Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока в 10 классе по теме «Влажность».
Тема |
Влажность. |
||||
Тип урока: |
Урок усвоения новых знаний. |
||||
Цели урока |
расширение представления обучающихся о влажности воздуха посредством введения понятий абсолютная и относительная влажность и ознакомления со способами измерения влажности. |
||||
Задачи: |
Образовательные: 1.выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение". 2.сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы. 3.продемонстрировать способ измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов. Развивающие: 1.развивать умение анализировать информацию, пользоваться справочниками; 2.вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему поисково-творческий характер; 3.развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы. Воспитательные: 1.в ходе проведения урока воспитывать у школьников уверенность в познаваемости окружающего мира; 2. продолжить привитие навыков коллективной работы и товарищеской взаимопомощи. |
||||
Планируемый результат Предметные: В результате обучающийся знает, как вычислять влажность; умеет пользоваться психрометром; имеет представление о значении влажности в жизни человека. В результате обучающийся получает возможность научиться определять влажность воздуха. |
УУД |
||||
Личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. Регулятивные: умение определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей. Познавательные: умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, интерпретировать текст; и критически оценивать содержание. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
|
|||||
Основные понятия |
Абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основные технологии |
Основные методы |
Формы работы |
Ресурсы |
|
Слушание объяснений учителя. Работа с научно-популярной литературой. Решение текстовых количественных и качественных задач. 4.Анализ таблиц. 5. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. 6.Решение экспериментальных задач. 7.Постановка фронтальных опытов.
|
Технология сотрудничества. |
Словесные, наглядные, практические. |
Статическая пара, общеклассная. |
Оборудование: психрометр, гигрометр, термометры, ткань, стаканы с водой, металлические шары, снег или кусочки льда с водой. Раздаточный материал: психрометрическая таблица, инструкция по измерению влажности, тренировочные задания. |
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
||||||
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
||||||
2. |
Этап мотивации. |
Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. |
Предлагает прослушать отрывки из художественной литературы, ответить на вопросы и назвать тему урока, определить цель. |
Слушают. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
||||||
3. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает решить тест. |
Решают. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
||||||
Операционно – исполнительный компонент |
||||||||||||
4. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. Д.Э.№1, ФЭЗ, анализ текста, Д.Э.№2,№3., работа с учебником. |
Выполняют. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
25 мин. |
||||||
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||||||||
5. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает решить тест. |
Решают. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
||||||
5. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает составить синквейн. |
Сочиняют. Читают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
||||||
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на слайде в презентации.72, приметы |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Структура и ход урока.
Запись на доске.
«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда ещё можно делать открытия». Р. Фейнман.
2. Тест. Проверка. Анализ ошибок.
3. Тему урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания.
Лермонтов М.Ю. Светает. В поле тишина.
Густой туман, как пелена.
С посеребренною каймой,
Клубится над Днепром – рекой.
Почему над рекой образуется туман?
Г.Х. Андерсен «Герда начала читать «Отче наш»: было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман»
Почему зимой заметно выделение тумана при дыхании, а летом – нет?
Л.Н. Толстой «Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …» (Роса) Почему утренняя роса на траве к хорошей погоде, нет росы - к дождю.
Издавна человек пытался узнать, какая погода будет на следующий день, поэтому появилось множество народных примет. Давайте попробуем объяснить одну из них. Ласточки – береговушки перед дождем низко летают над водой. Ласточки питаются мошками, которые перед дождем, сбившись в кучу, находятся у самой воды. Это происходит потому, что в это время воздух очень влажный и намокшие крылья мошек не позволяют им подняться выше.
Скажите, что объединяет эти явления? (Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха)
4. Вода занимает около 70,8 % поверхности земного шара. Живые организмы содержат от 50%-99,7% воды. В атмосфере находится около 13-15 тыс. кубических км воды в виде капель, кристаллов снега и пара.
1.Что такое влажность воздуха? (Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере)
2. Какова причина появления водяного пара в воздухе? (Парообразование, испарение)
3. Вспомните, как происходит испарение, от чего зависит скорость испарения? (С поверхности водоёмов, почвы растений. Скорость зависит от начальной температуры тела, рода вещества, площади поверхности, ветра)
4. Как проявляется влажность воздуха? (В образовании облаков, дождя, инея, радуги, росы)
Влажность можно характеризовать несколькими величинами.
Плотность водяного пара в воздухе наз. абсолютной влажностью.(кг/м3)
Парциальное давление – давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали. (Па, мм. рт. ст.)
По парциальному давлению и абсолютной влажности нельзя судить о том, насколько пар в данных условиях близок к насыщению. Вот почему вводят величину - относительную влажность. Отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах. О.В. меньше 100%.
Влажность воздуха измеряется специальными приборами. Содержание водяных паров в воздухе помещений очень сильно влияет на протекание многих химических и биологических процессов. Так во влажном воздухе активизируются процессы гниения, быстро развивается и растет плесень, грибы и многие микроорганизмы. Они могут привести в негодность продукты питания, старинные фолианты, картины, ткани. Стальные части оборудования быстро ржавеют.
Задание: провести анализ текста.
Действие волосного гигрометра основано на том, что обезжиренный человеческий волос в условиях большой влажности удлиняется, а при низкой влажности его длина уменьшается. К концу волоса прицеплен груз, при изменении длины он поворачивает блок со стрелкой. Конец стрелки показывает относительную влажность по шкале.
Для измерения относительной влажности также используют психрометр (от греческого слова «психрос» – холодный).
– Назовите основные элементы прибора. (Сухой и влажный термометр)
– Для чего нужен сухой термометр? (Для измерения температуры воздуха)
– Для чего нужен влажный термометр? (Для измерения температуры воды)
– Почему отличаются показания сухого и влажного термометров? (При испарении термометр охлаждается) – Вычисляем и находим столбец, соответствующий найденной разности. На пересечении выделенной строки и столбца находим значение относительной влажности.
ФЭЗ
Для тренировки выполните в тетради 1-е задание на ваших листах: определить значение относительной влажности для указанных показаний термометров. (1 = 20 %; 2 = 92 %)
Представьте, что вы работаете на метеорологической станции. Каков будет ваш прогноз для каждого значения влажности? (1 – осадков не будет; 2 – осадки вероятны)
Объясните, почему такая зависимость: чем выше влажность, тем меньше разность показаний сухого и влажного термометров? (Чем выше влажность, тем медленнее происходит испарение, влажный термометр медленнее охлаждается, температуры меньше отличаются.)
Человек
45-65%
Компьютерная аппаратура и бытовая техника
45-65%
Мебель и музыкальные инструменты
40-60%
Библиотеки, экспонаты картинных галерей и музеев
40-60%
Идеальная влажность в жилом помещении составляет 40-60%. В летние месяцы воздух достаточно увлажнен (в особо дождливую погоду относительная влажность может достигать 80-90%)
Однако зимой системы центрального отопления и другие обогревательные приборы приводят к пересушиванию воздуха.
/data/files/l1481549059.pptx (Влажность)
Дома прочитайте § 72, вопросы к нему и выполните творческое задание: подберите народные приметы, связанные с влажностью воздуха, записать и оформить на альбомных листах, объяснить их с точки зрения физики.