гадкий утенок». -Послушайте и подумайте, почему это произведение называют сказкой? А ещё постарайтесь объяснить, почему это волшебная сказка? (Читает учитель и подготовленные ученики по частям.) |
Организует первичное восприятие стихотворения и проверяет его. Руководит аналитическим чтением стихотворения, учит её анализировать. Подводит к пониманию идеи стихотворения. Организует внимание учащихся. |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками выразительного чтения стихотворения. Формулируют ответы на вопросы. |
|
4.Проверка восприятия |
-Понравилось вам произведение? -Интересно было слушать и читать? - Почему же это сказка? (Потому что в ней происходят различные невероятные истории, это вымысел, ложь.) - А как вы думаете, какого вида эта сказка? Бытовая о животных или волшебная? (Это сказка, в которой общаются животные, Это анималистическая сказка. ) |
Организует внимание учащихся. Организует работу по теме урока, проводится опрос.
|
Слушают рассказ учителя Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес.
|
|
5. Выявление признаков волшебной сказки |
- Это анималистическая сказка. -Обратимся к тексту и докажем, что это волшебная сказка. -В ней описаны диалоги животных: Это никак не возможно!- ответила утка – мать. – Он не красив, но у него доброе сердце, а плавает он не хуже, смею даже сказать, что лучше всех. –Остальные утята тоже милы – сказала знатная утка. - В ней наблюдается борьба за справедливость: мама – утка добивалась, что бы к ее ребенку относились, как к равному, справедливо. - Чем заканчивается сказка? (Сказка заканчивается тем, что птенец превратился в лебедя, который оказался самым прекрасным из всех лебедей) - Что мы слышим в финале? (торжество, справедливость, победу, радость, счастье.) -Чему нас учит эта сказка? |
Определяет задание. Называет особенности литературной сказки. Своевременно исправляет ошибки учащихся. |
Определяют особенности литературной сказки, определяют нравственный смысл литературной сказки. |
|
IV. Итог урока Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.
|
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Обобщающая беседа |
-Чем же сказка «Гадкий утенок» похожа на народную анималистическую сказку?( Сказка похожа на анималистическую тем, что в ней главные герои - -животные, они общаются, решают проблемы.) - А что указывает на то, что это авторская (литературная) сказка? (Данная сказка написана не народом, а автором, что указывает на то, что данная сказка авторская.) Д.З: еще раз прочитать сказку, разделить текст на части, и составить план. -Оценки за урок получают…………………..
|
Обобщает знания, закрепляет знания, полученные на уроке. |
Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют знания, полученные в ходе урока. |
|
|
2-й урок: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» События сказочного текста. |
|
|
I.Актуализация знаний Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта учащихся. |
1.Беседа по прочитанному.
|
-Назовите полное название произведения, которое читали на прошлом уроке. -Кто автор этого произведения? (Ганс Христиан Андерсен) - Каких героев запомнили? (Мама утка, гадкий утенок, знатная курица, селезень, кот.) |
Проверяет усвоенные детьми знания по пройденной теме. Выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала. |
Принимают учебную задачу. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. Обобщают полученные ранее знания. |
II.Проверка д/з Цель: 1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з большинством учащихся. 2.Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. 3.Устранить пробелы, обнаруженные в ходе проверки д/з |
Работа над планом.
|
-Дома вы должны были прочитать сказку, разделить её на части и составить план. Сколько частей вы выделили? -Как вы их озаглавили? (План записывается или на плакате вывешивается на доске) -Как вы их озаглавили?
-Ребята, перед вами иллюстрации к «Гадкий утенок». Рассмотрите их внимательно и скажите, какие эпизоды сказки изобразил художник. (Дети угадывают эпизод, но не пересказывают). |
Выявление степени усвоения учащимися заданного учебного материала. Обнаружение причин невыполнение д/з принятие мер для их ликвидаций. |
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, составляют план по тексту |
2.Востонавление сюжета по картинкам |
- Сегодня мы познакомимся с событиями сказочного текста. - Проследим, как они развиваются -Уточним, какую мысль хотел нам донести автор.
|
Задает вопросы следит за правильностью ответов. Ликвидация обнаруженных недостатков. |
Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы товарищей и при необходимости исправляют ошибки. |
|
III. Постановка учебной Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
|
1.Сообщение темы и цели урока |
- Сегодня мы познакомимся с событиями сказочного текста. Проследим, как они развиваются; уточним, какую мораль хотел донести до нас автор. |
Сообщает учащимся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала. |
Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностные смысла учения.
|
IV Усвоение новых знаний Цель: 1.Обеспечивать восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изученного материала(существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов) 2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала) |
1.Выявление особенностей композиции |
-Ребята, вспомните, что такое композиция? Композиция –это построение произведения. В композицию сказок входят : зачин, развитие действия(эпизоды), кульминация, концовка. -Сейчас мы с вами обратимся к тексту сказки и посмотрим, какова ее композиция. -Есть ли у этой сказки зачин ? ( В ней нет зачина. Сказка начинается с развития действия) -А какой традиционный зачин вы наблюдали, когда читали народные сказки? (Жили-были….В некотором царстве, в некотором государстве…) - Так начинаются народные сказки. Но мы с вами читаем сказку авторскою. Андерсен начинает свою сказку по-другому - сразу идет развитие действия. -Посмотрите на план, который вы составили. Сколько эпизодов вы выделили? Как развивается действие в сказке? (Дети кратко пересказывают эпизоды по плану) -Обратите внимание, драматизм все время нарастает, конфликт развивается. - Какой эпизод кульминационный? (Когда гадкий утенок полетел на встречу лебедям.) -Что является концовкой? - На что похожа эта концовка? (на мысли человека, когда его очень часто преследуют несчастья). -Сделаем вывод, в чем особенность композиции литературной сказки Андерсена? (Каждый герой сказки поступал плохо с утенком, только потому что он был не такой как все остальные). ) Обобщение: В конце сказки можно увидеть, что все те лишения и огорчения, которые перенес утенок, лишили его уверенности. |
Организует внимание учащихся. Определяет, что такое композиция, зачин. Проверяет полноту знания сюжета. Задает вопросы учащимся. Называет особенности народной сказки. Своевременно исправляет ошибки учащихся. |
Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют знания, полученные в ходе предыдущих уроков. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Определяют особенности народной сказки. |
2. Выявление особенностей сказочного сюжета. |
-Что такое сюжет? Это последовательность событий, в нем обязательно присутствует конфликт. Что такое конфликт? Конфликт – это столкновение мнений, взглядов, жизненных позиций, интересов и пр. По конфликту волшебные сказки бывают героические (герой борется с волшебной силой); социальные (герой борется с несправедливостью); семейные (конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер). -Как вы думаете, наша сказка по конфликту к какому виду относится? (социальная, потому что утенок борется с несправедливостью.) -Попробуем определить, кто в сказке вступает в конфликт и с кем? (Утенок с уткой, знатной уткой, котом, селезнем). -Кто-то помогает или мешает гадкому утенку? (Мама – утка защищала от обид, но его обижал кот, курица) - А в каком месте сказки вы особенно переживали за её героев? (Когда гадкого утенка выгнали из хозяйственного двора) Обобщение: Г.Х Андерсен – мастер в создании сказочного сюжета. Ему удалось так соединить сюжетные линии, чтобы нам, читателям, было интересно, чтобы мы переживали различные чувства, чтобы мы не оставались равнодушными к судьбе героев.
- Что такое сказка? (Сказка- повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.) -Какие виды русских народных сказок вы знаете?(О животных, бытовые, волшебные) - Назовите главные признаки сказок о животных.(Главные герои- животные, композиция- цепевидная, большое обилие глаголов, включаются диалоги, повторяющиеся песенки.) -Назовите главные признаки бытовых сказок. (в основе сюжета – необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений, реальные жизненные конфликты получают сказочное разрешение.) - А какие сказки называются волшебными? (Это сказки, содержащие волшебство, чудеса, наличие волшебных персонажей, предметов, описание доминирует над диалогом.) - А что общего для всех народных сказок? («Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок») |
Раскрывает понятия сюжет и конфликт. Строит беседу по выявлению особенностей сказочного сюжета. |
Опираясь на опорный текст, составляют рассказ. Дают словесную характеристику главным героям сказки. |
|
3.Работа с иллюстрациями упражнение в выразительном чтении эпизодов |
Откройте учебник на странице 200, внимательно посмотрите на иллюстрацию. Найдите в тексте слова, которые описывают действие, происходящие на иллюстрации
Откройте учебник на странице 205, внимательно посмотрите на иллюстрацию. Найдите в тексте слова, которые описывают действие, происходящие на иллюстрации
С каким настроение вы читали эти отрывки? -Понравились вам эти отрывки? -Как вы думаете, на чьей стороне автор: на стороне добрых сил или злых? -Как вы бы поступили в отношении гадкого утенка? Почему? |
Организует внимание учащихся, Проверяет полноту осознанности сюжета Задает вопросы учащимся. |
Умеют работать с иллюстрациями и сюжетом. Высказывают свое отношение.
|
|
V.Итог урока Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы. |
· Обобщающая беседа · Оценки за урок · Дом.задание |
-Что нового узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? -Оценки за урок получают………………….. -Д\З: 1) Отметить в тексте места (слова, словосочетания, поступки, речь), характеризующие героев.
|
Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных недостатков учащихся. |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке. |
|
|
3-й урок: Герои литературной сказки. Сказочный герой. Художественно-выразительные средства. |
|
|
I. Актуализация знаний Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта учащихся. |
1. Уточнение понятия «сказочный герой» |
- Скажите, как звучит полное название произведения, которое мы читаем. -К какому жанру относиться это произведение,? (Сказка) -Какие герои действуют в этом произведении? (Раз это сказка, то и герой сказочный) -Главным героем сказки является Гадкий утенок. Настоящий сказочный герой: все основные действия сказки разворачиваются именно вокруг него.
|
Проверяет усвоенные детьми знания по пройденной теме |
Принимают учебную задачу. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. |
II. Постановка учебной задачи Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
|
1.Сообщение темы, определение целей урока. |
- Сегодня мы особое внимание уделим героям сказки, подумаем, какими чертами характера их наделил автор, поразмышляем над их поступками.
|
Сообщает учащимся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала. |
Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностные смысла учения.
|
III. Усвоение новых знаний Цель: 1.Обеспечивать восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изученного материала(существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов) 2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) |
1. Уточнение системы образов (сравнительная характеристика героев) |
-Ребята, каких героев сказки вы запомнили? Сколько их? - Ребята, а как вы думаете, кто главные герои сказки? (Гадкий утенок. Мама -утка). -Почему вы так решили? (Вокруг них группируются другие герои, все важные события в сказке связаны с ними, именно они являются действующими лицами в главных эпизодах).
- Сейчас мы вместе попробуем определить, какими чертами характера наделил автор Гадкого Утенка. -На доске записаны слова - характеристики, распределите их , слова, описывающие гадкого утенка, и слова, не подходящие для его характеристики. (самостоятельная работа) Добрый, милосердный, вспыльчивый, сильный, энергичный, простой, гостеприимный, практичный, справедливый, пассивный, наивный, внимательный, любящий, доверчивый, гадкий. -Проверим, как вы справились с заданием. Итак, каким вам представился гадкий утенок: Добрый, простой , доверчивый.
-Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь отталкивало других героев сказки от утенка? (он гадкий). А волновало ли наличие других душевных качеств остальных героев?(Нет). |
Организует внимание учащихся. Организует работу по теме урока, проводится опрос. Создает условия для самостоятельной работы.
|
Внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. |
|
3.Выявление языковых особенностей сказки |
-А какими художественными средствами пользуется автор, чтобы сделать описание в сказке зримым, ярким, запоминающимся? - Прочитайте отрывки и назовите те выражения, значение которых вам не ясно: -смётано-сложено в копны -озираться –осматриваться -и меня однажды провели-обманули -орава - беспорядочное и шумное скопление людей -несуразный, нелепый- нескладный -подойник-сосуд, в который стекает молоко при ручном доении -ликующий- радующийся Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба. Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом. Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист. Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы. Озираться – оглядываться назад. Канава – длинный, неширокий ров. Бултыхнуться – падать в воду. Ров – длинное углубление, вырытое в земле.
Определите внешний вид героя, каким его изобразил автор? (гадкий). Подберите синонимичный ряд к слову «гадкий» (мерзкий, вызывающий презрение).
-А какие слова в сказке говорят нам о давности времени и событий в ней описанных? Как называются эти слова? Найдите их в тексте (Архаизмы (устаревшие слова, вышедшие из обихода в современной жизни): сметано, озираться.
Обобщение: Для языка Андерсена характерны точность, образность, яркость. Он использовал слова, характерны для его народа, тем самым, вовлекая нас в культуру его страны. |
Организует внимание учащихся. Организует класс к выполнению самостоятельному чтению текста по рядам. Задаёт вопросы к прочитанному тексту. |
Внимательно слушают, выполняют самостоятельное чтение и отвечают на поставленные вопросы. |
|
4. Характеристика героев, представляющих силы зла. |
-А кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему? Какими отрицательными чертами наделяет их автор? Словарная работа: зависть, злоба, коварство. Что означают эти слова (индивидуальное задание учащемуся) -А как эти качества проявляются в словах и действиях героев? У утят, селезня, петуха, курицы. Они обижали гадкого утенка, тем самым они изгнали его из хоз двора. Обобщение: -Прощает ли гадкий утенок своих обидчиков? А мы, читатели? Обобщение: На примере этой сказки мы убедились в том, что добро побеждает зло. Как вы думаете, добро и зло живут только в сказках? Как вы думаете, что сильнее, добро или зло? А в наше время существует добро? А зло? |
Организует деятельность учащихся по отработке изучаемых знаний и способов действий. |
Внимательно слушают и воспринимают задания, проявляют интерес и задают вопросы. Выполняют словарную работу.
|
V.Итог урока Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы. |
1. Ответы на проблемные вопросы урока
2. Работа над смыслом пословиц |
-Вернемся к главным вопросам урока. Сформулируем выводы. - Какими качествами надел автор Гадкого утенка? -Как отрицательные герои повлияли на судьбу утенка? -Какие чувства вызывает у нас Гадкий утенок?
Подберем пословицы, подходящие к этой сказке: Язык острее меча. Некрасив собой, но красив душой. Суди не по внешности, а суди по делам. Всему свое время. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Не бросай друга в несчастье. Друзья познаются в беде.
|
Обобщает знания, закрепляет знания, полученные на уроке. |
Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют знания, полученные в ходе урока. |
|
|
4-ый урок. Тема сказки. Нравственный смысл сказки. Рисунки к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. |
|
|
I. Актуализация знаний Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта учащихся. |
1. Беседа по прочитанному ранее. |
- И так ребята, вспомните прошлый урок, какими качества автор наделил Гадкого утенка? Какие качества были у отрицательных героев? Вспомниет пословицы, которые подходят к этой сказке. |
Проверяет усвоенные детьми знания по пройденному материалу. |
Принимают учебную задачу. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. |
II. Постановка учебной задачи Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. |
1. Сообщение темы, определение целей урока |
- Сегодня мы завершим работу над сказкой Г.Х Андерсена «Гадкий утенок» Вспомним сюжет этой сказки и ответим на вопросы.
|
Сообщает учащимся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала. |
Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностные смысла учения.
|
III. Усвоение новых знаний Цель: 1.Обеспечивать восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изученного материала(существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов) 2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала) |
1.Викторина по сказке |
Откройте учебник, сейчас будут появляться вопросы, а вы должны найти ответ на странице учебника: - Все ли утята сразу появились на свет? - Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок? - Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож? - Куда отправилась утка со своей семьёй? (К ближайшей канаве) - Как утята учились плавать? - Как плавал серый утёнок? - О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил) - Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? (Его клевали и толкали, никто не давал ему проходу) - Что говорили о нем на птичьем дворе? - Как повел себя индейский петух? (Подлетел, залопотал, гребешок у него налился кровью) - Как страдал утенок из-за своей внешности? (Он жалел, что родился таким, что никто не хочет с ним из-за этого дружить) |
Организует внимание учащихся, Проверяет полноту осознанности сюжета Задает вопросы учащимся.
Проводит викторину по сказке |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Высказывают свое отношение.
|
2. Игра «Верю, не верю» |
Отвечая на мои вопросы, вы должны поднимать руку, если вы мне верите, не поднимать руки – если не верите: -Утка вывела на свет индюшат. -Петух принял на хоз двор утенка. -Другие утята хорошо отнеслись к утенку. -Кот был другом утенка. -У утенка не было друзей. -мама – утка защищала утенка от нападок других. |
Задает вопросы учащимся.
Проводит игру «Верю, не верю» |
Выполняют задания, Активно отвечают на вопросы |
|
3. Игра «Продолжи фразу» |
Можно предложить карточки или использовать слайды (текст зачитываю дети): ответ можно найти в учебнике: 1. — Живо! Живо! — закрякала утка, и утята заторопились, кое-как выкарабкались и начали озираться кругом, разглядывая зелёные листья лопуха; мать не мешала им — зелёный цвет полезен для глаз. 2. — Постой-ка, я взгляну на яйцо! — сказала старая утка. — Может статься, это индюшечье яйцо! 3. «Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитыми ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!» 4. — Да, новый, новый! — хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный! 5. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: — Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком! |
Организует внимание учащихся, Проверяет полноту осознанности сюжета Задает вопросы учащимся.
Проводит игру «Продолжи фразу» |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Высказывают свое отношение.
|
|
4.Работа с рисунками |
-Многие художники и композиторы были вдохновлены сказочными образами, которые создал Андерсен. Посмотрите на работы польского художника Ричарда Мравика. Он создал целую серию картин под названием «Чудесное превращение». Художник при помощи кисти оживил сказку в своих ярких, эмоциональных работах. Обобщение: Художник передал все те душевнее страдания, которые перенес Гадкий утенок. После чудесного превращения мы можем видеть великолепно белоснежного лебедя, который как бы говорит нам, что пусть я и был некрасив собой, но красив душой.
-Как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке? (Добро)
-Сегодня мы хотели бы показать вам иллюстрации к сказкам писателя, выполненные замечательным художником Ричардом Мравика. Характерные черты стиля: красота, реалистичность, можно даже подумать, что это не картина, а фотография, художник настолько четко передает цвет и красоту, что создается впечатлении, будто бы мы это видим в живую. Ричард художник – самоучка, именно поэтому его работы такие необычные, не похожие на картины других художников. -Ребята, иллюстрации к какому эпизоду сказки вы видите? (Рисунки вынесены на слайды). Опишите, что вы видите? Что вам особенно нравится?
|
Организует внимание учащихся. Использование наглядного материала (иллюстраций). Организует работу по теме урока, проводится опрос. Создает условия для самостоятельной работы.
|
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Высказывают свое отношение.
|
|
|
5. Определение темы, нравственного смысла сказки |
-Ребята, а как вы думаете, что легче :помочь нуждающемуся или обидеть его? (обидеть) Обобщение: Эта сказка добрая. Она говорит нам: «Умейте прощать, и тогда все будут счастливы!» Но еще я бы добавила: «учитесь радоваться чужому счастью, успеху, удаче, не завидуйте другим людям». А еще не стоит забывать, что не всегда внешность олицетворяет наш внутренний мир. |
Организует внимание учащихся. Постановка учителем вопросов репродуктивного характера. |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Высказывают свое отношение.
|
V.Итог урока Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы. |
1. Обобщающая беседа |
-Вот и закончили мы работу со сказкой «Гадкий утенок» Мы не только исследовали сказочный мир, созданный Андерсеном, но и открыли для себя что-то новое. А закончить урок я хочу словами одного зарубежного литературного критика:
Вершиной литературы для детей (равно как и для взрослых) явилось творчество Ганса-Христиана Андерсена, чьи сказки – бесценное достояние всего человечества.
-Согласны ли вы с такой оценкой творчества писателя? -Что нового вы узнали на уроке? - С каким настроением вы уходите с урока? |
Обобщает знания, закрепляет знания, полученные на уроке. |
Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют знания, полученные в ходе урока. |