12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кожемякина Татьяна Алексеевна17

Урок русского языка в 3 классе «Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных»

 

Подготовила: Кожемякина Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ Хохловской ООШ

Этапы урока

Способы деятельности учителя

Способы деятельности

 ученика

Как работает на цель

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня урок открытия новых знаний. Прочитайте запись на доске.

 

 

- А как вы её понимаете? –

 

 

Хорошо. Мы вернёмся к ней в конце урока.

 

Ученики читают:

Как трудно жить на свете, не усвоив правило…

 

 

Ученики высказывают свои мнения.

 

Цель: Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

УУД: 

- личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками)

 

 

2. Чистописание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сейчас давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.

 

- Очень важно для грамотного человека уметь каллиграфически писать.

 

- Прочитайте соединения, которые написаны на доске.

 

- Пропишите их чередуя и каллиграфически правильно.

 

 

 

Ученики выполняют письменную работу в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

Дети читают: (слайд 3)

 ик ек ик ек

 

Дети пишут соединения в своих тетрадях.

 

Цель: обрабатывание  у детей каллиграфических навыков и аккуратности.

УУД :

- регулятивные(контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном)

 

 

 

3. Актуализация знаний учащихся.

 

 

 

 

- А сейчас прочитайте вот эти высказывания.

 

 

 

 

 

-Как мы называем такие высказывания?    

 

 - Объясните их значения.

 

- Запишите эти пословицы, каждую с новой строчки.

 

- В первом предложении найдите существительное.

 

- Во втором предложении найдите существительное. 

 

Разбирите их по составу.

 

 

- Давайте проверим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как образовались эти слова?

 

 -  Какое значение придали суффиксы –ик-,- ек- словам?                                                 

 

- Ребята, посмотрите внимательно на слово орешек и назовите безударные гласные?

 

- В какой части слова стоит гласная о?

 

- Как проверяют безударные гласные в корне?

 

- А в нашем случае можно проверить гласную о?

 

 

-  Почему?

 

 

- В какой части слова стоит гласная е?

 

 - Безударная гласная в суффиксе – это орфограмма. Сегодня мы научимся её проверять.

 

 

 

Дети читают: (слайд 4)

Крепкий орешек – сразу не раскусишь.

 

Мой домик, как хочу, так и ворочу.

   

Пословицы.

 

 

Ученики объясняют.

 

Дети записывают пословицы.        

 

 

 

орешек

 

 домик    

 

 

Дети самостоятельно выполняют разбор слов по составу.

 

 

 

Ученики с места называют части слова :

орешек  (окончание нулевое, основа орешек, корень ореш, суффикс ек),

 

 

домик (окончание нулевое, основа домик, корень дом, суффикс ик),

 

 

При помощи суфиксов -ек, -ик.

                                        Уменьшительно – ласкательное.

 

 

Безударные гласные – о, -е.

 

 

 

В корне.

 

 

Подбирают проверочные слова.

 

 

Нет.

 

 

Это словарное слово. Гласную о нужно запомнить.

 

В суффиксе.

 

 

Цель: Организация  актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

 

УДД:  

- регулятивные (целеполагание; планирование);

- познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).

 

 

 

4.  Новый материал.

 

 

 

 

 

- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы.

 

 

 

-Прочитайте инструкцию к работе в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-А теперь выберите капитана своей группы, который будет выступать с готовым решением. 

- Я вижу, что вы готовы вспомнить знания, которые нам пригодятся.

- У вас лежит карточка № 1.

 

Вместе вы должны её прочитать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Проверяем.

- 1к. читайте правильное утверждение из первой строчки.

- 2к. из второй строчки и т.д.

- Чья команда согласна с первым ответом, со вторым ответом и т. д.?

 

 

 

-Суммируйте все верные утверждения и дайте определение суффикса, как части слова.

 

- Молодцы, вижу, что ранее изученный материал вы усвоили хорошо.

- Оказывается, мы много уже знаем о суффиксе, но ещё не всё. Для этого вам нужно поработать со следующим заданием.

 

 

 

Один ученик читает памятку работы в группах.

 

1. Уважай своего товарища.

 2. Умей каждого выслушать.

 3. Не согласен – предлагай!

 

Один ученик читает инструк-цию к работе в группе.

1. Выбрать капитана.

 2. Внимательно читать задания.

 3. Если команда готова отвечать, то капитан поднимает номер группы.

  4. Если команда согласна с ответом другой команды, то она поднимает зелёную карточку, если не согласна, то красную.

 

Команды выбирают капитана.

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитаны читают задания всей команде.

 

 

 

Найти в каждой строчке верное утверждение и его подчеркнуть.

1. Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

2. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

3. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

4. Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

Команды выполняют задание.

 

 

Капитаны читают правильные ответы из каждой строчки.

 

 

 

 

 

 

 

Капитаны показывают сигнальные карточки . Если они согласна с ответом другой команды, то поднимают зелёную карточку, если не согласна, то красную.

 

Ученик даёт определение суффикса.

 

 

Цели: 1) Формирование коммуникативных навыков; готовности к межличностному общению, сотрудничеству.

2) Организация подводящего или побуждающего диалога  по проблемному   объяснению нового знания.

 

УДД:  

- личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

- регулятивные (целеполагание, планирование);

- логические  (анализ, обобщение);

познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5.     Стадия осмысления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь возьмите карточку №2 2. Вам нужно будет прочитать тексты и выбрать из них тот, в котором написаны неизвестные вам  знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чья команда уже готова?

 

 -  Информация под каким номером  вам была неизвестна?

- Прочитайте тему нашего урока.

 

 

 

- А сейчас попробуйте сформулировать цель урока.

- Учитель сообщает  цель урока: открытие способа проверки суффиксов -ик, -ек.

- Какие задачи вы поставите  перед собой на уроке?

 

 

 

 

 

- Знаем ли мы, как объяснить правописание безударной гласной в суффиксах -ик, -ек.?

- Как мы можем узнать об этом?

 

                                                   

- Какой путь вы выбираете?

- Почему? Обоснуйте свой ответ.

 

 

 

 

 

Команды читают  тексты карточки № 2 и выполняют задание.

 

 

Карточка № 2

1.          Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

2.     Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

−  Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

−  Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.

−  Выделить в слове суффикс.

3.     Есть два похожих суффикса: -ик– и  -ек– : [дом'ик],  [внуч'ик],  [топор'ик], 

[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.                                      

Команда, чей ответ уже готов, поднимает сигнальную карточку. 

Дети читают правильный ответ.

 

Дети читают  тему урока.

Слайд 7 « Проверка написания безударной гласной в суффиксах -ик, -ек.»

 

Предположения детей.

 

 

 

 

Ответы ребят:

 

– Научиться писать слова с суффиксами -ек -, -ик - Познакомиться с правилом проверки орфограммы.

Ответы детей.

 

Можно прочитать правило в учебнике.

Можно самим вывести это правило.

 Вывести самим.

Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

 

 

 

 

 

Цель:    1) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

         

 

  2) Организовать уточнение и согласование темы урока.

           

 

УДД:  

- личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

- регулятивные (целеполагание, планирование);

- логические  (анализ, обобщение);

- познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))

 

 

6.  Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

 

 

-  Я      знаю, что вы любите исследовать и наблюдать, поэтому предлагаю вам поработать в группах.

- Возьмите карточку № 3. Группы читайте своё задание.

- Вам всё понятно?

- Выполняйте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте проверим ваши выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как проверить верность наших выводов?

- Обратимся к научному источнику.

- Откройте учебник на странице 133.

- Прочитайте правило. 

 

- Какое открытие вы для себя сделали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы читайте своё задание.

 

 

Ответы капитанов.

 

 Дети выполняют работу по командам

 

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.

 

 

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 3

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     -ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик               (нет) кармашка

садик                    (нет) пенёчка

кармашек             (нет) садика

пенёчек                (нет) билетика

Карточка № 3

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Капитаны читают выводы по группам.

 

1 группа:

Мы сравнили пару слов:  есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс -ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–, а если не исчезнет, то суффикс -ик.

2 группа.

А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс -ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а  во  втором слове его нет, он исчез, пропал. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–, а если не исчезнет, то суффикс -ик.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс -ик–.Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–.. Мы тоже сделали такой же вывод как 1 и 2 группы.

Надо прочитать правило в учебнике.

 

 

Ученики читают правило на стр. 133

 

 Я узнал когда пишется суффикс -ик –, а когда суффикс -ек –.

 

 

 

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

1) – фронтально.

 

УДД:

- регулятивные (волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

 

 

 

7. Физ. минутка.

 

- А сейчас давайте немного отдохнём и расслабим наши мышцы. (слайд 9)

Не боимся мы пороши –

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны по швам

Снега хватит вам и нам!

 

 

 

 

Повторяют ученики:

 Не боимся мы пороши –

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны по швам

Снега хватит вам и нам!

 Дети выполняют движения.

 

 

 

Цель:  Снять физическое напряжение у учащихся.

 

8. Составление алгоритма.

 ик).

 

 

 

 

  Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно  писать эти суффиксы

 

- Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на доске. Что заметили?

 

 

          1 1 шаг.        Поставь во мн. ч.     или из      и измени слово

          2 2 шаг.        Определи «беглая       « ли гл  ли гласная

 

 

Да (пиши -ек)     

               Нет (пиши – ик)

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают свои варианты.

 

 

 

На доске  порядок действия описан тот же, что мы предлагали.

 

 

 

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

1) – фронтально.

 

 

УДД:                                       

- регулятивные (волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

 

 

9. Закрепление.

            

 

 

- Теперь давайте применим полученные знания на практике.

- Давайте выполним упр. 109 стр. 133

 

            - Прочитайте задание.

 

 

 

 - Давайте выполним его у доски.                                            

Тепер

-

Тепе- – Теперь  каждый возьмите

 карточку № 4, прочитайте

задание. Задание понятно?

  

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Самостоятельно проверьте с образцом на доске.

 

- Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы.

- Остальные ещё потренируются на других уроках. 

 

 

 

 

 

 

Один ученик читает.

 

Дети выполняют у доски с комментированием

Дети читают задание и отвечают на вопрос.

 

Уровень 1. Вставьте в слова гласную и или е и запишите в тетрадь.

 

Звоночка - звоноч…к, 

денёчка -  денёч…к,

калачика -  калач…к,

ножичка - ножич…к

молоточка -  молоточ...к, бубенчика -  бубенч…к, карандашика - карандаш…к, пёсика – пёс.к.

 

Уровень 2. -  Вставить пропущенные гласные и, е и записать в тетрадь.

 

Велосипед…к,  халат…к,  бегемот…к,  бережоч…к ,  рисуноч…к,  манеж…к,  песоч…к,  полушубоч.к.

 

3 уровень.   – Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик, платочек, столик.

Ребята самостоятельно сверяют свою работу с образцом. (слайд 11)

 

Обратная связь детей и учителя.

 

 

 

 

 

 

Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

 

УДД:

- познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));

- личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

 

10. Физ. минутка.

 

 

 

 

  Если я назову слова с суффиксом -ик – приседают мальчики, с суффиксом -ек – приседают девочки.  (слайд 13)

 

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

 

 

Дети приседают,  услышав свой суффикс.

 

 

Цель:  Снять физическое напряжение у учащихся, с учётом закрепления новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Закрепление.

 

- Возьмите карточку № 5.  Прочитайте текст и вставьте пропущенные орфограммы. (выполняет каждый ученик)

 

 

 

 

- Давайте проверим. Учитель читает пропущенные слова,

 - Теперь вы ещё лучше научились применять новое правило на практике.

 

 

Дети выполняют задание по карточки № 5 самостоятельно.

 

 

Дожд…к капает с утра.

Витя взял зонт…к и вышел во двор..к.

Там лежал грустный бараш..к.

 

Дети поднимают карточки с суффиксами ик, ек

 

 

Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

 

УДД:

- познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));

- личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

- коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

 

12. Итог урока. Рефлексия.

 

 

- Какова была тема урока?

 

- Какая проблема стояла перед вами?

-  Мы решили её?

- Чему мы научились?

 

 Дети, а эти знания нам пригодятся в жизни?

- Где, например?

- Давайте вернёмся к словам, которые были нам не понятны в начале урока.

- Как теперь будет звучать наше предложение?

 

 

 

 « Проверка написания безударной гласной в суффиксах -ик, -ек.»

 

 

Когда писать суффикс – ик, -ек.

 

 

Конечно.

 

Научились правильно писать суффиксы – ик, -ек.

 

 

 

Конечно.

 

 

Ответы ребят.

 

 

 

 Как трудно жить на свете, не усвоив правило написания суффиксов – ик, -ек.

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.