12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лапутина Ирина Викторовна217

 Тема: Гласные в суффиксах – ик и – ек

Цели урока: познакомиться с правилом правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек и научится применять его на практике

Задачи урока:

Образовательные: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик;

Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

Воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения, коммуникабельности.

Оборудование: фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник, карточки со словами, лист самоконтроля (один на парте), записи на доске.

Речь учителя

Речь учащихся

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Какой сейчас урок?

- Какую часть речи мы с вами изучаем?

- Сейчас я буду читать утверждения, а вы будете отвечать «ДА», если оно верное и «НЕТ», если оно неверное .


Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные изменяются по родам

Все имена существительные изменяются по падежам и числам

Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Индивидуальная работа по карточкам.

- Давайте вспомним, каким способом чаще всего образуются существительные?

- Посмотрите на слова, с помощью каких морфем они образованы?

- Определите букву и объясните свой выбор:


В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…ик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик
3.
Изучение новой темы.

- Посмотрите на доску, почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется буква И?
- Сейчас мы посмотрим, как разрешил эту проблему Виктор Перестукин из мультфильма «В стране невыученных уроков»

- Как же решил эту задачу Виктор Перестукин, что она сделал?

- Давайте попробуем составить правило.

- Просклоняйте слова МЯЧИК и ОРЕШЕК

- В слове мячик гласная и остается.

- В слове орешек гласная е выпадает

- Значит, если при склонении гласная остается, то какой суффикс пишем?

- а если гласная выпадает, то какой суффикс пишем?

- Дополните правило и запишите:

Пишем суффикс – ИК, если ….

Пишем суффикс – ЕК, если ….

Закрепление изученного материала.

- Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

Самоконтроль.

- Посмотрите на доску и найдите ошибки.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

- Запишите в тетради слова без ошибок и объясните свой выбор орфограмм.

Итог урока

- Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

- Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?

- От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

Домашнее задание.

- составить кроссворд или ребусы со словами по теме «Суффиксы –ик, -ек, -чик, -щик имён существительных»

- Здравствуйте!

- сейчас урок русского языка

- Мы изучаем имя существительное.

- Нет

- Да

- Нет

- Нет

- Да

- Суффиксальным

- Эти слова образованы с помощью суффиксов – чик и – щик

- В слове прессовщик пишется буква Щ, потому что нет букв д-т, з-с, ж

- в слове разведчик пишется буква Ч, потому что есть буква д.

- Он изменил слово КЛЮЧИК на КЛЮЧИКА, а слово ЗАМОЧЕК на ЗАМОЧКА.

- Мячик - Орешек

- Мячика - Орешка

- Мячику - Орешку

- Мячик - Орешек

- Мячиком - Орешком

- о мячике - об орешке

- пишем суффикс – ИК

- пишем суффикс – ЕК

- Сыночек, изменяем слово на сыночка, гласная выпадает, значит пишем Е.

- Мячик, изменяем слово на мячика, гласная остается, значит пишем И.

- нужно подобрать однокоренные слова

- уменьшительное-ласкательное значение

- если при склонение гласная выпадает, то пишем Е, а если остается , то пишем И

Опубликовано


Комментарии (4)

Грохоткина Ирина Дмитриевна, 02.09.17 в 18:49 0Ответить Пожаловаться
По УМК "Начальная школа 21 века" данную тему проходим во 2 классе.
Лапутина Ирина Викторовна, 04.09.17 в 14:43 0Ответить Пожаловаться
Так уж сложилось, что мы работаем с детьми, у которых помимо нарушения слуха есть и сопутствующие дефекты, такие как умственная отсталость, зпр, аутизм, дцп, шизофрения итд. Поэтому не всегда удаётся следовать по программе, уже молчу о многократном повторении пройденного материала. Мы не работаем по УМК и ещё каким-либо новым программам, мы стараемся вложить в детей хоть самую малость того, что знаем сами. На моем столе лежит адаптированная рабочая программа и индивидуальный маршрут сопровождения для таких учеников. Наши дети не идут сдавать ЕГЭ , не поступают в ВУЗы, у них свой мир, свой социум , своё развитие и никакая инклюзия не изменит это... Спасибо за комментарий!

Отредактировано 04-09-2017 15:07

Грохоткина Ирина Дмитриевна, 08.09.17 в 19:56 0Ответить Пожаловаться
Извините, Ирина Викторовна! Я не знала с какими детьми Вы работаете. У нас тоже встречаются дети с которыми необходимо заниматься по адаптированной программе. Просто темы русского языка в 4классе по нашей программе проходятся в среднем звене в 6, 7 классах
Лапутина Ирина Викторовна, 12.09.17 в 19:59 0Ответить Пожаловаться
Наша задача хоть какие-то знания оставить в головах учеников
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.