Гласные после шипящих в сочетаниях ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ.

5
0
Материал опубликован 2 June в группе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №15 г. Лиски







КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(2 КЛАСС)


















Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Чибисова Н.В.








январь 2024г


Русский язык.


Тема: Гласные после шипящих в сочетаниях ча-ща, чу-щу.


Цель: создание условий для запоминания правила написания буквосочетаний ча-ща, чу-щу.


Задачи:

1) выработать навык правописания сочетаний ча-ща, чу-щу в словах; закреплять навык правописания жи- ши.

2) развивать орфографическую зоркость учащихся, их память, внимание;

3) формировать умение формулировать учебную задачу, делать выводы, умение высказывать свою точку зрения, обосновывая её, развивать грамотную устную и письменную речь, воспитывать интерес к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к русскому языку; осознавать ответственность за результаты своей деятельности; критически оценивать свою работу.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Коммуникативные: умение с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: постановка учебной задачи в содействии с учителем; самооценка и взаимопроверка качества и уровня усвоения материала.

Предметные: повторить знания о написании орфограмм жи/ши, ча/ща, чу/щу; совершенствовать навыки написания слов с этими орфограммами; развивать умение видеть изученные орфограммы в словах, предложениях, текстах.


Ход урока:


I. Вхождение в урок. Мотивация.

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

В школу мы пришли учиться.


- К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.


II. Актуализация знаний

лыжи живот грущу чугун

пружина щавель лечу мыши

куча жизнь верчу шило

- Прочитайте стобики слов и скажите: что их объединяет? Какое слово лишнее? Докажите. (1 столбик – куча, 2 – щавель, 3 – грущу, 4- чугун)

-Какие орфограммы вы здесь видите?

-Кто догадался, над чем сегодня будем работать на уроке? (Правописание ча-ща, чу-щу)

- Ребята, это новая для нас тема? (Нет, мы её изучали в 1 классе)

-Для чего сегодня обращаемся к этой теме?

Какую цель поставим сегодня на уроке?

(Повторить правило, совершенствовать умение в написании слов с этими орфограммами)

- Давайте вспомним правило, которое нам должно помочь в работе над темой урока.

- Ну, а теперь пропишем эти буквы и их сочетания.


III. . Минутка чистописания.

- Откройте тетради.

Прежде, чем начать писать, давайте проверим свою посадку (напоминаю правила) и разомнём наши ладошки. «Пальчики здороваются» и покатали ручку между ладошками.

Итак, отступите 2 строки от образцов. Приложите 3 пальчика от полей, запишите сегодняшнее число (диктую). На следующей строке приложили 2 пальчика от полей и напишите: Классная работа. С какой буквы начнём писать?

На интерактивной доске дата, классная работа, минутка чистописания.

- Ребята, посмотрите, какие буквы мы будем писать сегодня на минутке чистописания? (Щ,ч) Что вы можете о них сказать? (Они дают шипящие согласные звуки, которые всегда мягкие).

- Молодцы! Откроем учебник на странице 11 и проверим, правильно ли мы вспомнили правило. Читаем хором. (На доске вешаю плакат с правилом)


IV. Работа над темой урока

1. - Вы уже знаете сказку о шипящих согласных звуках. Сейчас мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’]. Я буду читать слова, если вы услышите звук Ч, то первый вариант должен хлопнуть в ладоши, а на звук Щ хлопает в ладоши 2 вариант. Готовы?

Чайки, щавель, пища, чудесный, чайник, трещать, дача, каша, чаща

- Молодцы! Справились!

2. - Открываем учебник на стр.12 и будем с вами учиться применять изучаемые правила при письме. Упражнение 17. Сегодня мы в классе выполним первую часть упражнения, а вторую, для закрепления, будет домашним заданием.


Физкультминутка

Ча-ча-ча,

Мы сидели молча (ходьба на месте).

Чу-чу-чу,

Снова прыгать я хочу (прыгают на месте).

Жи-жи-жи.

На плечи руки положи (круговые вращения руками).

Щу-щу-щу,

Руки вниз я опущу (наклоны вниз с вытянутыми руками).

Ща-ща-ща,

Приседаем не пища,

Ши-ши-ши,

Посидим теперь в тиши.


3. Упр. 21 выполним по рядам и у доски.

1-ый ряд будет списывать слова, с пропущенными буквосочетаниями: ча-ща, 2ой ряд с жи-ши, а 3- с чу-щу. Трое детей работают у доски. Потом выполняем проверку со слайдом экрана. Кто выполнил правильно, ручкой зелёного цвета ставят на полях в тетради + или – за правильность выполненной работы.

- Ребята, при помощи сигнальной карточки покажите мне как вы выполнили работу.


4. Работа в парах.

- Сейчас мы продолжим нашу работу в парах. Сначала давайте вспомним алгоритм работы в паре.

задание

-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!


-Припишите справа или слева к слогам сочетания жи - ши, ча – ща, чу –щу, так чтобы получились слова.

(Чижи, туча, мыши, щука, крыши, часы, роща, чулок)

чи…

ро…

кры…

…лок

…ка

…сы

- Какая пара выпонит задание, поднимите руки “домиком”.


V. Закрепление

Д/и «Спаси пингвина», », где надо на льдину посадить пингвина со словом, согласно правильному буквосочетанию (фигурки пингвинов у детей прикреплены к парте, по сигналу учителя дети встают по рядам и прикрепляют своего пингвина на нужную льдину).

VI. Итог урока. Рефлексия.

-Прозвенит сейчас звонок

И закончится урок.

Только интересно мне,

Что осталось в вашей голове.


1.Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой  
и всегда пиши!

2 .Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

3.Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У. 

- Молодцы!

Рефлексия: «Всё в твоих руках»


- За работу на уроке (выставляю оценки)

-Открыли дневники, записали Д/з (стр. 11- правило, стр.12 упр. 17 (2), карточка).

- Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке. Всем спасибо.

- Урок окончен.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей