Конспект урока по русскому языку «Правописание суффиксов -ек-, -ик-» (6 класс)
Тема: Правописание суффиксов –ек-, -ик-
Цель: добиться от учащихся усвоения правильного способа определения написания суффиксов -ек-, -ик- (-чик-). Одно из условий усвоения -- осознанный подход к морфемному членению слова. С этой целью обратим внимание ребят на суффиксы-омофоны: -чик- с уменьшительно-ласкательным значением и -чик- со значением лица (ср.: рассказчик – барабанчик).
Ход урока
1.Повторение изученного:
Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в написании суффиксов –чик-, -щик- со значением лица? Расскажите о правописании суффиксов –чик-щик-.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы. (Слайд 1)
(ученик выполняет у доски).
2.Изучение нового материала.
Задание: найдите слова, в которых есть суффикс –ЧИК ( Слайд)
найдите слова, в которых нет суффикса –ЧИК (Слайд 4)
(ученик выполняет у доски).
Определите, чем отличается склонение по падежам слова лучик от слова
орешек (Слайд 5) – (устно)
(Слайд 6) –слово учителя.
Опорный конспект (Слайд 7,8)- в грамматических тетрадях.
3. Закрепление.
Слайд 10,11 (устно)
Вставить пропущенные буквы (Слайд 12,13)- ученик у доски.
Найдите ошибки в словах (Слайд 14,15) – устно
Распределите слова в три колонки (Слайд 16,17,18) – ученик у доски.
упр. 749;
упр. 750.
Продолжите предложения, используя имена существительные из упр.749 и 751. Вставьте пропущенные буквы.
Дом_к Гном_ка был очень маленьким, он был сделан из _________
_______________. В огороде перед домом росли ___________________. В дом_ке стояли ______________________________________________. На стол_ке лежали ____________________________________________. Гном_к шёл на прогулку в __________________ или _______________.
2. Допишите текст, используя имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обозначьте их.
4. Рефлексия. Что нужно сделать, чтобы различить суффиксы –ек- и -ик –чик-? Какой пишется суффикс, если гласная в родительном падеже выпадает? не выпадает? (Слайд 19)
5. Д/з. параграф 55, упр. 751.