Гласные после шипящих в сочетаниях ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №15 г. Лиски
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(2 КЛАСС)
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Чибисова Н.В.
январь 2024г
Русский язык.
Тема: Гласные после шипящих в сочетаниях ча-ща, чу-щу.
Цель: создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ча-ща, чу-щу.
Задачи:
1) выработать навык правописания сочетаний ча-ща, чу-щу в словах; закреплять навык правописания жи- ши.
2) развивать орфографическую зоркость учащихся, их память, внимание;
3) формировать умение формулировать учебную задачу, делать выводы, умение высказывать свою точку зрения, обосновывая её, развивать грамотную устную и письменную речь, воспитывать интерес к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять интерес к русскому языку; осознавать ответственность за результаты своей деятельности; критически оценивать свою работу.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Коммуникативные: умение с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: постановка учебной задачи в содействии с учителем; самооценка и взаимопроверка качества и уровня усвоения материала.
Предметные: повторить знания о написании орфограмм жи/ши, ча/ща, чу/щу; совершенствовать навыки написания слов с этими орфограммами; развивать умение видеть изученные орфограммы в словах, предложениях, текстах.
Ход урока:
I. Вхождение в урок. Мотивация.
Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
В школу мы пришли учиться.
- К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
II. Актуализация знаний
лыжи живот грущу чугун
пружина щавель лечу мыши
куча жизнь верчу шило
- Прочитайте стобики слов и скажите: что их объединяет? Какое слово лишнее? Докажите. (1 столбик – куча, 2 – щавель, 3 – грущу, 4- чугун)
-Какие орфограммы вы здесь видите?
-Кто догадался, над чем сегодня будем работать на уроке? (Правописание ча-ща, чу-щу)
- Ребята, это новая для нас тема? (Нет, мы её изучали в 1 классе)
-Для чего сегодня обращаемся к этой теме?
Какую цель поставим сегодня на уроке?
(Повторить правило, совершенствовать умение в написании слов с этими орфограммами)
- Давайте вспомним правило, которое нам должно помочь в работе над темой урока.
- Ну, а теперь пропишем эти буквы и их сочетания.
III. . Минутка чистописания.
- Откройте тетради.
Прежде, чем начать писать, давайте проверим свою посадку (напоминаю правила) и разомнём наши ладошки. «Пальчики здороваются» и покатали ручку между ладошками.
Итак, отступите 2 строки от образцов. Приложите 3 пальчика от полей, запишите сегодняшнее число (диктую). На следующей строке приложили 2 пальчика от полей и напишите: Классная работа. С какой буквы начнём писать?
На интерактивной доске дата, классная работа, минутка чистописания.
- Ребята, посмотрите, какие буквы мы будем писать сегодня на минутке чистописания? (Щ,ч) Что вы можете о них сказать? (Они дают шипящие согласные звуки, которые всегда мягкие).
- Молодцы! Откроем учебник на странице 11 и проверим, правильно ли мы вспомнили правило. Читаем хором. (На доске вешаю плакат с правилом)
IV. Работа над темой урока
1. - Вы уже знаете сказку о шипящих согласных звуках. Сейчас мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’]. Я буду читать слова, если вы услышите звук Ч, то первый вариант должен хлопнуть в ладоши, а на звук Щ хлопает в ладоши 2 вариант. Готовы?
Чайки, щавель, пища, чудесный, чайник, трещать, дача, каша, чаща
- Молодцы! Справились!
2. - Открываем учебник на стр.12 и будем с вами учиться применять изучаемые правила при письме. Упражнение 17. Сегодня мы в классе выполним первую часть упражнения, а вторую, для закрепления, будет домашним заданием.
Физкультминутка
Ча-ча-ча,
Мы сидели молча (ходьба на месте).
Чу-чу-чу,
Снова прыгать я хочу (прыгают на месте).
Жи-жи-жи.
На плечи руки положи (круговые вращения руками).
Щу-щу-щу,
Руки вниз я опущу (наклоны вниз с вытянутыми руками).
Ща-ща-ща,
Приседаем не пища,
Ши-ши-ши,
Посидим теперь в тиши.
3. Упр. 21 выполним по рядам и у доски.
1-ый ряд будет списывать слова, с пропущенными буквосочетаниями: ча-ща, 2ой ряд с жи-ши, а 3- с чу-щу. Трое детей работают у доски. Потом выполняем проверку со слайдом экрана. Кто выполнил правильно, ручкой зелёного цвета ставят на полях в тетради + или – за правильность выполненной работы.
- Ребята, при помощи сигнальной карточки покажите мне как вы выполнили работу.
4. Работа в парах.
- Сейчас мы продолжим нашу работу в парах. Сначала давайте вспомним алгоритм работы в паре.
задание
-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.
Что же делать? Как же быть?
Буквы нужно возвратить!
-Припишите справа или слева к слогам сочетания жи - ши, ча – ща, чу –щу, так чтобы получились слова.
(Чижи, туча, мыши, щука, крыши, часы, роща, чулок)
чи… | ро… |
кры… | …лок |
…ка | …сы |
- Какая пара выпонит задание, поднимите руки “домиком”.
V. Закрепление
Д/и «Спаси пингвина», », где надо на льдину посадить пингвина со словом, согласно правильному буквосочетанию (фигурки пингвинов у детей прикреплены к парте, по сигналу учителя дети встают по рядам и прикрепляют своего пингвина на нужную льдину).
VI. Итог урока. Рефлексия.
-Прозвенит сейчас звонок
И закончится урок.
Только интересно мне,
Что осталось в вашей голове.
1.Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой и всегда пиши!
2 .Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!
3.Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У.
- Молодцы!
Рефлексия: «Всё в твоих руках»
- За работу на уроке (выставляю оценки)
-Открыли дневники, записали Д/з (стр. 11- правило, стр.12 упр. 17 (2), карточка).
- Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке. Всем спасибо.
- Урок окончен.