12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Домашева Татьяна Васильевна2513
преподаватель истории
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе « Учителю истории и обществознания»

ТЕМУ УРОКА: ОБРАЗОВАНИЕ СССР

Цели урока: 

сформировать у обучающихся представления об основных особенностях процесса образования СССР, уделив внимание взаимосвязи истории и современности;

развивать у обучающихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала;

способствовать становлению гражданского самосознания школьников.

Задачи урока:

1.Обучающие: 

способствовать усвоению обучающимися основного фактического и понятийного материала о процессе образования СССР;

продолжить формирование умений работы с историческими источниками, анализа документов, обобщения, сопоставлять различные точки зрения, различать факт, мнение, оценку, интерпретацию.

2.Образовательные:

рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;

изучить события, которые привели к образованию СССР;

3. Воспитательные: 

формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности;

способствовать становлению гражданского самосознания;

через осмысление прошлого воспитывать позитивное отношение к нашей истории, формирование толерантности.

4. Развивающие:

раскрыть альтернативные взгляды на проблему образования СССР в  руководстве и исторически сложившиеся предпосылки объединения;

развитие абстрактного и наглядно-образного мышления;

активизация познавательной деятельности в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: лабораторное занятие

Оборудование:  

карта «СССР в 20-40гг.»

изображения государственных символов СССР;

карточки с вопросами для групповой работы;

Педагогические технологии:

 Работа в группах, проблемно – поисковые технологии.

















ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Что вы вкладываете в понятие «многонациональное государство»

Назовите известные вам способы организации и управления большими многонациональными территориями.

2.1

2.2

2.3



Как решался национальный вопрос в царской России.

Первые шаги большевиков в решении национального вопроса

Сформулируйте предпосылки образования СССР на основе выступления И.В.

Сталина(4)

Выступление И.В. Сталина на X Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.: «Существуют три группы обстоятельств, определивших неизбежность объединения советских республик в одно союзное государство. Первая группа обстоятельств - это факты, касающиеся нашего внутреннего хозяйственного состояния. Во-первых, скудость наших хозяйственных ресурсов, оставшихся в распоряжении республик в результате семилетней войны - скудость, которая заставляет нас объединять эти скудные средства для более рационального их использования и развития главных отраслей хозяйства...Во-вторых, сложившееся исторически естественное разделение труда... Например, север снабжает юг и восток мануфактурой; юг и восток снабжают север хлопком, топливом и т.д. Вот это разделение труда, установившееся между областями, не может быть вычеркнуто одним росчерком пера: оно создано исторически всем ходом хозяйственного развития федерации. В-третьих, единство основных средств сообщений по всей федерации, составляющих нерв и фундамент всякого возможного объединения. Вторая группа обстоятельств, определивших объединение республик, - это факты, связанные с нашим внешним положением. Я имею в виду наше военное положение. Следует, товарищи, помнить, что, несмотря на счастливый выход наших республик из состояния гражданской войны, опасность нападения извне не исключена. Эта опасность требует того, чтобы наш военный фронт был абсолютно единым, ...могущим обеспечить внешнюю безопасность республики. Наконец, третья группа фактов, тоже требующих объединения и связанных с характером строения Советской власти, с классовой природой Советской власти. Советская властью построена так, что она, интернациональная по своей внутренней сущности, всячески культивирует в массах идею объединения, сама толкает их на путь объединения. В мире Советов, где власть не на капитале, а на труде, где власть построена не на частной собственности, а на собственности коллективной... сама природа власти располагает к тому, чтобы трудящиеся массы естественно стремились к объединению в одну социалистическую семью». Дискуссии о формах объединения. Заполните таблицу. Дайте названия схемам. Какой план предпочтительнее и почему?

Образование СССР.

6.11. Определить основные положения проекта Сталина. В чем суть сталинского плана автономизации?

6.2. Определить основные положения проекта Ленина. В чем суть плана Ленина? Какие доводы приводит Ленин в пользу союза республик (т.е. федерации)?

6.5 Заполните таблицу

6.6. Дайте название схемам

Форма государства:

Форма государства:


Сторонники

Сторонники






Пользуясь картами, сравните территорию Российской империи в начале 20 века и территорию СССР в границах 1922 г. Можно ли утверждать, что СССР образовался в границах бывшей Российской империи?

Заполните хронологическую таблицу «Образование СССР и расширение союзного государства:

Дата

Вступление республик в союзное государство



Объясните термины:

ЦИК СССР, Союзный Совет и Совет Национальностей, СНК СССР, Политбюро и секретариат, ВЛКСМ, Всесоюзная пионерская организация, федерация, автономизация

Из договора об образовании СССР, 30 декабря 1922 г.: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская социалистическая Советская республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская республика (ЗСФСР — Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство — «Союз Советских Социалистических Республик» — на сле- дующих основаниях.

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат: а) представительство Союза в международных сношениях; б) изменение внешних границ Союза; в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик; г) объявление войны и заключение мира; л) заключение внешних государственных займов; е) ратификация международных договоров; ж) установление систем внешней и внутренней торговли; з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза... и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела; к) установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик; л) утверждение единого государственного бюджета.., установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов; м) установление общих начал землеустройства и землепользования..; н) общее союзное законодательство о переселении; о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а так- же гражданское и уголовное союзное законодательство: п) установление основных законов о труде; р) установление общих начал народного просвещения; с) установление общих мер в области охраны народного здравия; т) установление системы мер и весов; у) организация общесоюзной статистики; ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев; х) право общей амнистии...

2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами — Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик...

11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего...

12. ...Учреждается при Центральном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза — объединенный орган Государственного Политического управления... 21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство... 26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза».

Вопросы и задания

1. Сравните сферы ведения СССР по договору об образовании СССР и Российской Федерации по Конституции Российской Федерации 1993 г. (статья 71).

2. Нарисуйте схему высших органов власти и управления СССР.

Согласны ли Вы со следующими утверждениями и почему:

Создание СССР – результат долгого поиска новой формы национального государственного устройства

СССР- пример подлинно демократической федерации

СССР- сформировался как федеративное по форме, но унитарное по сути государство.



Опубликовано в группе « Учителю истории и обществознания»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.