12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Наталья Владимировна124
Россия, Красноярский край, Железногорск

Суффиксы имён существительных –ЕК-/-ИК-

Цель:

выяснить, когда в сущ. пишется суффикс –ек-, а когда - -ик;

правильно писать слова с этими суффиксами;

определить, для чего употребляют слова с этими суффиксами;

использовать слова с суффиксами –ек/-ик в своей речи

Форма урока: урок-исследование

Технология: РКМЧП

Класс: 5

-Здравствуйте, дети! Сегодня нам предстоит стать исследователями и помощниками. А помогать мы будем герою мультфильма Виктору Перестукину.

I. Стадия вызова

Просматриваем отрывок мультфильма режиссёра Ю. Прыткова «В стране невыученных уроков».

Учитель: -Ребята, нужно помочь Виктору Перестукину попасть к Глаголу. Для того, чтобы ответить на вопросы восклицательного и вопросительного знаков, что нам нужно сделать?

Дети формулируют цель урока (выяснить, когда в именах сущ. пишется суффикс –ек-/, а когда - суффикс –ик.

Учитель: - А зачем нужны суффиксы –ек/-ик?

Учитель: -Какова же тема нашего занятия?

Дети формулируют тему урока.

(Цель урока прописываем на доске).

Деятельность учителя:

создаёт проблемную ситуацию;

задаёт вопросы, подталкивая учеников к формулировке цели и темы урока;

 

Деятельность учеников:

просматривают фрагмент мультфильма;

формулируют цель урока;

формулируют тему урока.

УУД:

Познавательные:

формулируют самостоятельно учебную задачу;

Коммуникативные:

задают вопросы, обращаются за помощью к учителю;

формулируют свою точку зрения;

выстраивают монологическое высказывание;

слушают ответы других учеников.

II. Стадия осмысления.

Учитель: - Давайте прочитаем лингвистическую сказку о таинственных суффиксах –ЕК-/-ИК, чтобы выяснить, как пишутся слова с этими суффиксами.

Чтение сказки (читает ученик).

Ученики -ЕК- и -ИК-

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ИК- был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ЕК-, был самым настоящим прогульщиком, вернее К всегда оставалась на месте, а Е умудрялась улизнуть. Один раз, когда Е опять убежала, учитель, суффикс -ТЕЛЬ-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ЕК-. И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ЕК-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка, платочек – платочку и т.п.

(Энциклопедия «Я познаю мир. Русский язык»)

Учитель: - Итак, когда же в именах существительных следует писать суффикс –ЕК-, а когда - -ИК-?

Ответы учеников.

Деятельность учителя:

задаёт вопросы,

предлагает задание;

выслушивает ответы учеников, корректирует их.

 

Деятельность учеников:

читают сказку;

ищут ответ на вопрос учителя в тексте сказки.

УУД:

Личностные:

формирование мотивации учебной деятельности;

формирование уважительного отношения к мнению других.

Познавательные:

осуществляют смысловое чтение;

поиск и выделение необходимой информации в тексте;

определяют основную и второстепенную информацию;

представляют информацию.

Коммуникативные:

задают вопросы, обращаются за помощью к учителю;

формулируют свою точку зрения;

выстраивают монологическое высказывание;

слушают ответы других учеников.

Регулятивные:

понимают и удерживают учебную задачу.

Учитель: - Давайте зафиксируем данную информацию в наших справочниках. Как лучше этот материал записать: с помощью текста или схемы?

Варианты детей.

- Восстановите схему. (работа в парах)

-Итак, кто готов продемонстрировать свой вариант?

- Я тоже постаралась составить схему. Посмотрите, совпали ли наши варианты? (положительные эмоции)

 

 

 

 

Деятельность учителя:

задаёт вопросы,

предлагает задание;

выслушивает ответы учеников, корректирует их.

 

Деятельность учеников:

формулируют правило;

выстраивают схему;

определяют наиболее удачный вариант графического представления информации.

УУД:

Личностные:

формирование мотивации учебной деятельности;

формирование уважительного отношения к мнению других.

Познавательные:

представляют информацию;

переводят текст в схему.

Коммуникативные:

задают вопросы, обращаются за помощью к учителю;

формулируют свою точку зрения;

выстраивают монологическое высказывание;

слушают ответы других учеников.

Регулятивные:

понимают и удерживают учебную задачу;

вносят исправления в свою работу и работу других учеников;

оценивают работу товарищей, аргументируя свою точку зрения.

Учитель: - Повернитесь к соседу по парте. Расскажите друг другу правило написания суффиксов –Ек-/_Ик- в именах существительных.

 

Учитель: -Поднимите, пожалуйста, правую руку те, у кого получилось пересказать схему соседу.

Деятельность учителя:

предлагает задание;

 

Деятельность учеников:

проговаривают правило.

 

УУД:

Личностные:

формирование уважительного отношения к друг другу;

формирование желания помочь товарищу.

Коммуникативные:

выстраивают монологическое высказывание;

слушают ответы других учеников.

Регулятивные:

понимают и удерживают учебную задачу;

вносят исправления в свою работу и работу других учеников;

Учитель: -Проверим, как работает это правило, как работает наша схема.

Посмотрите на слова, что нам нужно сделать?

Дети формулируют задание.

- Как будем выяснять, какой суффикс писать?

Дети высказывают способ решения задачи.

Задание (на доске)

Человеч..к, денёч..к, сыноч..к, зуб..к, щеноч..к, тюб..к, кусоч..к.

Учитель: - Итак, как же мы будем действовать, если нам повстречаются сущ. с суф. –ЕК-/-Ик-?

Деятельность учителя:

задаёт вопросы,

предлагает задание;

выслушивает ответы учеников, корректирует их.

 

Деятельность учеников:

формулируют задание;

предлагают способы решения задачи;

записывают в тетрадь слова, подбирая проверочное слово и выделяя суффикс.

 

УУД:

Личностные:

формирование мотивации учебной деятельности;

формирование уважительного отношения к мнению других.

Познавательные:

применяют правило при решении практической задачи;

осуществляют рефлексию способа действия;

контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

задают вопросы, обращаются за помощью к учителю;

формулируют свою точку зрения;

выстраивают монологическое высказывание;

слушают ответы других учеников.

Регулятивные:

понимают и удерживают учебную задачу;

вносят исправления в свою работу и работу других учеников;

планируют способ решения задачи.

Учитель: -Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что изображено на данных картинках?

Ученики определяют, что изображено на парных картинках и записывают эти пары, применяя правило. По очереди выходят к доске. (Приложение 1)

Деятельность учителя:

предлагает задание;

выслушивает ответы учеников, корректирует их.

 

Деятельность учеников:

определяют, что изображено на картинке;

записывают пары в тетрадь, применяя правило.

 

УУД:

Личностные:

формирование мотивации учебной деятельности;

формирование уважительного отношения к мнению других.

Познавательные:

применяют правило при решении практической задачи;

определяют и называют объекты окружающей действительности;

подводят под правило;

строят рассуждение.

Коммуникативные:

задают вопросы, обращаются за помощью к учителю;

формулируют свою точку зрения;

выстраивают монологическое высказывание;

слушают ответы других учеников.

Регулятивные:

понимают и удерживают учебную задачу;

вносят исправления в свою работу и работу других учеников;

 

Зарядка для глаз.

Игра.

Если в слове пишется суффикс _ик-, тогда встаём, если - _ек-, то садимся.

Учитель проговаривает слова, ученики выполняют физические упражнения, выбирая действия ориентируясь на изучаемое правило

Гномик, горшочек, овражек, носик, участочек, портретик.

Учитель: - Молодцы! Похлопали себе!

 

Учитель: - Чей это домик? (Дюймовочки) Кто автор сказки о Дюймовочке? Почему Г.Х. Андерсен дал ей такое имя? (Приложение 2)

Подумайте, какой могла бы быть обстановка в гостиной Дюймовочки. Какие предметы там могли бы находиться? Дайте им краткую характеристику. На эту работу я даю вам 5 минут, а затем мы послушаем ваше описание.

Учащиеся работают самостоятельно, а затем слушаем несколько описаний. Уточняем, как написали слова с суффиксами –ек-/-ик-.

 

Дома я предлагаю вам, используя созданные вами описания предметов в гостиной Дюймовочки, написать небольшое сочинение-описание самой гостиной нашей героини.

Деятельность учителя:

предлагает задание;

выслушивает ответы учеников, корректирует их.

 

Деятельность учеников:

определяют, что изображено на картинке;

выбирают предметы, опираясь на своё представление о предпочтениях героини сказки;

создают описание помещения.

 

 

УУД:

Личностные:

формирование мотивации учебной деятельности;

формирование уважительного отношения к мнению других.

Познавательные:

применяют правило при решении практической задачи;

определяют и называют объекты окружающей действительности;

подводят под правило;

строят текст творческого характера..

Коммуникативные:

задают вопросы, обращаются за помощью к учителю;

формулируют свою точку зрения;

выстраивают монологическое высказывание;

слушают ответы других учеников.

Регулятивные:

понимают и удерживают учебную задачу;

вносят исправления в свою работу и работу других учеников;

 

III. Стадия рефлексии

Учитель:- Итак, ребята, мы сегодня изучали правило написания суффиксов –ЕК-/-ИК- в именах существительных.

-Вернёмся к целям нашего урока. Достигли ли мы их? За счёт чего? (правило; текст про комнату)

-Теперь мы можем помочь Виктору Перестукину. Давайте ответим на вопросы знаков препинания. Как же пишутся слова ключик и замочек? (на доске)

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель:

-Определите, пожалуйста, как бы вы оценили этот урок для себя.

Рад Филат, что дело пошло на лад.

Бились, колотились, ничего не добились.

Сомневаюсь, но пойму, мне ведь трудно одному.

(разъяснить значение пословиц, дать стикеры)

/data/files/f1563625658.docx (Приложение 2)

/data/files/m1563625624.docx (Приложение 1)

Деятельность учителя:

предлагает задание;

выслушивает ответы учеников, корректирует их.

 

Деятельность учеников:

отвечают на поставленный в начале урока вопрос;

высказывают своё отношение к видам работы на уроке.

 

 

УУД:

Личностные:

формирование мотивации учебной деятельности;

формирование уважительного отношения к мнению других.

Познавательные:

применяют правило при решении практической задачи;..

Коммуникативные:

задают вопросы, обращаются за помощью к учителю;

формулируют свою точку зрения;

выстраивают монологическое высказывание;

слушают ответы других учеников.

Регулятивные:

понимают и удерживают учебную задачу;

вносят исправления в свою работу и работу других учеников;

оценивают проделанную работу, исходя из своего восприятия

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.