12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зайцева Юлия Николаевна396
Учитель истории и обществознания. Невозможно научить, можно научиться...
Россия, Липецкая обл., Липецк

Методическая разработка урока истории: «Развитие гласности в СССР»

Автор – Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №46 г. Липецка

Высшая квалификационная категоря

Зайцева Юлия Николаевна

Методический комментарий

Класс – 11 класс

Тема: Развитие гласности в СССР

Цели урока:

  1. Сформировать у учеников представление о развитии гласности и демократии в СССР, как об одном из направлений перестройки.
  2. Выделять причинно-следственные связи
  3. Формировать навыки анализа исторической информации, представленной в разных источниках.
  4. Продолжить формировать навыки анализа и систематизации информации.
  5. Развивать имение использовать ИКТ на уроках.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Изучить термины: «Гласность», «Демократия», «Перестройка»
  2. Изучить этапы формирования гласности в советском обществе.
  3. Рассмотреть проявление гласности в разных сферах общественной жизни.
  4. Изучить итоги проявления гласности и демократии в советском обществе.

Развивающие

  1. Продолжить формировать навыки аналитического мышления
  2. Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию
  3. Формировать навыки работы с дополнительной информацией, включающие анализ информации, выделение главного и представление в виде краткого сообщения.
  4. Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство сопричастности к истории своей страны
  2. Воспитывать чувство гражданской ответственности учеников
  3. Продолжать воспитывать чувство к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей

Планируемые результаты:

  1. Усвоить термины «гласность» ее основные цели и результаты
  2. Получение знания о гласности, как об одном из направлений перестройки, через участие в дискуссии
  3. Выделение основных этапов расширения гласности
  4. Систематизация и отбор информации, через самостоятельную подготовку сообщений

Технологии обучения:

- Проблемное обучение;

- Личностно - ориентированное обучение;

- ИКТ.

Необходимые технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер

Наглядность: Мультимедийная презентация, обложки книг Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984», плакаты периода гласности. Фрагмент передачи «Взгляд» за 1986 г., Фрагмент выступления В. Цоя с песней «Перемен!».

Используемая литература:

 учебник – Н.В. Загладин 11 класс.

Интернет-ресурсы:

Интернет-портал «РешуЕГЭ» https://ege.sdamgia.ru/

Видео-хостинг - https://www.youtube.com/watch?v=ue84G-VM9l

Технологическая карта урока.

Структурные элементы занятия

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационная часть

2 минуты

Приветствует, проверяет отсутствующих, проверяет готовность класса

Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.

 

Регулятивные УУД: Способность к управлению своим поведением и готовность и нацеленность на получение знаний.

Мотивация  деятельности

5 минут

Обратите свое внимание на экран, перед вам плакаты, относящиеся к 80-ым годам XX века, внимательно посмотрите на них и

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1

Выслушивает ответы. Корректирует тему.

Итак, тема нашего урока: Развитие гласности в СССР. Слайд 2

Как вы думаете каковы цели нашего занятия?

Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе.

Сообщение плана работы:

  1. Расширение гласности
  2. Проявление гласности в различных сферах жизни
  3. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущие. Слайд 3.

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Дают различные ответы.

Речь пойдет о свободе слова. О свободе мысли. О возможности высказывать свое мнение. Об возможном изменении общества в СССР.

Предлагают различные формулировки.

Слайд 1.

Записывают тему Слайд 2

Формируют цели.

Целями нашего занятия является, рассмотрение факторов связанных с изменение жизни в советском обществе в период перестройки. Проследить какое значение для этого имела гласность.

 

Слайд 3. Знакомятся с планом.

Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные регулятивные УУД:

Способность самостоятельно формировать цели обучения и пути их достижения. Способность обобщать информацию и анализировать ее.

Метапредметные коммуникативные УУД:

Умение использовать свои речевые средства для взаимодействия с учителем и друг с другом, при определении темы и целей урока.

Метапредметные познавательные УУД: Умение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы при работе с иллюстративным материалом.

Актуализация опорных знаний и способов деятельности.

 

2 минуты

На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему Перестройка в сфере экономики и политики. Давайте вспомним, удались ли реформы и на что они были нацелены?

 

Верно, ребята, однако механизмы перестройки укрепились в обществе. Одним из основных способов формирования нового сознания людей стала гласность. Прежде всего гласность была связана с отменой цензуры.

Давайте вспомним, что такое цензура? Какую роль она играла в советском обществе?

Слайд 4

Верно, во времена перестройки цензура начинает ослабевать. Появляется гласность.

 

М.С. Горбачев проводил реформы в сфере экономики, которые были нацелены на привнесение и экономику рыночных механизмов, а также стремился к многопартийности. Однако реформы не были до конца реализованы, что приводило к углублению кризиса.

 

 

Цензура - контроль власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусствакино и фото произведений, передач радио и телевидения. В обществе цезура распространялась с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.

Слайд 4.

 

Предметные УУД:

Уметь определять события.

Представлять мотивы и результаты осуществленных реформ. Умение определять понятия.

Создание проблемной ситуации

2 мин.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Как вы думаете, что означают знаки препинания после слова гласность?

Давайте разбираться.

Верно ребята.

Слайд 5.

Во время сообщения основных вопросов, ученики активизируют свою мыслительную деятельность с помощью вопросов на слайде. Акцентируют внимание на предстоящей работе.

Это означает, что проблемным вопросом нашего урока является усвоение знаний о том что такое «гласность», хорошо ли это или нет, и к чему это привело общество..

Слайд 5.

 

Личностные УУД:

Формирование ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию.

Изучение нового материала

23 мин.

Термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) Слайд 6.

А теперь давайте вы попробуете дать определение термина гласность.

Выслушивает ответы, корректирует определение.

«Гласность» замышлялась изначально не более чем обновление утратившей свою действенность официальной идеологии. Однако вскоре контроль над пропагандой КПСС был утрачен.

Преподаватель сообщает цели гласности.

А теперь определим, как проходило распространение гласности в советском обществе. Откройте учебник на С. 321-322. Выпишите как происходило расширение гласности.

 

Хорошо ребята, все верно. Слайд 8.

Гласность проявлялась везде в кино, музыке литературе.  На дом вы получали задание составить мини-сообщения о развитии литературы, музыки, кино в годы перестройки.

Гласность в литературе выступление ученика.

 

 

 

 

Кино и реабилитация выступление ученика.

 

 

 

 

 

Еще одной сферой искусства которую коснулась гласность была музыка, на радио и на кассетных пленках появляются записи различных исполнителей. Особую популярность удается завоевать группе «Кино» во главе с Виктором Цоем. Легендарная Песня «Перемен!», впервые исполненная в 1986 г. стала гимном перестройки и гласности, и хотя сам Цой утверждал что не вкладывал в песню никакого политического смысла, народ воспринимал это именно так. Я предлагаю прослушать Вам композицию и ответить почему? Организуется мини-дискуссия. Слайд 16.

В чем смысл высказывания

Из выступления И. К. Полозкова. 31 января 1991 г. Слайд 15
«Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил».

Подумайте каковы же были итоги гласности.

Корректирует итоги гласности.

Слайд 18.

 

В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика и телепередачи («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») люди стремились быть в центре происходящего.

Краткая информация о Владе Листьеве. Слайд 19.

Просмотрите видеосюжет видео-передачи ставшей культовым символом Перестройки «Взгляд» за 1987 г. Слайд № 20

Вопросы: Слайд №21

Организация дискуссии по следующим вопросам:

Какая проблема поднимается в видеосюжете?

Как советские граждане относятся к очередям и проблеме дефицита?

Как вы считаете, мог бы такой видеосюжет попасть на экраны в более раннее время? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Развитее СМИ привела к тому, что начали обсуждать актуальные проблемы. Средством выражения стал перестроечный плакат. Слайд №22.

Что изображено на плакатах? Какие проблемы?

Во времена гласности широко обсуждались механизмы будущей организации жизни общества. Единственной возможной альтернативой виделась демократическое общество.

Записывают дату. Слайд 6.

Ученики предлагают свои формулировки понятия. Гласность – одно из направлений перестройки, связанное с частичной отменой цензуры и расширением свободы слова.

Записывают термин гласность Слайд 7.

Привычка к самоцензуре, недовольство партократии – на первом этапе (1986г.);

Поддержка сверху, смена руководства ряда центральных изданий;

Расширение зоны и усиление остроты критики;

Ограничение функций Главлита (1988г.);

Рост популярности изданий, проявлявших смелость и инициативу;

Политическая дифференциация в СМИ;

Новый взгляд на власть, историю, правозащитное движение. Слайд 8.

 

 

Ученик выступает с сообщением о литературе времен перестройке, акцентируя внимания на новые произведения, а так же на том, что стали печатать ранее запрещенные произведения. Рассматривается личность А.И. Солженицына.  Слайды 9-12. Остальные слушают задают вопросы.

 

Ученик обращает внимание что в фильмах начинают затрагивать острые социальные проблемы, реабилитируются полит. заключенные, издаются книги памяти. Слайды 13-15.

Организуется мини-дискуссия. Фраза «хотим перемен, мы ждем перемен» на фоне экономического кризиса и социальных потрясений, воспринималась людьми как прямое руководство к действию, именно поэтому она и стала гимном перестройки, гласности, которая ставила своей целью планомерное изменение общества.

Смысл высказывания И.К. Полозкова состоит в утверждении, что гласность, начавшись как механизм воздействия коммунистов на общество, постепенно охватила проивоборствующей ей силы.

Формулируют итоги гласности.

1.Возродилась многопартийность
2. Реабилитированы жертвы сталинских репрессий
3. Активизировались различные общественные силы
4. Гласность повлекла за собой расширение демократизации страны
5. Отменена цензура
6. Рост интереса россиян к истории государства Слайд 18

Слушают и анализируют услышанное.

 

Участие в дискуссии.

Проблема недостатка товаров легкой промышленности.

Советские граждане уже смирились с и считают, что очереди будут всегда.

Нет, так как цензура этого бы не допустила.

На  перестроечных плакатах изображены острые социальные проблемы, взяточничество, использование открытости информации не для дела, недоверие к политической ситуации в стране.

Личностные УУД:

Способность к самостоятельной работе и самопознанию. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, по время выступления с сообщением. Формирование грамотной речи, умение осознанно отстаивать свою точку зрения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню современной исторической науки.

Метапредметные регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели и соотносить свои действия с поставленными результатами.

Формирование навыка самостоятельно оценивать правильность выбранных задач.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Формирование навыка работать с большими объемами информации и представлять ее в виде устного сообщения. Оттачивать умение участия в дискуссии. Умение использовать монологическую речь для выражения своей точки зрения.

Метапредметные познавательные УУД.

Умение формировать понятия, обобщения, выводы, причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения умозаключения.

Предметные УУД:

Умение определять и формулировать понятия, определять цели, этапы расширения и итоги гласности. Представлять мотивы введения гласности в общественную жизнь СССР.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

 

Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала

10 мин.

А теперь вернемся к нашему проблемному заданию урока.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Слайд 23.

 

 

 

 

Выполните тест. Прил.1.

Ученики через обсуждение приходят к тому, что дать однозначные ответы на эти вопросы нельзя, С одной стороны, во времена гласности люди получили больше свободы слова, появилась надежда на решение проблем. С другой, это привело к вседозволенности. Итоги, гласности так же имели и положительные и отрицательные стороны.

Выполняют тест.

Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства, для успешного закрепления.

Предметные УУД:

Определять и объяснять свою оценку гласности.

Метапредметные познавательные УУД:

Умение работать с тестами.

Подведение итогов и рефлексия занятия

3 минуты

Мы с вами рассмотрели тему – гласность в СССР. Давайте попробуем сделать вывод по уроку. Верно ребята.

теперь запишите домашнее задание – параграф 44. Составить сообщения о проявлении гласности в Липецкой области.

Аргументированное выставление оценок.

Вывод: Сегодня мы рассмотрели одно из ключевых понятий перестройки – гласность. Гласность означала отмену цензуры в обществе, переход к демократическим принципам в обществе. Записывают задание. Выставляют оценок.

Метапредметные познавательные УУД:

Умения обобщать и делать логические умозаключения.

 

Приложение 1.

Проверочный тест по теме: «Развитее гласности и демократии в СССР»

  1. Политика гласности в СССР во второй половине 1980-х гг. характеризовалась
  1. усилением роли КПСС в работе творческих союзов
  2. ориентацией на формирование позитивного образа правящей партии в глазах населения
  3. усилением идеологического контроля во всех сферах жизни общества
  4. большей степенью свободы СМИ и активным включением общества в обсуждение проблем развития страны
  1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­вет­ски­ми го­су­дар­ствен­ны­ми де­я­те­ля­ми и их де­я­тель­но­стью.

 

СО­ВЕТ­СКИЕ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НЫЕ ДЕ­Я­ТЕ­ЛИ

 

ИХ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НОСТЬ

А) Ю. В. Ан­дро­пов

Б) М. С. Гор­ба­чев

В) Л. И. Бреж­нев

Г) Н. С. Хру­щев

 

1) борь­ба с кос­мо­по­ли­тиз­мом, про­ве­де­ние мас­со­вых ре­прес­сий

2) борь­ба с дис­си­дент­ским дви­же­ни­ем, курс на укреп­ле­ние про­из­вод­ствен­ной дис­ци­пли­ны, жёсткий внеш­не­по­ли­ти­че­ский курс

3) про­воз­гла­ше­ние кам­па­нии по осво­е­нию це­ли­ны, на­ча­ло мас­со­во­го жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства

4) курс на де­мо­кра­ти­за­цию со­вет­ско­го об­ще­ства, по­ли­ти­ка глас­но­сти

5) по­ли­ти­ка ста­би­ли­за­ции кад­ров, по­ли­ти­ка «раз­ряд­ки» в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 

  1. Про­чти­те от­ры­вок из до­кла­да ру­ко­во­ди­те­ля ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии СССР.

«То­ва­ри­щи!

На нас, чле­нов Цен­траль­но­го Ко­ми­те­та, XXVII съез­дом пар­тии воз­ло­же­на ве­ли­чай­шая от­вет­ствен­ность — обес­пе­чить про­ве­де­ние в жизнь стра­те­ги­че­ско­го курса на уско­ре­ние со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны. По­лит­бю­ро имен­но так по­ни­ма­ет си­ту­а­цию и роль Цен­траль­но­го Ко­ми­те­та на ны­неш­нем этапе жизни со­вет­ско­го об­ще­ства.

Ис­хо­дя из этого, на об­суж­де­ние Пле­ну­ма вы­не­сен во­прос, име­ю­щий пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние для успеш­ной ре­а­ли­за­ции по­ли­ти­че­ской стра­те­гии, раз­ра­бо­тан­ной ап­рель­ским Пле­ну­мом ЦК и XXVII съез­дом КПСС, — во­прос о пе­ре­строй­ке и кад­ро­вой по­ли­ти­ке пар­тии. Мы долж­ны рас­смот­реть его в ши­ро­ком со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ском плане, учи­ты­вая уроки про­шло­го, ха­рак­тер пе­ре­жи­ва­е­мо­го мо­мен­та и за­да­чи на бу­ду­щее».

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

1) Ру­ко­во­ди­тель пар­тии, вы­сту­пив­ший с дан­ным до­кла­дом, — М. С. Гор­бачёв.

2) На съез­де, о ко­то­ром идёт речь, ру­ко­во­ди­тель пар­тии вы­сту­пил с до­кла­дом о куль­те лич­но­сти И. В. Ста­ли­на.

3) До­клад от­но­сит­ся к пе­ри­о­ду «от­те­пе­ли».

4) Вы­ступ­ле­ние от­но­сит­ся к 1980-м гг.

5) Ре­зуль­та­том ра­бо­ты съез­да стало при­ня­тие Про­грам­мы по­стро­е­ния ком­му­низ­ма за 20 лет.

6) Перед съез­дом и в ходе съез­да в пар­тии была осу­ществ­ле­на «кад­ро­вая ре­во­лю­ция» — свои посты по­ки­ну­ли мно­гие преж­ние ру­ко­во­ди­те­ли.

4. Как в СССР называли людей, которые не поддерживали коммунистическую идеологию – сторонников оппозиции?

1) оппозиционеры

2)ренегаты

3)диссиденты

4) сепаратисты

5. Понятия «перестройка», «ускорение», «гласность» связаны с политикой

1) Н.С.Хрущёва 
2) Л.И.Брежнева 
3) Ю.В.Андропова 
4) М.С.Горбачёва

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.