Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание суффиксов -ек-, -ик- в именах существительных»
Урок русского языка в 3 классе «Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных»
Подготовила: Кожемякина Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ Хохловской ООШ
Этапы урока |
Способы деятельности учителя |
Способы деятельности ученика |
Как работает на цель Формируемые УУД |
|
1.Организационный момент. |
- Ребята, у нас сегодня урок открытия новых знаний. Прочитайте запись на доске.
- А как вы её понимаете? –
Хорошо. Мы вернёмся к ней в конце урока.
|
Ученики читают: Как трудно жить на свете, не усвоив правило…
Ученики высказывают свои мнения.
|
Цель: Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. УУД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками)
|
|
2. Чистописание.
|
- Сейчас давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.
- Очень важно для грамотного человека уметь каллиграфически писать.
- Прочитайте соединения, которые написаны на доске.
- Пропишите их чередуя и каллиграфически правильно.
|
Ученики выполняют письменную работу в тетрадях.
Дети читают: (слайд 3) ик ек ик ек
Дети пишут соединения в своих тетрадях.
|
Цель: обрабатывание у детей каллиграфических навыков и аккуратности. УУД : - регулятивные(контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном)
|
|
3. Актуализация знаний учащихся.
|
- А сейчас прочитайте вот эти высказывания.
-Как мы называем такие высказывания?
- Объясните их значения.
- Запишите эти пословицы, каждую с новой строчки.
- В первом предложении найдите существительное.
- Во втором предложении найдите существительное.
Разбирите их по составу.
- Давайте проверим.
- Как образовались эти слова?
- Какое значение придали суффиксы –ик-,- ек- словам?
- Ребята, посмотрите внимательно на слово орешек и назовите безударные гласные?
- В какой части слова стоит гласная о?
- Как проверяют безударные гласные в корне?
- А в нашем случае можно проверить гласную о?
- Почему?
- В какой части слова стоит гласная е?
- Безударная гласная в суффиксе – это орфограмма. Сегодня мы научимся её проверять.
|
Дети читают: (слайд 4) Крепкий орешек – сразу не раскусишь.
Мой домик, как хочу, так и ворочу.
Пословицы.
Ученики объясняют.
Дети записывают пословицы.
орешек
домик
Дети самостоятельно выполняют разбор слов по составу.
Ученики с места называют части слова : орешек (окончание нулевое, основа орешек, корень ореш, суффикс ек),
домик (окончание нулевое, основа домик, корень дом, суффикс ик),
При помощи суфиксов -ек, -ик. Уменьшительно – ласкательное.
Безударные гласные – о, -е.
В корне.
Подбирают проверочные слова.
Нет.
Это словарное слово. Гласную о нужно запомнить.
В суффиксе. |
Цель: Организация актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
УДД: - регулятивные (целеполагание; планирование); - познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).
|
|
4. Новый материал.
|
- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы.
-Прочитайте инструкцию к работе в группе.
-А теперь выберите капитана своей группы, который будет выступать с готовым решением. - Я вижу, что вы готовы вспомнить знания, которые нам пригодятся. - У вас лежит карточка № 1.
Вместе вы должны её прочитать.
- Проверяем. - 1к. читайте правильное утверждение из первой строчки. - 2к. из второй строчки и т.д. - Чья команда согласна с первым ответом, со вторым ответом и т. д.?
-Суммируйте все верные утверждения и дайте определение суффикса, как части слова.
- Молодцы, вижу, что ранее изученный материал вы усвоили хорошо. - Оказывается, мы много уже знаем о суффиксе, но ещё не всё. Для этого вам нужно поработать со следующим заданием.
|
Один ученик читает памятку работы в группах.
1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай!
Один ученик читает инструк-цию к работе в группе. 1. Выбрать капитана. 2. Внимательно читать задания. 3. Если команда готова отвечать, то капитан поднимает номер группы. 4. Если команда согласна с ответом другой команды, то она поднимает зелёную карточку, если не согласна, то красную.
Команды выбирают капитана.
Капитаны читают задания всей команде.
Найти в каждой строчке верное утверждение и его подчеркнуть. 1. Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. 2. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. 3. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. 4. Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение. Команды выполняют задание.
Капитаны читают правильные ответы из каждой строчки.
Капитаны показывают сигнальные карточки . Если они согласна с ответом другой команды, то поднимают зелёную карточку, если не согласна, то красную.
Ученик даёт определение суффикса. |
Цели: 1) Формирование коммуникативных навыков; готовности к межличностному общению, сотрудничеству. 2) Организация подводящего или побуждающего диалога по проблемному объяснению нового знания.
УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - регулятивные (целеполагание, планирование); - логические (анализ, обобщение); познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение
|
|
5. Стадия осмысления.
|
- А теперь возьмите карточку №2 2. Вам нужно будет прочитать тексты и выбрать из них тот, в котором написаны неизвестные вам знания.
- Чья команда уже готова?
- Информация под каким номером вам была неизвестна? - Прочитайте тему нашего урока.
- А сейчас попробуйте сформулировать цель урока. - Учитель сообщает цель урока: открытие способа проверки суффиксов -ик, -ек. - Какие задачи вы поставите перед собой на уроке?
- Знаем ли мы, как объяснить правописание безударной гласной в суффиксах -ик, -ек.? - Как мы можем узнать об этом?
- Какой путь вы выбираете? - Почему? Обоснуйте свой ответ.
|
Команды читают тексты карточки № 2 и выполняют задание.
Карточка № 2 1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. 2. Чтобы выделить в слове суффикс нужно: − Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова. − Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова. − Выделить в слове суффикс. 3. Есть два похожих суффикса: -ик– и -ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик], [молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Команда, чей ответ уже готов, поднимает сигнальную карточку. Дети читают правильный ответ.
Дети читают тему урока. Слайд 7 « Проверка написания безударной гласной в суффиксах -ик, -ек.»
Предположения детей.
Ответы ребят:
– Научиться писать слова с суффиксами -ек -, -ик - Познакомиться с правилом проверки орфограммы. Ответы детей.
Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило. Вывести самим. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.
|
Цель: 1) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
2) Организовать уточнение и согласование темы урока.
УДД: - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - регулятивные (целеполагание, планирование); - логические (анализ, обобщение); - познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))
|
|
6. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа
|
- Я знаю, что вы любите исследовать и наблюдать, поэтому предлагаю вам поработать в группах. - Возьмите карточку № 3. Группы читайте своё задание. - Вам всё понятно? - Выполняйте.
- Давайте проверим ваши выводы
- Как проверить верность наших выводов? - Обратимся к научному источнику. - Откройте учебник на странице 133. - Прочитайте правило.
- Какое открытие вы для себя сделали?
|
Группы читайте своё задание.
Ответы капитанов.
Дети выполняют работу по командам
1 уровень Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика Есть бантик – нет бантика Есть барашек – нет барашка Есть горошек – нет горошка. Карточка № 3 2 уровень Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–. билетик (нет) кармашка садик (нет) пенёчка кармашек (нет) садика пенёчек (нет) билетика Карточка № 3 3 уровень Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–. ключик – кораблик – замочек – сыночек– Капитаны читают выводы по группам.
1 группа: Мы сравнили пару слов: есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс -ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–, а если не исчезнет, то суффикс -ик. 2 группа. А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс -ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а во втором слове его нет, он исчез, пропал. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–, а если не исчезнет, то суффикс -ик. 3 группа: Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс -ик–.Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–.. Мы тоже сделали такой же вывод как 1 и 2 группы. Надо прочитать правило в учебнике.
Ученики читают правило на стр. 133
Я узнал когда пишется суффикс -ик –, а когда суффикс -ек –.
|
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 1) – фронтально.
УДД: - регулятивные (волевая саморегуляция); - познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);
|
|
7. Физ. минутка. |
- А сейчас давайте немного отдохнём и расслабим наши мышцы. (слайд 9) Не боимся мы пороши – Ловим снег хлопком в ладоши Руки в стороны по швам Снега хватит вам и нам!
|
Повторяют ученики: Не боимся мы пороши – Ловим снег хлопком в ладоши Руки в стороны по швам Снега хватит вам и нам! Дети выполняют движения.
|
Цель: Снять физическое напряжение у учащихся. |
|
8. Составление алгоритма. ик).
|
– Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы
- Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на доске. Что заметили?
1 1 шаг. Поставь во мн. ч. или из и измени слово 2 2 шаг. Определи «беглая « ли гл ли гласная
Да (пиши -ек) Нет (пиши – ик)
|
Дети предлагают свои варианты.
На доске порядок действия описан тот же, что мы предлагали. |
Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 1) – фронтально.
УДД: - регулятивные (волевая саморегуляция); - познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);
|
|
9. Закрепление.
|
- Теперь давайте применим полученные знания на практике. - Давайте выполним упр. 109 стр. 133
- Прочитайте задание.
- Давайте выполним его у доски. Тепер - Тепе- – Теперь каждый возьмите карточку № 4, прочитайте задание. Задание понятно?
- Самостоятельно проверьте с образцом на доске.
- Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы. - Остальные ещё потренируются на других уроках.
|
Один ученик читает.
Дети выполняют у доски с комментированием Дети читают задание и отвечают на вопрос.
Уровень 1. Вставьте в слова гласную и или е и запишите в тетрадь.
Звоночка - звоноч…к, денёчка - денёч…к, калачика - калач…к, ножичка - ножич…к молоточка - молоточ...к, бубенчика - бубенч…к, карандашика - карандаш…к, пёсика – пёс.к.
Уровень 2. - Вставить пропущенные гласные и, е и записать в тетрадь.
Велосипед…к, халат…к, бегемот…к, бережоч…к , рисуноч…к, манеж…к, песоч…к, полушубоч.к.
3 уровень. – Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно. Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик, платочек, столик. Ребята самостоятельно сверяют свою работу с образцом. (слайд 11)
Обратная связь детей и учителя.
|
Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.
УДД: - познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий)); - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
|
10. Физ. минутка.
|
– Если я назову слова с суффиксом -ик – приседают мальчики, с суффиксом -ек – приседают девочки. (слайд 13)
Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик. |
Дети приседают, услышав свой суффикс. |
Цель: Снять физическое напряжение у учащихся, с учётом закрепления новых знаний.
|
|
11. Закрепление. |
- Возьмите карточку № 5. Прочитайте текст и вставьте пропущенные орфограммы. (выполняет каждый ученик)
- Давайте проверим. Учитель читает пропущенные слова, - Теперь вы ещё лучше научились применять новое правило на практике. |
Дети выполняют задание по карточки № 5 самостоятельно.
Дожд…к капает с утра. Витя взял зонт…к и вышел во двор..к. Там лежал грустный бараш..к.
Дети поднимают карточки с суффиксами ик, ек |
Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.
УДД: - познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий)); - личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); - коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
|
12. Итог урока. Рефлексия.
|
- Какова была тема урока?
- Какая проблема стояла перед вами? - Мы решили её? - Чему мы научились?
Дети, а эти знания нам пригодятся в жизни? - Где, например? - Давайте вернёмся к словам, которые были нам не понятны в начале урока. - Как теперь будет звучать наше предложение?
|
« Проверка написания безударной гласной в суффиксах -ик, -ек.»
Когда писать суффикс – ик, -ек.
Конечно.
Научились правильно писать суффиксы – ик, -ек.
Конечно.
Ответы ребят.
Как трудно жить на свете, не усвоив правило написания суффиксов – ик, -ек.
|
|