Урок литературы во 2 классе «Главная мысль в рассказе Ю.И. Ермолаева "Два пирожных"»

2
1
Материал опубликован 27 January 2016

Урок: литературное чтение

Класс: 2

Тема: Главная мысль в рассказе Ю. И. Ермолаева «Два пирожных»

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

- познакомить с произведением Ю. Ермолаева «Два пирожных»

- развивать навык осознанного чтения

- формировать умение выделять главную мысль текста

- обогащение словаря учащихся словами: «пирожное», «Африка», «лианы», «буфет»

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать сосредоточенное внимание при чтении вслух с проговариванием

- развивать слуховое восприятие

- развивать воссоздающее воображение в процессе беседы по тексту

3. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать такие моральные качества, как доброта, отзывчивость

- воспитание интереса к чтению

Предметные результаты: овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.

Метапредметные результаты: умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные результаты: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Оборудование: иллюстрации пирожного, лиан, буфета, карточки со сложными для чтения словами, толковый словарь, стикеры.

 

Ход урока

Организационный момент.

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей,

С ней живется веселей!

Настрой на работу.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У   КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ.

Девиз урока: «Чтенье – лучшее уменье!»

Артикуляционная разминка

Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.

Погулять язык собрался: (открыть рот)

Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

Упражнения для развития речевого дыхания:

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Вступительная беседа.

Загадка

Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает с сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает - крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре.

(Пирожное)

Если дети не могут отгадать загадку, ведётся анализ загадки:

- Что значит песочное? Разве оно из песка?

- Нет, оно мягкое, рассыпчатое.

- Что значит в глазурной кожуре?

- Конечно, оно в шоколаде.

- Как же оно может быть картошкой? Разве это какой-то овощ?

- Это название лакомства – пирожного.

- Все ли из вас кушали пирожные? Поднимите руку те, кто ел пирожное.

- Какое оно на вкус? (Сладкое, приятное)

- А где можно попробовать пирожные? (Можно купить в магазине, можно приготовить самим)

Работа со словарем.

- И всё же, что такое пирожное?

- Давайте проверим наши догадки, воспользуемся словарем Ожегова и найдем значение слова «пирожное».

Дети работают в группах по 4 человека и находят заданное слово в словаре.

- Пирожное — кондитерское изделие небольшого размера из сладкого сдобного теста, обычно с кремовой начинкой.

- А что же значит «кондитерское»? Кто же делает эти красивые пирожные?

- Конечно, это кондитеры. То есть повара, которые создают десерты: тОрты, пирожные и другие сладости.

Этап целеполагания.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева «Два пирожных», будем развивать свой навык чтения и учиться выделять главную мысль текста.

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (предположения детей)

- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и готовьтесь ответить на мой вопрос: почему одна из девочек осталось без пирожного?

5. Чтение рассказа учителем.

Книги детей закрыты.

Беседа на основе слухового восприятия.

- Итак, ребята, почему же одна из девочек осталась без пирожного? (потому, что другая девочка съела её пирожное)

- Кто главные персонажи рассказа? (мама, Оля и Наташа)

- Где они находились? (дома)

- Молодцы, вы внимательно меня слушали.

7. Самостоятельная работа. Чтение с проговариванием.

Работа со сложными для чтения словами. Предотвращение ошибок при чтении.

Чтение по слогам хором.

На доске слова: пу-те-шест-ви-е, плас-ти-лин, крен-дель-ки, вдо-гон-ку, Кон-го, ли-а-ны, пе-ре-вер-ну-ла, рас-сме-я-лась, пи-рож-но-е

А теперь, открываем учебник на странице 85-86 и каждый читает текст самостоятельно вполголоса, чтобы мне было вас слышно.

Физминутка «ПАСТИЛА»

Раз, два, пастила – ручки я подняла.

(Поднимаем руки)

Раз, два, пастила – ручки опустила.

(Опускаем руки)

Раз, два, пастила – хлопнула в ладоши.

(Хлопаем в ладоши)

Раз, два, пастила – кто такой хороший!

(Гладим себя по голове)

Аналитическое чтение.

- А теперь давайте читать вместе.

Чтение 1ой части.

Читает М. Достаточно.

- Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)

- Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)

- О чем была эта книга? (о путешествия по Африке)

- А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)

- Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)

- Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)

- Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами)

Чтение 2ой части.

- Нашли то место, где мы остановились. Читает В. Достаточно.

- Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)

- Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)

- Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)

- Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)

- Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)

- Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)

- Это самая большая река в Африке.

- А что же такое лианы? (предположения детей)

- Тропические лианы –  вьющиеся растения с длинными стеблями, растут в тропических лесах, обвиваясь вокруг деревьев, цепляясь за них.

- Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)

- Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)

- Куда Оля убрала чистую посуду? (в буфет)

- Что такое буфет? (предположения детей)

- Буфет – это шкаф для хранения посуды

- Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)

Чтение 3ей части.

- Нашли то место, где мы остановились. Читает С. Достаточно.

- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)

- Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)

- Сколько пирожных съела Оля? (два)

- Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)

- Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)

- Кто разрешил Оле съест два пирожных? (мама)

- Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)

10. Реализация поставленной цели.

- Давайте, вспомним, какую же цель мы ставили в начале урока.

(Научиться выделять главную мысль текста)

- Ответим на вопрос: это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось? (предположения детей)

- Наташа могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами и просьбами.

- Как вы думаете, какое качество есть у Оли, но нет у Наташи? (доброта, отзывчивость)

- Все верно. Каждый из нас должен обладать таким человеческим качеством, как отзывчивость. Ведь быть отзывчивым – это значит быть чутким и добрым человеком, по отношению к окружающим. всегда быть готовым помочь другому человеку. А самое главное - делать это всегда от души и бескорыстно, то есть не прося ничего взамен за свою помощь!.
11. Итог урока.

- Какой рассказ мы читали на уроке? (Два пирожных)

- Кто написал этот рассказ? (Юрий Иванович Ермолаев)

- Чему мы учились на уроке? (выделять главную мысль текста)

- Какая главная мысль этого рассказа? (Каждый человек должен быть отзывчивым и добрым, нужно помогать друг другу)

12. Оценивание.

Приклеивание стикера определенного цвета на доску:

Зелёный – я усвоил материал урока, у меня всё получилось

Синий – я затруднялся отвечать на некоторые вопросы

Красный – на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа.

Анализ самооценки.

Похвала активных учащихся.

Домашнее задание.

Комментарии

Хороший урок, но цели надо поменять на задачи и определить одну цель урока.

24 March 2016